Интервью с А.Б. Карлиным, заслуженным юристом Российской Федерации,
первым заместителем Министра юстиции Российской Федерации
- Александр Богданович, спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы.
Прежде всего расскажите, пожалуйста, какие направления Вы курируете?
- Как первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации организую планирование основной деятельности министерства, координирую работу структурных подразделений министерства по контролю за исполнением указов и поручений Президента РФ, постановлений и поручений Правительства РФ, планов и решений коллегии министерства.
Координирую деятельность структурных подразделений центрального аппарата, федеральных управлений по федеральным округам и территориальных органов министерства.
Осуществляю руководство деятельностью министерства по разработке и экспертизе экономического законодательства; по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц.
Хочу пояснить, что подразделения Министерства юстиции ведают теми или иными вопросами не в соответствии с некой научной классификацией областей права, а согласно чисто организационному "внутриведомственному" распределению поручений.
Так вот, я курирую департамент экономического законодательства Министерства юстиции России, объединяющего, согласно нашему порядку, бюджетное, налоговое, валютное, таможенное законодательство, а также законодательство о внешнеэкономической деятельности, о предпринимательстве, о рынке ценных бумаг, о приватизации, о национализации, о банковской деятельности. Департамент регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц, который, казалось бы, тоже относится к экономической сфере, - это самостоятельное подразделение Министерства юстиции.
- Какими принципами руководствуется Министерство юстиции в работе над законопроектами в экономической сфере?
- Мы исходим из необходимости дальнейшей либерализации законодательства, снятия излишних ограничений, в том числе административных, мешающих развитию предпринимательской деятельности. При этом Министерство юстиции является сторонником реалистической концепции преобразований, согласно которой роль государства в экономических отношениях должна быть сохранена. Это очень важно, так как обязанности государства многоаспектны.
Во-первых, оно выполняет регулятивные функции в экономической сфере, в частности, через законопроектную и иную нормотворческую деятельность.
Во-вторых, государство не должно утрачивать контрольных полномочий в экономической сфере, присущих любому государству. Безусловно, эти полномочия следует реализовывать грамотно, защита публичного интереса в экономических отношениях не должна входить в противоречие с задачами развития нормальной рыночной экономики.
В-третьих, государство является фактическим участником экономической жизни, так как создает юридические лица, наделяет их имуществом, определяет правовой режим этого имущества и в качестве такого участника не может не иметь определенных интересов. Я говорю не о том, что государство в указанном качестве должно получить какие-то преимущества, а о том, что совершенно недопустимо ущемление в правах юридических лиц, созданных при участии государства, по сравнению с другими субъектами гражданского оборота.
- Какова роль Министерства юстиции в законотворческой деятельности?
- Мы участвуем в реформировании экономического законодательства России. Хочу подчеркнуть, что Министерство юстиции не претендует на роль идеолога в этой сфере: работа организована таким образом, что основные направления определяют соответствующие профильные министерства. Например, "налоговой" отраслью руководит Министерство финансов; в отношении блока законов, направленных на дебюрократизацию экономики и улучшение инвестиционного климата, эту задачу выполняет Министерство экономического развития и торговли.
Но я не хотел бы и преуменьшать нашу роль. На Министерстве юстиции лежит обязанность обеспечить четкую реализацию экономических концепций и моделей, гармонично увязав все новшества с системой действующего законодательства. Если в какой-либо сфере предполагается внесение изменений, мы должны выявить все взаимосвязи актов, которых коснутся корректировки, с тем чтобы необходимой трансформации подверглись соответствующие правовые институты и механизмы их действия.
Упоминание триады недостатков, которые присущи законодательству России, стало уже непременным атрибутом почти любого выступления на правовую тему. Говорят, что наше законодательство пробельно, противоречиво и фрагментарно. Во многом это пока верно. Но мы стараемся, чтобы указанные пороки при принятии новых законов не только не усугублялись, что иногда, к сожалению, происходит, но и последовательно сокращались, а влияние различных негативных обстоятельств постепенно минимизировалось.
- Александр Богданович, Вы затронули проблему недостатков нашего законодательства. Какие механизмы использует Министерство юстиции для их устранения?
- В последнее время предпринят целый ряд практических шагов, которые направлены на повышение координирующей роли Министерства юстиции в законопроектной деятельности Правительства РФ. Вышел ряд документов, к важнейшим из которых мы относим, в частности, постановления Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" и от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".
Правительством РФ поставлена задача организовать законопроектную деятельность методологически правильно, логично. Работа над новым документом должна начинаться с выработки, согласования и утверждения его концепции. Такой подход во многом определяет качество законотворческой деятельности.
В конце 2000 г. мы провели заседание коллегии, где утвердили регламент законопроектной деятельности Министерства юстиции, создали при министерстве специализированный научно-консультативный совет. К участию в работе этого совещательного органа привлекли ведущих юристов-правоведов. В их число вошли не только специалисты научных и образовательных учреждений Министерства юстиции, но и представители МГУ им. Ломоносова, МГЮА, Уральской юридической академии и других известных вузов.
Очень тесно взаимодействует Минюст РФ с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в частности, при проведении юридической экспертизы законопроектов, вносимых Правительством РФ в Федеральное Собрание. Издан совместный приказ Минюста РФ и названного института*, в котором определены организационные аспекты таких связей.
- Насколько эффективен избранный метод работы?
- Положительные результаты отмечаются не только самим Министерством юстиции, но и руководством Правительства РФ. Сейчас бoльшая часть законопроектов, которые рассматривает парламент, создана Правительством РФ при участии Минюста РФ. Из вновь принятых законов количество разработанных Правительством РФ при участии Минюста РФ достигает 60%. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки актов.
Субъектов законодательной инициативы на федеральном уровне у нас в стране около 700. Все они находятся в равном положении, Правительство РФ привилегий в этой сфере, согласно Конституции, не имеет. Исключение составляет только бюджетная сфера: Правительство, и никто другой, должно вносить проект федерального закона о бюджете на очередной год.
Существует еще известное положение ст.104 Конституции РФ, согласно которому на законопроекты, которые требуют бюджетных затрат, субъект законодательной инициативы должен получить заключение Правительства РФ перед тем, как передать документ в парламент. К сожалению, Регламент Государственной Думы в этой части излишне мягок: Правила допускают внесение законопроектов, которые, хотя и требуют бюджетных затрат, не получили положительного заключения Правительства РФ.
Таким образом, Правительство действует в равных условиях со всеми другими субъектами законодательной инициативы. Поэтому мы отдаем себе отчет в том, что оно в состоянии поддерживать упомянутый высокий показатель только за счет высокопрофессионального подхода к работе. Мы не можем ориентироваться на соображения политической конъюнктуры. Некоторые же законодатели, в частности, представители депутатского корпуса, напротив, нередко вносят законопроекты с целью удовлетворить некий скандальный интерес, на практический же результат эти документы, как правило, не ориентированы. Такие методы работы я считаю недопустимыми. Проекты-однодневки засоряют законодательный механизм, задерживают принятие действительно значимых для общества законов.
- Как идет работа над очередными разделами Гражданского кодекса РФ?
- Часть третья Гражданского кодекса, которая состоит из двух разделов ("Наследственное право" и "Отношения в области международного частного права"), 14 ноября 2001 г. была одобренна Советом Федерации и вводится в действие с 1 марта 2002 г.
Сейчас завершается подготовка части четвертой ГК РФ, которую составит раздел об интеллектуальной собственности. Споры, связанные с содержанием соответствующих норм, во многом препятствовали своевременному принятию части третьей ГК РФ.
Поэтому Президент РФ согласился с тем, что в часть третью Кодекса войдут лишь два названных раздела, а раздел об интеллектуальной собственности будет внесен на рассмотрение в качестве части четвертой ГК РФ. Обсуждение последнего раздела в Правительстве должно быть завершено к концу 2001 г., в этом случае часть четвертая ГК РФ будет внесена на рассмотрение в Государственную Думу в начале 2002 г. В работе очень активно участвуют Исследовательский центр частного права при Президенте РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Роспатент.
- Какие из последних "экономических" законопроектов, подготовленных Министерством юстиции или при его непосредственном участии, Вы могли бы выделить как наиболее важные?
- К числу таких значимых документов я бы отнес, например, новую - уже третью - редакцию Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Сейчас этот проект обсуждается в правительственных структурах. Вы помните, как преподносилась обществу вторая версия этого акта? Он провозглашался лучшим в мире, выдающимся, революционным и т.д. Но время показало, что ныне действующий закон "О несостоятельности (банкротстве)" не реализует те цели, о которых было заявлено при его принятии.
Вместо того чтобы служить орудием защиты прав и законных интересов добросовестных кредиторов, этот акт превратился в удобный инструмент очередного передела собственности. Например, интересы государства как кредитора были серьезно ущемлены по сравнению с правами других кредиторов.
Сейчас по этому поводу продолжается острая дискуссия, и есть предложения, которые в случае их реализации лишь увеличат дефектность действующего акта. Мне представляется, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" должен в качестве главной своей цели рассматривать защиту прав кредиторов в тех случаях, когда должник реально является банкротом. Нельзя превращать его в инструмент захвата чужой собственности под предлогом якобы несостоятельности должника в то время, когда ни в экономическом, ни в гражданско-правовом смысле никакой несостоятельности нет.
Вероятно, в Думе этот законопроект будет проходить нелегко. Мы еще станем очевидцами очень широкой общественной дискуссии и очень серьезного разговора в парламенте.
Также на рассмотрение Правительства в октябре был внесен подготовленный Минюстом РФ при участии ряда других ведомств проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Предлагаемые коррективы позволят организовать более четкое и оперативное функционирование учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, более действенную правовую защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота.
"Законодательство", N 12, декабрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Приказ Минюста РФ и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ от 10 января 2001 г. N 2/52 "О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с А.Б. Карлиным, заслуженным юристом Российской Федерации, первым заместителем Министра юстиции Российской Федерации
Автор
Александр Богданович Карлин родился в 1951 г. в Алтайском крае.
В 1972 г. с отличием окончил Свердловский юридический институт.
В 1972-2000 гг. служил в органах прокуратуры. Начинал работать в должности старшего следователя, закончил карьеру в качестве начальника управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ, члена коллегии Генеральной прокуратуры РФ.
В апреле 2000 г. назначен на должность статс-секретаря - первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
С апреля 2001 г. является первым заместителем Министра юстиции Российской Федерации.
Государственный советник юстиции I класса.
С 1985 г. ведет преподавательскую и научную работу.
Кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. А.Б. Карлин - автор около 70 печатных работ, в том числе учебников и учебных пособий.
Участвовал в разработке действующего АПК РФ 1995 г. и проекта нового АПК. Член рабочих групп по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе; по подготовке проектов программы реформирования государственной службы Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе; Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Официальный представитель Президента РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания части третьей Гражданского кодекса РФ.
В свободное время любит читать. Отдает предпочтение историческим книгам.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2001, N 12