Государственная пошлина в арбитражных судах
1. Общие положения
Развитие рыночной экономики в России в начале 90-х годов привело к расширению гражданско-правовых взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, развитию предпринимательства и рынка товаров, услуг, недвижимости, ценных бумаг.
Все это потребовало со стороны государства усиления защиты имущественных и неимущественных прав гражданам и организаций, а также юридически значимых действий, совершаемых этими субъектами в Российской Федерации.
В новых экономических условиях возникла необходимость пересмотра основных отраслей права, таких как конституционного, гражданского, трудового, земельного, уголовного, административного и, конечно, налогового. К сегодняшнему дню приняты новые законодательные акты (и Кодексы) по всем этим отраслям права.
Активизация рыночных экономических отношений также потребовала совершенствования законодательства, регулирующего рассмотрение споров между хозяйствующими субъектами, особенно в гражданских отношениях.
Среди налогов государственная пошлина занимает особое место.
Государство, испокон веку, защищая права и интересы хозяйствующих субъектов, взимало за эту защиту плату. Такая плата и называется государственной пошлиной. В 1991 году она была включена как федеральный сбор в налоговую систему Российской Федерации.
Продолжающееся развитие рыночных отношений потребовало внесения дополнений и изменений в законодательство о государственной пошлине, и, представляется, дополнения и изменения в законодательство будут вноситься и в будущем.
Уже в настоящее время депутаты Государственной Думы рассматривают проект специальной главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая будет отличаться от действующего Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1), однако эта глава НК РФ будет введена в действие не ранее 2003 года.
Тем не менее в данной статье, предлагаемой вниманию читателей журнала, изложен действующий порядок исчисления и уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах; тем более, что действующие в настоящее время основные принципы исчисления, структура и положения, касающиеся государственной пошлины, сохраняются в проекте НК РФ, а вопросы контроля за правильностью ее исчисления будут возникать еще три года, то есть до 2005 года.
Одной из частей судебных расходов являются государственная пошлина, которая взимается в соответствии с Законом N 2005-1 и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1996 N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (далее - Инструкция N 42).
Под государственной пошлиной понимается установленный Законом N 2005-1 обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в арбитражные суды.
Общие правила исчисления и уплаты государственной пошлины заключаются в ряде принципов и положений.
Государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления, жалобы, иного заявления в арбитражный суд.
Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица (независимо от организационно-правовой формы учреждений и форм собственности), обращающиеся в арбитражные суды за рассмотрением исковых заявлений, иных заявлений и жалоб. Они самостоятельно определяют налоговую базу и сумму государственной пошлины, подлежащую уплате.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и сбора, в том числе и государственной пошлины. Вместе с тем если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя) или лицо, подающее апелляционную (кассационную) жалобу, другим лицом, то суд будет исходить из того, что государственная пошлина уплачена и зачислена в федеральный бюджет, в связи с чем оснований для возвращения искового заявления или жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.
Сумма пошлины, подлежащая уплате в бюджет несколькими лицами, не имеющими права на льготу, может быть уплачена одним из них или всеми в равных или согласованных между ними долях. Если среди них один или несколько плательщиков согласно законодательству имеют право на льготу, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы. В этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготу. Если сторона, имеющая право на льготу, берет на себя обязательство по уплате государственной пошлины за другую сторону, то она уплачивает ее в размере, причитающемся к уплате стороной, не имеющей права на льготу.
Платежные поручения или квитанции об уплате государственной пошлины представляются с подлинной отметкой банка и хранятся в делах арбитражного суда, в котором рассматривается судебное дело. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате государственной пошлины не могут быть приняты в качестве доказательства ее уплаты. Подтверждением банка оплаты государственной пошлины по квитанции является наличие на этой квитанции оттиска клише контрольно-кассовой машины.
При подаче исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб иностранные организации, международные организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства уплачивают государственную пошлину на общих основаниях. Иностранные лица могут уплачивать пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в Российской Федерации, имеющих рублевые и валютные счета.
Согласно ст.13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам. По делам, рассматриваемым арбитражными судами, она зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, можно узнать в инспекциях МНС России по месту нахождения банка, через который будет осуществляться уплата государственной пошлины.
Основой для исчисления государственной пошлины является цена иска, заявленная истцом в исковом заявлении.
Цена иска определяется истцом. В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени).
Цена иска определяется по правилам, определенным ст.92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ):
по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой суммы;
по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, - исходя из оспариваемой суммы;
по искам об истребовании имущества - исходя из стоимости имущества;
по искам об истребовании земельного участка - исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии - по рыночной цене.
2. Ставки государственной пошлины
Ставки государственной пошлины установлены Законом N 2005-1 в виде простых рублевых, пропорциональных, в кратности или в процентах от минимального размера оплаты труда (МРОТ). В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ для исчисления налогов составляет 100 руб.
По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается в следующих размерах:
1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:
до 10 тыс. руб. - 5% от цены иска, но не менее одного МРОТ.
Пример.
Истец просит взыскать с ответчика 500 руб. По ставке, определенной по данному иску, государственная пошлина составит 25 руб. (5% от 500 руб.), однако в этой норме указан низший предел этой ставки - не менее одного МРОТ, то есть в настоящее время сумма государственной пошлины составит не 25 руб., а 100 рублей;
свыше 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. | 500 руб. + 4% от суммы свыше 10 тыс. руб.; |
свыше 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. | 2 тыс. 100 руб. + 3% от суммы свыше 50 тыс. руб.; |
свыше 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | 3 тыс. 600 руб. + 2% от суммы свыше 100 тыс. руб.; |
свыше 500 тыс. руб. до 1 млн руб. | 11 тыс. 600 руб. + 1% от суммы свыше 500 тыс. руб.; |
свыше 1 млн руб. | 16 тыс. 600 руб. + 0,5% от суммы свыше 1 млн. руб., но не выше тысячекратного размера МРОТ. |
Пример.
Истец в исковом заявлении просит суд взыскать с ответчика 500 млн руб. По данному иску исходя из приведенной ставки государственная пошлина составит 261 600 руб. (16 600 руб. + 0,5% от 49 000 000 руб.), но в этой ставке есть ограничение - пошлина не должна превышать 1000 МРОТ, то есть государственная пошлина составит 100 000 руб., а не 261 600 руб.;
2) с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными - двадцатикратный размер МРОТ;
3) с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов - 20% от МРОТ - для граждан, десятикратный размер МРОТ - для организаций;
4) с иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе с заявлений о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре - десятикратный размер МРОТ.
Пример.
В исковом заявлении истец просит арбитражный суд принудить ответчика исполнить обязательства в натуре - поставить два вагона угля на сумму 2 млн руб. Государственная пошлина по этому иску составит 10 МРОТ, то есть 1000 руб. (10 х 100 руб.);
5) с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) - десятикратный размер МРОТ;
6) с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - пятикратный размер МРОТ;
7) с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, - по размеру государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - по размеру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда - пятикратный размер МРОТ;
9) с апелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа - 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера (подпункты 2-8 настоящего пункта), а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы.
В случае применения ставки в зависимости от МРОТ необходимо учитывать ее размер, установленный законодательством на день уплаты государственной пошлины.
В случае предоставления отсрочки по уплате государственной пошлины по искам, по которым государственная пошлина установлена в кратном размере от МРОТ, государственная пошлина уплачивается исходя из установленного законом размера МРОТ на день фактической ее уплаты.
При изменении размера МРОТ в период, предшествующий подаче апелляционной или кассационной жалобы, жалоба оплачивается исходя из МРОТ на день уплаты государственной пошлины.
3. Порядок исчисления государственной пошлины
Нередко в суд обращаются с исками, содержащими одновременно требования имущественного и неимущественного характера. В этих случаях государственная пошлина взимается одновременно как с исковых требований имущественного характера, так и с исковых требований неимущественного характера.
Пример.
В иске изложены требования о взыскании арендной платы в размере 120 000 руб. и пени в размере 2000 руб., а также об освобождении ответчиком нежилого арендованного помещения стоимостью 180 000 руб. Истец должен уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину в следующих размерах:
1) с исковых требований имущественного характера (взыскание арендной платы и пени) при цене иска 122 000 руб. сумма государственной пошлины составит 4040 руб. (3600 руб. + 2% от 22 000 руб.);
2) с исковых требований неимущественного характера (об освобождении арендованного помещения) - 1000 руб. (100 руб. х 10).
Общая сумма государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет истцом, составит 5040 руб. (4040 руб. + 1000 руб.).
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
Пример.
В иске предъявлено требование о взыскании с ответчика арендной платы в сумме 120 000 руб., пени - 2000 руб. и компенсации за ущерб, нанесенный арендованному имуществу, - в сумме 20 000 руб. Государственная пошлина должна быть взыскана с общей суммы всех имущественных требований - 142 000 руб. Истец должен уплатить государственную пошлину в сумме 4440 руб. (3600 руб. + 2% от 42 000 руб.).
В ряде случаев имеются особенности определения цены иска, которые требуют привлечения правил, изложенных не только в АПК РФ, но и в других законодательных актах.
Пример.
В иске о взыскании с ответчика компенсации за нарушение авторских прав истец должен определить первоначальную сумму исковых требований в пределах, установленных Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" от 10 до 50 000 МРОТ. Суд либо истец могут увеличить цену иска. В таком случае в соответствии со ст.37 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с новой суммы иска.
Согласно АПК РФ действует общее правило: при увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины взыскивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении цены иска - уплаченная пошлина не возвращается.
Пример.
В иске предъявлено требование о взыскании с ответчика 80 000 руб., и уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (2100 руб. + 3% от 30 000 руб.). После принятия иска судом к производству истец увеличивает сумму требований до 100 000 руб., уплатив дополнительно государственную пошлину с новой суммы, с учетом первоначально уплаченной государственной пошлины в сумме 600 руб. (2110 руб. + 3% от 50 000 руб. - 3000 руб.). В дальнейшем до вынесения решения суда истец вновь изменил сумму требований, уменьшив их до 50 000 руб. Однако в соответствии со ст.91 АПК РФ государственная пошлина не пересчитывается.
Со встречных исковых заявлений, а также с заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями пошлина взимается на общих основаниях.
Пример.
Истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании ответчика банкротом. Исковое заявление оплачено истцом государственной пошлиной в размере 1000 руб. (100 руб. х 10). К этому же ответчику были предъявлены иски еще двумя кредиторами о взыскании в их пользу долгов. Кредиторы уплатили государственную пошлину в размерах, установленных Законом N 2005-1 по ставкам в зависимости от цены иска, предъявленного каждым из них.
АПК РФ предусматривает следующее правило по вопросам уплаты государственной пошлины в зависимости от результатов вынесенного судом решения - в пользу истца либо в пользу ответчика (полностью или частично). Так, по решению суда в пользу истца ответчик возмещает ему судебные расходы, включая государственную пошлину. В случае если решение суда вынесено в пользу ответчика, государственная пошлина истцу не возвращается (ст.95 АПК РФ).
Если после принятия арбитражным судом искового заявления к производству истец не поддерживает своих требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком, производство по делу прекращается.
Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, арбитражный суд должен исходить из п.1 ст.95 АПК РФ, согласно которому государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из того, что требования истца фактически удовлетворены.
Пример.
Минимущество России предъявило иск к организации по взысканию арендной платы в сумме 25 000 руб. и пени 5000 руб., а также потребовало расторжения договора аренды. Иск судом удовлетворен полностью. Исходя из того, что Минимущество России как истец освобождено от уплаты государственной пошлины в связи с защитой государственных интересов в соответствии с Законом N 2005-1, а иск арбитражным судом удовлетворен полностью, ответчик должен уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3300 руб.:
а) с исковых требований имущественного характера при цене иска 30 000 руб. (25 000 руб. + 5000 руб.) сумма государственной пошлины составит 1 300 руб. (500 руб. + 4% от 20 000 руб.).
б) с исковых заявлений по спорам о расторжении договора - 2000 руб. (100 руб. х 20).
В соответствии со ст.76 АПК РФ одной из мер обеспечения исковых требований является наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику. Кодексом не предусмотрена подача исковых заявлений по данному поводу. Эта мера может быть отменена решением арбитражного суда согласно ст.79 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в процессе. За подачу таких ходатайств государственная пошлина не взимается.
Государственная пошлина при подаче искового заявления в арбитражный суд истцами, являющимися хозяйствующими субъектами на территории другого государства-участника СНГ, взимается в соответствии со ст.2 Соглашения стран СНГ от 24.12.1993 "О размере государственной пошлины и порядке ее взимания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств" в размере 10% от суммы иска в валюте иска.
4. Порядок возврата государственной пошлины
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:
- внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по Закону N 2005-1. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина, если истец после принятия искового заявления к производству уменьшил цену иска;
- возвращения или отказа в принятии искового заявления, жалобы и иного обращения судами;
- прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а также тогда, когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком;
- удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик - налоговый, финансовый, таможенный органы и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение.
Возврат государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по письменным заявлениям налогоплательщиков, подаваемым в налоговый орган.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ на территории Российской Федерации с 1 января 1999 года вступила в силу часть первая НК РФ. При этом ст.7 указанного Федерального закона установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.
Учитывая, что п.8 ст.78 НК РФ установлены иные сроки возврата излишне уплаченных сумм налога по сравнению с установленными в п.5 ст.6 Закона N 2005-1 и п.16 Инструкции N 42, то положения Закона и Инструкции в части сроков возврата государственной пошлины не применяются. Согласно п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины к справке прилагаются копии платежных документов.
Представление платежных документов продиктовано тем, что налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением положений законодательства о налогах и сборах и обязаны проверять факты поступления государственной пошлины в бюджет.
Статьей 61 АПК РФ предусмотрено, что подлинные документы, имеющиеся в деле, по ходатайству представивших их лиц могут быть возвращены им после вступления решения арбитражного суда в законную силу, а если суд придет к выводу, что возвращение не нанесет ущерба правильному разрешению спора, - в процессе производства по делу до вступления решения в законную силу.
По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, возврат пошлины производится на основании выданной судом справки, решения, письма.
В связи с тем, что решение о возврате излишне уплаченной или взысканной государственной пошлины применяется налоговым органом по месту зачисления указанного платежа, плательщик государственной пошлины должен отослать в этот налоговый орган письменное заявление о возврате государственной пошлины с приложенной к нему квитанцией (в случае полного возврата) или копией квитанции (в случае частичного возврата) почтовым отправлением с уведомлением. Возврат уплаченной государственной пошлины должен быть произведен путем перечисления излишне уплаченной суммы на указанный плательщиком счет в банке или почтовым переводом в его адрес по месту его регистрации. Консультационную помощь по заполнению соответствующего заявления плательщик государственной пошлины может получить в налоговом органе по месту регистрации.
После проверки поступивших в налоговые органы заявлений и документов на возврат государственной пошлины налоговый орган выносит решение на ее возврат.
Возврат государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, производится органами федерального казначейства в течение одного месяца со дня получения заявления о возврате.
При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина возврату не подлежит.
В последнее время участились случаи, когда за возвратом государственной пошлины из федерального бюджета обращаются лица, не участвующие в деле, но уплатившие государственную пошлину за истца. Что получается?
Согласно ст.2 Закона N 2005-1 плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Государственная пошлина - это федеральный налог.
Согласно ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Таким образом, при возникновении необходимости возврата государственной пошлины налоговый орган не сможет вернуть ее истцу (хотя решение суда на возврат государственной пошлины выносится истцу), так как он пошлину не уплачивал. Возврат государственной пошлины третьему лицу невозможен, так как оно не является налогоплательщиком.
5. Льготы по уплате государственной пошлины
Законом N 2005-1 установлен ряд льгот по уплате государственной пошлины.
Так, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Пример.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) при подаче исковых заявлений в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов освобождается от уплаты государственной пошлины.
В случае если ПФР и его учреждения являются ответчиком по искам, решения по которым вынесены в пользу истца, ответчик - ПФР и его учреждения - возмещают расходы, понесенные истцами по уплате государственной пошлины в соответствии со ст.95 АПК РФ;
2) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;
3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) - по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;
4) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, - по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
5) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и их возврате из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
6) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Пример.
Налоговые органы, выступающие в арбитражном суде по хозяйственным делам, будут освобождаться от уплаты государственной пошлины по данному основанию.
В названной норме не содержится никаких условий в части финансирования государственных учреждений из федерального бюджета, поэтому независимо от объема их финансирования из федерального бюджета такие учреждения должны освобождаться от уплаты государственной пошлины.
Пример.
Городской комитет финансов финансируется частично из федерального бюджета и частично из местного, и на него также распространяется указанная льгота.
Кроме того, от уплаты государственной пошлины по делам о несостоятельности (банкротстве) освобождаются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если они являются:
1) Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, полными кавалерами ордена Славы.
Документами для подтверждения права на льготу являются книжка Героя Советского Союза или Российской Федерации, орденская книжка;
2) участниками и инвалидами Великой Отечественной войны.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участниками Великой Отечественной войны являются:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, в период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27.02.1981 N 220, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907 и от 27.02.1981 N 220, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Основанием для предоставления льготы является удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12.05.1988 N 621, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122;
и) лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда".
Основанием для предоставления льготы является удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14.05.1985 N 416, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122.
Инвалидам Великой Отечественной войны льгота предоставляется на основании удостоверения инвалида Отечественной войны, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209;
3) лицами, имеющими право на эту льготу в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе переселившимися с территории Украины, Республики Белоруссия и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации или нет.
Документами для подтверждения права на льготу являются удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или специальное удостоверение инвалида;
4) гражданами, пострадавшими от радиационных воздействий.
К числу таких лиц относятся:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- граждане из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
Основанием для предоставления льгот гражданам, перечисленным в настоящем подпункте, являются удостоверение установленного образца и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах со штампом (надпечаткой) "летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях", выдаваемые в порядке, определяемом МЧС России, по согласованию с Минтруда России, Минтрансом России, Минатома России;
5) гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющими право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Документом для подтверждения права на льготу является удостоверение установленного образца, выдаваемое в порядке, определяемом Правительством РФ;
6) гражданами, проживавшими в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившими в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (в соответствии с Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
Основанием для предоставления льготы является удостоверение единого образца, выдаваемое в порядке, определяемом МЧС России;
7) гражданами, принимавшими непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружений и военных объектах (в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска").
К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных сил Российской Федерации, войск и органов ФСБ, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
- непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
- непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
- непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и др. военных объектах;
- личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
- непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Документом, подтверждающим право для предоставления льготы, является удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии;
Согласно ст.56 НК РФ льготы предоставляются в соответствии с законодательством о налогах и сборах и не могут носить индивидуального характера.
Как читатель может убедиться, значительное количество юридических и физических лиц освобождены от уплаты госпошлины при подаче исковых заявлений в арбитражный суд. Однако АПК РФ предусматривает, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины.
Пример 1.
Истец, освобожденный от уплаты государственной пошлины, подал в арбитражный суд иск о взыскании задолженности по платежам в размере 5000 руб. Судом удовлетворен иск только в части взыскания с ответчика 500 руб. Для того чтобы определить, какую сумму государственной пошлины следует взыскать с ответчика, необходимо определить размер государственной пошлины, который должен был бы уплатить истец, - это 250 руб. (5% от 5000 руб.), а затем определить, в какой части удовлетворен иск (500 : 5000 = 0,1), и в этой же части определить размер государственной пошлины, подлежащей уплате ответчиком, не освобожденным от уплаты государственной пошлины, который составит 25 руб. (250 руб. х 0,1).
Пример 2.
Истец, освобожденный от уплаты государственной пошлины в соответствии с Законом N 2005-1, отзывает исковое заявление до вынесения решения суда при добровольном удовлетворении требований ответчиком. Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, арбитражный суд должен исходить из части первой ст.95 АПК РФ, согласно которой государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из того, что требования истца фактически удовлетворены. Так как истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается с ответчика в федеральный бюджет.
Л.Н Крыканова,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник", N 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1