Налогообложение благотворительной деятельности
Под благотворительной деятельностью в соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности благотворительных организациях" понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг.
В настоящее время, кроме названного закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации целей, предусмотренных Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ, путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.
Государственная поддержка благотворительных организаций осуществляется путем установления льгот по отдельным видам налогов.
Налог на прибыль предприятий и организаций
В соответствии со ст.6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 (ред. от 09.05.01) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке; средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3% облагаемой налогом прибыли; а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды- не более 5% облагаемой налогом прибыли.
Перечисленные фонды и организации, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета.
Следовательно, организация, перечислившая денежные средства на специальный счет Главного управления Федерального казначейства Минфина России, имеет право заявить льготу по налогу на прибыль применительно к подп. "в" п.1 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с указанной нормой перечисленные средства в установленном порядке включаются в общую сумму средств, подлежащих освобождению от налогообложения, с учетом ограничений в размере не более 3% облагаемой налогом прибыли.
Кроме того, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 24.03.01) законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право по установлению для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Порядок льготного налогообложения, установленный Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, действует до 1 января 2002 г. C 01.01.02 вводится в действие глава 25 части второй Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций", устанавливающая принципиально новый подход к исчислению данного налога. К числу наиболее значительных изменений порядка исчисления налога на прибыль относятся практически полная отмена налоговых льгот и снижение налоговой ставки до 24%. При этом установлено, что 7,5% будет зачисляться в федеральный бюджет, 14,5% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и 2% - в местные бюджеты. Несмотря на отмену льгот на федеральном уровне законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, но не более, чем на 4%.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с положениями ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся также средства, полученные в рамках благотворительной деятельности.
Налог на добавленную стоимость
Согласно положениям ст.149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров. Кроме того, согласно ст.162 НК РФ средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), не учитываются при определении налогооблагаемой базы. Таким образом, как передаваемые, так и получаемые в благотворительных целях средства не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии со ст.217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ.
При этом, в случае получения налогоплательщиком средств в рамках гуманитарной помощи, для освобождения от налогообложения полученных доходов необходимо специальное подтверждение принадлежности этих средств к гуманитарной помощи (содействию), а именно удостоверение, выдаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ (ред. от 24.03.01) "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". При наличии данного удостоверения доходы, получаемые физическими лицами от международных некоммерческих организаций в рамках гуманитарной помощи (содействия), не подлежат налогообложению.
Кроме того, в этом законе предусмотрены другие налоговые льготы (включая налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автомобильных дорог) для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия).
Доходы, получаемые физическими лицами в виде благотворительной помощи от российских благотворительных организаций, освобождаются от налогообложения только в том случае, если указанные организации включены в перечень благотворительных организаций, утверждаемый Правительством РФ.
В соответствии со ст.217 НК РФ освобождаются от налогообложения также стипендии, учреждаемые благотворительными фондами, и доходы от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, которые получают дети-сироты и дети, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума. Кроме того, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд,- в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Единый социальный налог
В соответствии с п.1 ст.236 главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.
Таким образом, благотворительные организации как работодатели являются плательщиками единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников, как штатных, так и привлекаемых.
Что касается выплат, осуществляемых благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, как в денежной, так и в натуральной форме, то в настоящее время рассматривается вопрос об исключении таких выплат из объекта налогообложения.
Региональные и местные налоги
Согласно ст.59 и 64 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления вводят соответственно региональные и местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
Н.Н. Наумова,
государственный советник налоговой службы III ранга
С.К. Бурейко,
советник налоговой службы II ранга
"Бухгалтерский учет", N 23, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.