Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6204-01
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее МРО ФСС России), в лице филиала N 34, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Силен-II" (далее - OOO "Силен-II") 259620 руб. штрафа за нарушение срока регистрации.
Решением от 16 июля 2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27 августа 2001 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное, так как штрафные санкции применены к ответчику в точном соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене, как вынесенные на основании недостаточно исследованных обстоятельств по делу и с нарушением норм материального права.
ООО "Силен-II", зарегистрированное 17.04.94 в МРП в качестве юридического лица, 14.12.2000 подало в МРО ФСС России (филиал N 34) заявление о регистрации его в качестве страхователя в фонде по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Филиалом N 34 МРО принято решение от 18.12.2000 г. N 299 о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 259620 руб. за ведение деятельности без постановки на учет в фонде.
В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке, МРО ФСС России обратилось в суд с иском о взыскании его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал на то, что с 01.01.2001 контроль за своевременностью и правильностью уплаты страховых взносов передан налоговым органам. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не включены в единый социальный налог, поскольку указанный вид страхования относится к гражданско-правовым отношениям. Таким образом, действия ответчика не могут содержать признаки правонарушения, предусмотренного ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" не предусмотрена ответственность за непостановку на учет в органах ФСС России.
Данный вывод суда не основан на законе и сделан без исследования всех имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные органы Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные фонды (в т.ч. ФСС России), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), а также проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщиков единого социального налога, осуществляют взыскание сумм штрафов.
В составе единого социального налога уплачиваются страховые взносы по обязательному государственному социальному страхованию.
В силу ст. 11 вышеупомянутого федерального закона взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него настоящим федеральным законом обязанностей по своей регистрации у страховщиков. В ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" предусмотрена возможность взыскания финансовых санкций в соответствии с ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
Судом при разрешении спора не учтено то обстоятельство, что истцом применены санкции за правонарушения имеющие место в 2000 г. и соответственно ссылка суда на отсутствие ответственности несостоятельна.
При таких обстоятельствах, решение и постановление апелляционной инстанции недостаточно обосновано и при их принятии не применены нормы материального права, подлежащие применению, а поскольку между законностью и обоснованностью решения существует тесная взаимосвязь, а суд кассационной инстанции лишен возможности устранить этот недостаток, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить обоснованность расчета начисленных штрафных санкций, а именно, определение доход за какой период положен в основу начисления штрафных санкций.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 июля 2001 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 27 августа 2001 г. по делу N А40-20578/01-111-214 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6204-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании