Пенсионное страхование в Финляндии
Система пенсионного страхования Финляндии имеет разностороннюю структуру по размерам и формам предлагаемого гражданам страхового покрытия.
На практике все наемные работники и самозанятые граждане вовлечены в систему государственного пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии зависит от получаемой работником заработной платы. По аналогии с реформируемой российской пенсионной системой это есть ни что иное как накопительная составляющая государственного пенсионного страхования. Интерес представляет тот факт, что ограничения на максимально возможный размер пенсии в данной системе не существует, следовательно, отпадает необходимость в дополнительном частном страховании.
Таким образом, государственная пенсионная система Финляндии состоит из двух частей. Первая - накопительная пенсионная система, в которой размер пенсии напрямую связан с размером заработной платы. Вторая - национальная пенсионная система, обеспечивающая граждан национальной пенсией, получение которой зависит от срока пребывания в Финляндии. Так, для получения права на национальную пенсию в полном объеме будущий пенсионер должен работать или жить на территории Финляндии не менее 40 лет (с момента наступления 16-летнего возраста). Национальная пенсия предназначена для гарантирования адекватного минимального пенсионного дохода для всех пенсионеров. Если пенсионер не получает накопленной пенсии или если размер такой накопленной пенсии слишком мал, то национальная пенсия также выплачивается в полном размере. Размер национальной пенсии зависит от размера накопленной пенсии. Если накопленная пенсия превышает определенные пределы, то национальная пенсия может не выплачиваться вовсе.
Работодатель несет ответственность за пенсионное страхование своих работников в соответствии с соглашением между ним и специализированным институтом, занимающимся пенсионным страхованием. Государственная система накопительного пенсионного страхования финансируется обеими сторонами: работником и работодателем. Взносы как работника, так и работодателя в пользу этого работника зависят от размера получаемой работником зарплаты. Аккумулируемый работодателем пенсионный фонд передается затем в специализированный страховой институт.
Цель государственной накопительной системы - гарантировать, что уровень жизни, достигнутый наемными работниками и самозанятыми гражданами в течение их активной трудовой карьеры, будет поддерживаться и после выхода на пенсию.
Организация государственной накопительной системы пенсионного страхования в Финляндии децентрализована. Это означает, что все работники частного сектора и самозанятые граждане по закону обязаны иметь пенсионное страхование в этой системе, однако они имеют право выбора в отношении института, занимающегося пенсионным страхованием. Органом, координирующим деятельность подобных институтов и предлагаемых ими услуг пенсионного страхования в частном секторе, является центральный институт пенсионной безопасности (Central Pension Security Institute - СPCI). Помимо этого СPCI осуществляет исследование рынка пенсионного страхования и зарубежные связи. Контроль же за содержанием страховых продуктов, мониторинг финансовой устойчивости различных страховых институтов возложены на министерство социальной защиты и здравоохранения, а также на инспекцию по надзору за страховой деятельностью. Во главе системы национального пенсионного страхования стоит институт социального страхования, деятельность которого регулируется финским парламентом.
Вся система государственного накопительного пенсионного страхования в Финляндии базируется на восьми законодательных документах, шесть из которых регламентируют взаимоотношения по пенсионному обеспечению граждан, занятых в частном секторе, а два предназначены для работников государственного сектора.
Несмотря на то, что система государственного пенсионного страхования имеет сложную структуру, размер пенсий, получаемых из различных источников, интегрированных друг с другом, позволяет достигнуть желаемого пенсионером жизненного уровня после наступления пенсионного возраста.
Необходимо подчеркнуть, что система государственного накопительного пенсионного страхования играет важнейшую роль в экономике Финляндии. Размер резервов, находящихся в рамках этой системы, достигает половины ВВП страны.
Структура общего размера пенсии в Финляндии, 1999 г.
Институциональная структура пенсионного страхования Финляндии (децентрализованная модель)
Децентрализованность такой пенсионной системы выражается в том, что государственные функции пенсионного страхования перенесены на специализированные страховые компании, корпоративные и отраслевые пенсионные фонды. При такой организации стало возможным более досконально учитывать различные индивидуальные потребности застрахованных. Профсоюзы и прочие организации, задействованные на рынке труда, могут принимать активное участие в административном управлении институтами пенсионного страхования на равноправных принципах.
В соответствии с финским законодательством в отношении накопительной составляющей государственной пенсионной системы работодатель или самозанятый гражданин могут получать пенсию из надлежащим образом уполномоченной и лицензированной страховой компании, занимающейся пенсионным страхованием. У участников такой схемы имеется право покинуть не устраивающего их страховщика и перевести средства в другую страховую компанию, однако на практике такое почти не случается.
Для работодателей и частных предпринимателей имеется также возможность организовать свой собственный негосударственный пенсионный фонд (например, по отраслевому признаку). В Финляндии определенные сферы бизнеса, такие, как сельское хозяйство, строительство, лесная промышленность, судоходство и т.д., имеют свои специализированные пенсионные фонды.
Организационная структура накопительной пенсионной системы Финляндии
Виды государственных накопительных пенсий, на которые имеет право участник этой системы, следующие:
пенсии по старости (в том числе для выходящих на пенсию ранее установленного срока, а также отсроченные по времени пенсии);
индивидуальные досрочные пенсии;
пенсии работникам, занятым неполный рабочий день;
пенсии по полной и частичной нетрудоспособности;
пособия на покрытие расходов по реабилитации;
пособия по безработице;
пенсия наследникам.
В рамках национальной пенсионной системы выплачиваются те же самые виды пенсий (за исключением пенсий работающим неполный рабочий день и пенсий по частичной нетрудоспособности).
Доход, дающий право на получение государственной накопительной пенсии
Размер заработка, от которого ведется расчет пенсии для работников - членов корпоративных пенсионных фондов и страховых компаний по пенсионному страхованию, определяется отдельно для каждого работника. Для расчета пенсии выбираются года с максимальным уровнем оплаты труда за последние 10 лет. При этом исключаются года с размером заработка ниже среднего за указанный период. Количество исключенных таким образом лет не должно превышать одну треть от общего количества лет, принимаемых при расчете.
Этот подход для установления базы расчета пенсии был впервые введен в действующую пенсионную систему в 1996 г. Ранее размер дохода, дающего право на получение пенсии, исчислялся исходя из среднего размера зарплаты, получаемой работником на протяжении последних четырех лет работы. К 2006 г. планируется перевести все институты, действующие в рамках государственной пенсионной системы, на данный принцип калькуляции.
Для самозанятых работников расчет размера пенсий и взносов производится исходя из размера годового дохода, подтвержденного пенсионным институтом. Его величина зависит от характера и величины бизнеса. Все размеры ежегодно получаемых доходов индексируются для усреднения значений среднегодовых заработков.
Для муниципальных и государственных служащих расчет дохода, дающего право на пенсию, обычно определяется так же, как и для работников - участников корпоративных пенсионных фондов и страховых компаний.
Размер пенсии
Государственная накопительная пенсия исчисляется в индивидуальном порядке для каждого наемного или самозанятого работника. В соответствии с главным принципом этой системы происходит накопление пенсии по ставке 1,5% от заработка, положенного в основу расчета пенсии за время оплачиваемого трудового стажа по следующему алгоритму:
пенсия = 1,5 / 100 х стаж работы х средний размер дохода.
Для работников старше 60 лет ставка накопления составляет 2,5% за каждый год стажа работы.
При расчете индивидуальной пенсии в случае досрочного выхода на пенсию, а также при расчете пенсии по нетрудоспособности, безработице, наследникам время между непредвиденными обстоятельствами и пенсионным возрастом (который в Финляндии наступает после 65 лет) рассматривается как время, включаемое в стаж при начислении пенсии, если работник получил право на получение пенсии еще в период работы или в течение одного года после непредвиденного окончания трудовой деятельности.
Еще одним условием, которое принимается во внимание при расчете размера пенсии, является то, что перед выходом на пенсию будущий пенсионер должен проработать не менее 12 месяцев за последние 10 лет работы, делая отчисления в накопительную государственную систему. При этом он должен постоянно проживать в Финляндии в течение последних 5 лет.
Интересен и тот факт, что при раннем выходе на пенсию, обусловленном непредвиденными обстоятельствами, на протяжении оставшейся части времени между этим моментом и вступлением лица в пенсионный возраст также происходит капитализация пенсии. Так, если непредвиденный случай произошел до наступления 50-летнего возраста, то накопительная ставка составляет 1,5% в год, если в возрасте от 50 до 60 лет - 1,2%, если между 60-65 годами - 0,8%.
В Финляндии после наступления пенсионного возраста пенсионеры редко продолжают работать, и пенсионный доход, который они получают из накопительной и национальной пенсионных систем, вполне покрывает все их нужды и затраты. Поэтому сбережения и доходы из других источников не являются столь существенными. Реальный уровень дохода пенсионера составляет не менее 85% от уровня дохода остальных слоев населения. Размеры пенсии постоянно корректируются в соответствии с ростом среднего уровня заработной платы. Исследования показывают, что в Финляндии отмечается наименьшая разница в размерах пенсионного дохода среди различных категорий пенсионеров. Только в исключительно редких случаях пенсионеры вынуждены обращаться в органы социального обеспечения.
Пенсии считаются налогооблагаемым доходом пенсионера. Однако, если помимо получения национальной пенсии у пенсионера не имеется других источников доходов, пенсия освобождается от налогообложения.
Роль пенсий в национальной экономике
Государственные накопительные пенсии финансируются посредством пенсионных взносов, а их размер в свою очередь зависит от уровня получаемой заработной платы. При этом часть пенсий отдельных категорий работников (например, пенсии морякам) или самозанятым лицам финансируется из не облагаемого налогом дохода. Национальная пенсия также финансируется из дохода до налогообложения, и размер взносов в национальную пенсионную систему производится по установленной государством ставке взноса.
Таким образом, размер пенсионного взноса в государственную накопительную систему становится важным пунктом переговоров, которые происходят при определении уровня оплаты труда, и часто это становится предметом для согласования между профсоюзами и работодателями.
Общий размер пенсий, выплачиваемых из государственной накопительной системы и национальной системы пенсионного обеспечения, составляет приблизительно одну треть всех расходов по социальному обеспечению и две трети всех перераспределенных доходов внутри социального сектора финской экономики. Пенсии обеспечивают потребительский потенциал вышедшей на пенсию части населения страны и таким образом позволяют сбалансировать возможные отрицательные явления в экономике.
Инвестирование пенсионных активов
Пенсионные резервы играют основную роль в обеспечении экономического благосостояния страны. В 50-х и 60-х годах резервы, аккумулированные в рамках национальной пенсионной системы, использовались в процессе индустриализации и восстановления инфраструктуры северной части Финляндии.
Начиная с 60-х годов отмечался рост пенсионных резервов в частной накопительной системе, который обеспечивал пенсиями работников производственной сферы и сферы обслуживания. Небольшие и средние компании имели возможность использовать часть накопленных работниками пенсионных активов на собственные инвестиционные нужды, получив таким образом внутренний источник финансирования.
В 90-х годах такие факторы, как изменения на финансовых рынках и международная конкуренция, уменьшили потребности компаний во внутренних финансовых влияниях. В настоящее время внутренние кредиты составляют только одну шестую часть инвестиционного портфеля пенсионных институтов. Большая часть пенсионных активов инвестируется в облигации, эмитируемые правительством Финляндии. В последние годы активно стимулировались меры по усилению финансовой устойчивости пенсионных институтов. Основная цель таких мер - расширение возможностей по инвестированию накопленных средств в акции с целью увеличения размера капитализации.
Если получаемый доход от инвестированных пенсионных активов будет достаточно высок, то в дальнейшем могут появиться предпосылки для снижения размера пенсионных взносов.
Таким образом, опыт организации пенсионного страхования в Финляндии показывает, что наличие государственной накопительной пенсионной составляющей оказывает позитивное влияние на экономику страны не только в качестве источника значительных финансово-инвестиционных ресурсов, но и как серьезный механизм социальной защиты населения.
Ю. Финогенова,
РЭА им. Г.В. Плеханова, к.э.н.
"Финансовая газета", N 7, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71