Согласно ПБУ 6/01 амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений: линейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Может ли предприятие применить для грузового транспорта большой грузоподъемности способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования?
Как будет начисляться амортизация по грузовому транспорту с 1 января 2002 г. с вступлением в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций"?
Действительно, п.18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н, установлено четыре способа начисления амортизации. Организация самостоятельно выбирает способ начисления амортизации по тем или иным группам однородных объектов основных средств и производит начисление амортизации в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу (п.18 ПБУ 6/01). Выбранный организацией способ начисления амортизации по отдельным группам объектов основных средств фиксируется в приказе об учетной политике организации (п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н).
Таким образом, предприятие может применять для грузового транспорта большой грузоподъемности способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, зафиксировав его в учетной политике.
Следует обратить внимание, что указанные в ПБУ 6/01 способы начисления амортизации применяются только для отражения в бухгалтерском учете (п.1 ПБУ 6/01).
С 1 января 2002 г. вступит в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которой предусмотрено, что для целей налогообложения амортизация по основным средствам может начисляться двумя методами: линейным и нелинейным (п.1 ст.259 НК РФ). При линейном методе амортизация начисляется по нормам амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта ОС, а при нелинейном - в процентах к остаточной стоимости объекта ОС. При этом нормы амортизации рассчитываются по специальным формулам, приведенным в пунктах 4, 5 ст.259 НК РФ, исходя из срока полезного использования объекта ОС, который определяется предприятием в соответствии с пунктами 1, 4, 5 ст.258 НК РФ. В зависимости от срока полезного использования основные средства будут относиться в одну из 10 амортизационных групп (пункты 1, 3 ст.258 НК РФ). При этом классификация основных средств, включаемых в ту или иную амортизационную группу, будет определяться Правительством Российской Федерации (п.4 ст.258 НК РФ).
Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества установлен ст.257 НК РФ, а остаточной - п.13 ст.259 НК РФ.
Необходимо иметь в виду, что согласно п.10 ст.258 НК РФ основные средства, приобретенные до вступления в силу гл.25 НК РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу по восстановительной стоимости, если налогоплательщик принял решение о начислении амортизации линейным методом, и по остаточной стоимости, если в отношении такого имущества налогоплательщик принял решение о начислении амортизации по нелинейному методу.
Таким образом, с 1 января 2002 г. амортизация для целей налогообложения по грузовому транспорту большой грузоподъемности будет определяться одним из выбранных налогоплательщиком методов (линейным или нелинейным).
Е. Шаронова
1 января 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".