Новое в законодательстве
о применении контрольно-кассовых машин
Первым нормативным актом о применении ККМ в Российской Федерации стал Указ Президента Российской Федерации от 16.02.93 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением". Затем был принят Закон Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ).
Менее чем через месяц после принятия Закона о ККМ ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) была установлена административная ответственность за продажу товаров без применения ККМ. При этом штрафные санкции в Законе о ККМ и в КоАП РСФСР за одно и то же нарушение (торговлю без применения ККМ) были установлены разные.
В Законе о ККМ не определен характер нарушений правил применения ККМ. В нем не определены также соответствующие нормы процессуального права, на основании которых доказывается вина и в целом осуществляется производство по делам о нарушениях правил применения контрольно-кассовых машин. В дополнение к Закону были приняты ряд постановлений Правительства Российской Федерации, постановления и определения Конституционного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
Порядок производства по нарушениям правил применения ККМ установлен Госналогслужбой России в Методических рекомендациях по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Был определен порядок проведения проверок и оформления их результатов, реализации материалов проверок (составление актов проверок, принятие решений по ним, рассмотрение дел о нарушениях Закона о ККМ не по месту совершения правонарушения, как предусмотрено КоАП РСФСР, а по месту нахождения предприятия, т.е. по месту регистрации ККМ в соответствии с Законом о ККМ; взыскания штрафных санкций).
Относятся ли нарушения правил применения ККМ к административным правонарушениям? Арбитражная практика рассмотрения споров по вопросам применения ККМ свидетельствовала о том, что нарушения таких правил не относятся к административным, и соответственно производство по этим делам осуществлялось не в соответствии с КоАП РСФСР.
Однако в мотивировочной части постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.98 г. N 14-П было указано, что по смыслу ст.55 (часть третья) Конституции Российской Федерации исходя из общих принципов права введение ответственности за административное правонарушение (неприменение контрольно-кассовых машин) и установление конкретной санкции должны соответствовать характеру совершенного деяния. При этом Конституционный суд, относя неприменение ККМ к административным нарушениям, не связывал их с КоАП РСФСР.
В ст.6 указанного постановления определено, что предусмотренные абзацем вторым части первой ст.7 Закона о ККМ деяния по степени опасности для личности, общества и государства законодатель относит к проступкам (административным правонарушениям). Законодатель вправе возложить на налоговые органы производство по делам, связанным с наложением штрафа за неприменение контрольно-кассовых машин, осуществляемое в административном порядке.
В п.3 мотивировочной части Определения Конституционного суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 244-О установлено, что, поскольку нарушения правил применения контрольно-кассовых машин относятся к административным правонарушениям, производство по таким делам по смыслу ст.118 (часть вторая) Конституции Российской Федерации осуществляется судом или иным органом, обладающим административной юрисдикцией, на основе процессуального законодательства, применяемого при рассмотрении дел, возникающих из административных правонарушений (КоАП РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР).
20.12.01 г. был принят Государственной Думой, 26.12.01 г. одобрен Советом Федерации и 30.12.01 г. подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон N 195-ФЗ, которым утвержден Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 30.12.01 г. N 196-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вводится в действие с 1 июля 2002 г.
Статьей 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин" главы 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" определено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли, либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце, либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
КоАП РФ на налоговые органы возложены обязанности по рассмотрению дел об административных нарушениях правил применения ККМ. Статьей 23.5 "Налоговые органы" КоАП РФ предусмотрено:
1. Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
В разделе IV КоАП РФ определен порядок производства по делам об административных правонарушениях. В ст.28.2 "Протокол об административном правонарушении" установлены реквизиты, которые необходимо оформлять в протоколе об административном правонарушении.
Необходимо обратить внимание на то, что в ст.5 Закона N 196-ФЗ определено: прекратить с 1 июля 2002 г. находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, признанных административными правонарушениями в соответствии с законами Российской Федерации и не признающихся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С 1 июля 2002 г. не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о наложении административных взысканий за административные правонарушения, установленные законами Российской Федерации и не являющиеся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации нарушения правил применения ККМ являются административными правонарушениями. К ним относятся также нарушения правил использования квитанционной формы обслуживания населения.
Однако в ст.3 Закона N 196-ФЗ, вступившего в силу с 31 декабря 2001 г. (с момента официального опубликования), изложена новая редакция ст.7 Закона о ККМ, которой исключены составы нарушений правил применения ККМ и суммы штрафных санкций за них. Статья 7 теперь изложена в такой редакции:
"Суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом:
20 процентов - в федеральный бюджет;
80 процентов - в местный бюджет".
В соответствии со ст.1 Закона о ККМ все предприятия (в том числе физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) при проведении торговых операций и оказании услуг обязаны применять ККМ, а согласно ст.2 они обязаны:
регистрировать контрольно-кассовые машины;
использовать исправные контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением;
выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;
обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к ККМ;
все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Согласно ст.6 Закона о ККМ налоговые органы обязаны налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предусмотренные настоящим Законом. В ст.7 Закона о ККМ, ранее предусматривающей составы правонарушений и размеры штрафных санкций за них, теперь такие нарушения и санкции не предусмотрены, т.е. определены обязанности по наложению штрафов за нарушения, которые не определены Законом, установлен порядок распределения штрафов (20% - в федеральный бюджет, 80% - в местный бюджет), размер которых не указан в Законе. На основании этого налоговые органы не могут отражать в материалах проверок нарушения Закона о ККМ, которые не установлены этим Законом: ведение денежных расчетов без применения ККМ, невыдачу кассового чека покупателю вместе с покупкой, использование неисправной ККМ, невывешивание ценника на продаваемый товар, а также осуществление торговых операций организацией после приостановления ее деятельности.
Вместе с тем ст.146.5 КоАП РСФСР, действующего до 1 июля 2002 г., предусмотрена ответственность за торговлю товарами без применения ККМ, но эта статья подведомственна только Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и МВД.
Закон о ККМ не отменил обязанность налоговых органов контролировать соблюдение правил применения ККМ, полноту учета выручки денежных средств в организациях. Результаты проверок оформляются в соответствии с КоАП РСФСР (с составлением протоколов об административном правонарушении). Материалы проверок о неприменении ККМ при торговле товарами направляются в органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей или в МВД для принятия к нарушителям мер административной ответственности, поскольку ст.146.5 КоАП РСФСР предусмотрено наложение штрафа за торговлю без применения ККМ от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Остался нерешенным еще целый ряд вопросов, связанных с применением ККМ. Так, в Перечне отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утверждаемом Правительством Российской Федерации, предусматривается возможность применения при оказании услуг бланков строгой отчетности, приравниваемых к чекам. КоАП РФ установил, что недопустимы продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин, но вместе с тем КоАП РФ не отменил Закон о ККМ, а значит, не отменил и Перечень, которым предусмотрена возможность торговли без применения ККМ.
Остается надеяться, что до 1 июля 2002 г. законодательные акты будут приведены в соответствие с КоАП РФ, так как ст.7 Закона N 196-ФЗ установлено: предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести до 1 июля 2002 г. свои нормативные правовые акты в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
А. Кленовский,
Управление МНС России по Московской области
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 10, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71