С 1 января 2004 года налог с продаж отменен
В соответствии с абзацем вторым части первой ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правового содержания указанной нормы и ее расположения в специальном неналоговом законе следует, что она распространяется только на преимущества, предусмотренные законодательством о налогах, включая возможность не уплачивать либо уплачивать их в меньшем размере, предусмотренные исключительно для субъектов малого предпринимательства.
Следовательно, данная норма не может применяться к положениям вступившего в силу законодательства о налогах, которые являются общеобязательными для всех налогоплательщиков, в том числе и для субъектов малого предпринимательства.
Абзац первый части первой ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ также предусматривает, что порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Закона г. Москвы от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" определен круг плательщиков налога с продаж.
Каких-либо исключений из данного перечня налогоплательщиков для субъектов малого предпринимательства указанными законодательными актами не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и п. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" при реализации предприятием товаров (работ, услуг) за наличный расчет налогоплательщик включает сумму налога в цену, предъявляемую покупателю (заказчику) этих товаров (работ, услуг), тем самым возлагая налоговое бремя на покупателя (заказчика).
В связи с введением в действие Закона г. Москвы от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" на территории г. Москвы отменены Закон г. Москвы от 16.03.94 N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц" и решение Малого Совета Московского городского Совета народных депутатов от 28.06.93 "Об установлении налога на перепродажу автотранспортных средств".
Исходя из вышеизложенного, Федеральный закон от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и изданный на его основании Закон г. Москвы от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" не создают менее благоприятные условия (по сравнению с ранее действовавшими) для субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом г. Москвы от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, признаются плательщиками налога с продаж.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. При этом индивидуальные предприниматели от уплаты других налогов не освобождаются.
На основании изменений и дополнений от 30.06.99 N 1 к инструкции Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 23.06.99 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж", введенных в действие с 1 июля 1999 г., не являются плательщиками налога с продаж только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Таким образом, индивидуальный предприниматель, работающий по патенту, не является плательщиком только подоходного налога, а налог с продаж должен уплачиваться им в установленном законом порядке.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 13 сентября 2001 г. N 06-08/42105 "О порядке уплаты налога с продаж индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица и ведущими учет по упрощенной системе налогообложения"
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 23, 2001 г.