Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 октября 2001 г. N 02-11/46474
Вопрос: Предприятие при получении лицензии на осуществление строительной деятельности, помимо фактической стоимости лицензии, оплачивает услуги посреднической организации (страховой сбор, плата за оформление документов и др.). Правомерно ли отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) в данном случае всех затрат, связанных с получением лицензии?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с внесенными изменениями и дополнениями) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Согласно данному Закону лицензирующими органами в Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2а Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с ее производством и реализацией, обусловленные технологией и организацией производства.
В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Поэтому расходы, произведенные в отчетном периоде, но фактически относящиеся к следующим периодам (то есть предварительно оплаченные), в расходы отчетного периода не включаются, а учитываются обособленно до наступления отчетного периода, к которому они относятся.
В бухгалтерском учете расходы организации, связанные с приобретением лицензии, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом изменений и дополнений), отражаются на счете 31 "Расходы будущих периодов".
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для отражения расходов будущих периодов предусмотрен счет 97 "Расходы будущих периодов".
На основании изложенного, расходы организации, связанные с приобретением лицензии, могут относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в составе общехозяйственных расходов равномерно в течение срока действия лицензии, только в части затрат непосредственно относящихся к получению лицензии, подтвержденные соответствующими первичными документами, оформленными согласно требованиям, установленным Законом РФ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", при условии фактического осуществления лицензируемой деятельности.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 октября 2001 г. N 02-11/46474
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 23, 2001 г.