Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 сентября 2001 г. N 03-08/43749
Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки установлено занижение налогооблагаемой прибыли. Предприятие просит разъяснить, каков порядок корректировки прибыли, доначисленной в ходе выездной налоговой проверки, в случае применения предприятием льготы по налогу на прибыль в части прибыли, направленной на погашение убытка, полученного за предыдущий год
Ответ: Пунктом 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Согласно п. 2 вышеуказанной статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 NN 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Таким образом, налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление.
Следовательно, налогоплательщик вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами, в том числе выявление по результатам выездной налоговой проверки сумм заниженной прибыли, заявить льготу за прошедший период. В этом случае следует уточнить расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли за тот налоговый (отчетный) период, в котором предприятие не заявило льготу.
Также следует иметь в виду, что льготы по налогу на прибыль предоставляются налогоплательщикам по специальным расчетам согласно инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений), то есть на налогоплательщика возлагается обязанность представить налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Таким образом, выявление по результатам выездной налоговой проверки сумм заниженной прибыли может рассматриваться как новое обстоятельство, влияющее на размер налоговой базы и соответственно на размер заявленных льгот. Следовательно, налогоплательщик может самостоятельно произвести перерасчет налоговых обязательств за тот период, в котором в результате выездной проверки установлено фактическое занижение прибыли, с целью уточнения изменения предусмотренных законодательством льгот, путем подачи уточненного расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль.
Кроме того, одновременно производится уточненный расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) в связи с изменением налоговой базы по налогу на прибыль в результате исправления допущенных ошибок за прошедшие отчетные периоды.
При этом согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 сентября 2001 г. N 03-08/43749
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 23, 2001 г.