Наш кооператив, созданный в соответствии с Федеральным законом "О кредитных потребительских кооперативах граждан", является некоммерческой организацией, основной и исключительной целью своей деятельности ставит предоставление займов своим пайщикам. При этом плату за пользование займами мы учитывали как доход от предпринимательской деятельности и уплачивали налог на прибыль с сумм превышения доходов над расходами.
Одновременно, преследуя социальные цели, кооператив оплачивал долевое участие в строительстве жилья, направляя на эти цели часть прибыли кооператива. Следуя норме Закона N 2116-1, кооператив уменьшал налогооблагаемую прибыль на сумму фактически произведенных затрат на финансирование долевого участия в жилищном строительстве, соблюдая установленные этим Законом ограничения (содержание жилья на балансе кооператива в течение не менее двух лет). По правилам организованного таким образом фонда взаимных вложений в недвижимость пайщик, в чью пользу приобретена квартира, погашает инвестиционные затраты регулярным внесением паевых взносов в течение пяти лет. В течение этого срока вселяется и проживает в квартире по договору найма с кооперативом.
Применяемая кооперативом льгота была определена Законом N 2116-1 для предприятий "всех отраслей народного хозяйства", однако налоговая инспекция поставила под сомнение принадлежность нашего кооператива к отраслям народного хозяйства и правомерность применения льготы. Просим высказать ваше мнение по данному вопросу.
Подпунктом "а" п.1 ст.6 Закона N 2116-1 была предусмотрена инвестиционная льгота по налогу на прибыль, предоставляемая при определенных условиях:
- предприятиям отраслей сферы материального производства при направлении ими прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
- предприятиям всех отраслей народного хозяйства при направлении ими прибыли на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
При отнесении предприятий и организаций к сфере материального производства и непроизводственной сфере следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР.
Согласно вышеназванному Классификатору классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства.
Отрасли народного хозяйства, с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода, разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.
К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.
Ввиду того, что организация, о которой идет речь в вопросе, занимаясь финансовой деятельностью (предоставление займов членам кооператива), не создает материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения, то она по виду своей деятельности относится к непроизводственной сфере и, следовательно, может быть отнесена к соответствующей отрасли народного хозяйства.
Что касается права на инвестиционную льготу по жилищному строительству, то в связи с недостаточностью информации дать конкретный ответ не представляется возможным. Вместе с тем, если организация применяла порядок финансирования расходов на приобретение жилья по его содержанию и использованию, предусмотренный подпунктом "а" п.1 ст.6 Закона N 2116-1, то она при соблюдении всех установленных Законом ограничений имела право на льготу.
Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
1 января 2002 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1