Предприятие занимается оказанием транспортно-экспедиционных услуг по отправке контейнеров железной дорогой. Клиенты подают заявки, в которых указывают место погрузки контейнера и станцию, куда груз должен быть доставлен. Контейнеры отправляются от нашего имени. У нас заключены договора с железной дорогой, транспортной организацией и др. Клиентам выставляются счета-фактуры за транспортно-экспедиционное обслуживание (одной строчкой). В эту стоимость входят наши затраты по отправке контейнера и прибыль. С клиентами заключаются договора на транспортно-экспедиционное обслуживание. Оплата производится после отправки контейнера согласно нашему прейскуранту, где указана стоимость отправки контейнера до различных станций. Можно ли рассматривать данные договора с нашими клиентами - как договора возмездного оказания услуг?
Или деятельность, которую мы ведем подпадает под посредническую?
Указанный вид деятельности является транспортной экспедицией и регулируется правовыми нормами, содержащимися в главе 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция, так как на основании части 1 статьи 801 ГК РФ:
"По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза".
Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционная деятельность на железнодорожном транспорте подлежит обязательному лицензированию на основании требований статьи 27 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".
Кроме того, лицензирование указанного вида деятельности осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
3. Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 948.
4. Положения о лицензировании деятельности негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 947.
В случае отсутствия необходимых лицензий, то есть нарушения требований части 1 статьи 43 ГК РФ, возможно наступление следующих негативных последствий:
- ликвидация предприятия на основании части 2 статьи 61 ГК РФ;
- все сделки, совершенные организацией, на основании статьи 173 ГК РФ могут быть признаны недействительными. В данном случае к правоотношениям по рассматриваемым договорам будут применяться положения о договоре комиссии, то есть правовые нормы, содержащиеся в главе 51 ГК РФ "Комиссия".
Таким образом, в случае наличия у организации необходимых лицензий, деятельность является транспортной экспедицией. В противном случае она подпадает под посредническую, что влечет иные правовые и налоговые последствия.
1 января 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru