Реформирование системы потребкооперации
Специфика потребительской кооперации обусловливает целый ряд присущих ей особенностей, связанных, с одной стороны, с защитой интересов производителей и потребителей, а с другой - с деятельностью в условиях рыночных отношений. Именно по этой причине у предприятий потребительской кооперации возникает немало проблем. Они связаны прежде всего с финансированием, управлением и сбытом продукции.
Выход из сложившейся ситуации один - структурная перестройка, направленная на усиление конкурентоспособности кооперации. В настоящее время при многозвенности структуры, низком уровне управляемости финансовые ресурсы раздроблены, руководители организаций не могут обеспечивать эффективное ведение хозяйственной деятельности, прежде всего в розничной торговле.
Представляется рациональным решение о реорганизации районных союзов в районные потребительские общества с целью концентрации финансовых ресурсов и их эффективного использования. В качестве примера можно привести опыт Выборгского райпотребсоюза Ленинградской области. Райпотребсоюз был своевременно реорганизован в районное потребительское общество, которое в настоящее время имеет довольно высокие показатели финансово-хозяйственной деятельности в системе Леноблпотребсоюза. В частности, сумма розничного товарооборота за 2001 г. составила 75 млн руб.
Основной сферой деятельности при кооперативной форме хозяйствования в условиях рыночной экономики становятся относительно низкоэффективные производства, из которых из-за недостаточного уровня прибыльности уходит частный капитал. Частные банки, как правило, предоставляют займы организациям потребительской кооперации неохотно или под высокий процент. Это заставляет искать другие источники финансирования, например займы от населения. С каждым годом возрастают потребности потребительской кооперации в кредитовании. Например, сумма полученных кредитов банков в целом по Центросоюзу за 2000 г. составила 963,0 млн руб., что на 249,3 млн руб. больше, чем за 1999 г., а заемные средства населения - 577,4 млн руб., что превышает данный показатель за предыдущий год на 155,8 млн руб.
По Леноблпотребсоюзу за 2000 г. кредиты банков составили 31,7 млн руб. - на 24,7 млн руб. больше, чем в 1999 г. Займы у населения за 2000 г. возросли на 1 млн руб. и составили на 1 января 2001 г. 7,5 млн руб.
Потребительской кооперации всегда были присущи определенная хозяйственная самостоятельность, гибкость принятия решений в соответствии с поставленными задачами и интересами кооператоров. Таким образом, для системы изначально характерны все признаки, присущие предпринимательским структурам. Успешной деятельности потребительской кооперации будет способствовать совершенствование методов хозяйствования, развитие предпринимательских начал при сохранении и укреплении экономических и социально оправданных коллективных форм, традиционных кооперативных ценностей.
Составной частью реформирования кооперативных организаций является коммерциализация их деятельности. Цель и экономическое содержание этого процесса здесь несколько иные, чем в государственном секторе. Коммерциализация имеет преимущественно экономическую направленность, не сопровождается сменой собственника, так как собственность кооперативных организаций выступает в коллективно-долевой форме и по своей сути адекватна частной собственности. Основная фаза коммерциализации заключается в переводе организаций на рыночные методы хозяйствования.
Коммерческий подход к формированию доходов имеет первостепенное значение. В прежних условиях хозяйствования, когда торговые скидки с розничных цен были строго фиксированными, потребительские общества имели ограниченные возможности в увеличении доходов - только за счет объема и структуры товарооборота. В настоящее время потребительские общества сами устанавливают торговые надбавки (в рамках предельных размеров), объем и структура товарооборота складываются под влиянием спроса и предложения.
Торговые надбавки должны обеспечивать рентабельность, достаточную для нормального функционирования потребительского общества в условиях рынка. Надбавки следует дифференцировать по отдельным товарам и товарным группам с учетом издержек и социальной значимости для потребителя, что позволит в определенной мере защитить интересы покупателя, а также обеспечить маневренность торговых организаций в получении необходимого совокупного дохода.
Для потребительских обществ с различными условиями хозяйствования оптимальная рентабельность не может быть одинаковой. По этой причине в каждом потребительском обществе необходимо периодически определять сумму прибыли, достаточную для формирования фондов общественного и специального назначения, пополнения собственных денежных средств, выплаты пайщикам, для материального стимулирования трудового коллектива и его социальной защиты.
Процесс формирования доходов в потребительском обществе должен быть гибким. Это означает, что торговые надбавки не всегда должны быть максимальными. В определенных ситуациях с целью увеличения прибыли за счет увеличения объема товарооборота гораздо выгоднее снизить надбавку и тем самым ускорить процесс реализации.
В качестве эксперимента в системе Леноблпотребсоюза в Выборгском, Гатчинском, Лужском райпо были созданы магазины, максимально приближенные к населению, - торговая сеть "Магазины по соседству". Общий признак этих магазинов - применение более простого оборудования, предложение части товаров непосредственно в производственной или транспортной таре, использование минимального персонала и как результат - снижение издержек обращения, установление более низких цен. В данных магазинах летом и осенью 2001 г. было проведено анкетирование покупателей. Выяснилось, что население в 80-90% случаев предпочитает делать покупки именно в таких магазинах. Это подтверждается и постоянным ростом товарооборота. Например, в Гатчинском райпо товарооборот по такому магазину в I квартале 2001 г. составил 963 тыс. руб.; во II - 1380 тыс.; в III - 1750 тыс.; в IV квартале - 1920 тыс. руб.
В целях развития инициативы, усиления заинтересованности коллективов кооперативных организаций в расширении торговой, заготовительной и производственной деятельности, лучшего обеспечения пайщиков и всего обслуживаемого населения товарами и услугами нужно активнее вести работу по реформированию системы потребительской кооперации в соответствии с Федеральным законом от 19.06.92 г. N 3085-1 (в ред. от 11.07.97 г. N 97-ФЗ с изм. и доп. от 28.04.2000 г.) "О потребительской кооперации в Российской Федерации", Законом РСФСР от 25.12.90 г. N 445-1 (в ред. от 30.11.94 г.) "О предприятиях и предпринимательской деятельности", всемерно содействовать созданию в этой сфере акционерных обществ, товариществ и иных структур, позволяющих обеспечить высокий уровень хозяйствования в рыночных условиях.
Потребительские общества и товарищества функционируют на основе объединения капиталов или вкладов нескольких собственников - юридических и физических лиц. В силу этого такие организации обладают высокой степенью самостоятельности в принятии решений и осуществлении хозяйственной деятельности.
Создание и развитие разных хозяйственных структур - важное условие повышения эффективности кооперативной экономики. Акционерная форма представляется целесообразной в тех случаях, когда необходимо реконструировать, существенно расширить действующее предприятие, организовать новые, достаточно крупные производства, но собственных финансовых ресурсов не хватает. Преобразование действующего предприятия или создание нового в форме акционерного общества (товарищества, совместного предприятия) позволит расширить круг партнеров и в короткие сроки сформировать необходимый капитал.
Однако до настоящего времени акционирование не нашло должного применения в потребительской кооперации. Объяснить это можно только тем, что акционерные общества, как правило, не решают социальных задач. В каждом конкретном случае необходимо принимать решение о создании новых хозяйственных структур только с учетом интересов и системы потребительской кооперации, и пайщиков, и трудовых коллективов.
В практике потребительской кооперации уже нашел достаточно широкое применение такой метод работы, как перевод хозяйственных единиц на внутрихозяйственный расчет, предоставляющий возможности работникам магазинов, складов, цехов и других объектов для проявления инициативы. Например, в Ломоносовском райпо Ленинградской области за короткий срок осуществлена модернизация 15 торговых организаций общей площадью 10 тыс. м2, в Токсовском райпо - 12 торговых организаций общей площадью 8 тыс. м2. Как показывает практика, умелое переоборудование магазинов способствует росту товарооборота в 1,5 - 2 раза. Достаточно успешно применяются в ряде кооперативных организаций новые системы оплаты труда, в частности право на оплату труда в зависимости от доходов, предоставление коллективам прав юридического лица путем открытия им счетов, возможности самостоятельного получения и использования кредитных ресурсов и т.д.
Положительный эффект от вовлечения работников организаций в число собственников части кооперативного имущества очевиден. Однако вовсе не обязательно преобразовывать организации потребительской кооперации в акционерные. Достаточно того, что работники будут иметь свою долю (пай), получать дивиденды и принимать участие в управлении на основе кооперативного принципа: один человек - один голос. Обязательным является также личное участие пайщика в труде. До настоящего времени паевые взносы не играют ведущей роли в формировании оборотных средств кооперативов. Вопросы формирования паевого фонда и определения размера паевого взноса в литературе практически не рассматриваются, поскольку существует устойчивое мнение о незначительности роли взносов пайщиков. В системе Центросоюза часть пайщиков в 2000 г. внесла паевой взнос в размере до 50 руб. Их доля на 1 января 2001 г. составила 83,8% общего числа пайщиков. При этом 58,3% пайщиков имеет паевой взнос менее 15 руб. Это явно не отвечает реалиям сегодняшнего дня и не способствует укреплению финансового состояния кооперативов. В 17 региональных потребсоюзах фактически внесенный паевой взнос составляет менее 7 руб., а в 5 из них - менее 5 руб. Например, в Кабардино-Балкарском потребсоюзе его размер составляет лишь 25 коп. В то же время, по данным Центросоюза России, в 2001 г. прослеживалась тенденция увеличения размера паевого взноса в большинстве потребсоюзов. Если до 2000 г. ни в одном из региональных потребсоюзов паевой взнос не превышал 50 руб., то в 2000 г. уже было 7 потребсоюзов с паевым взносом более 50 руб., а в начале 2001 г. - 10. В отдельных кооперативных организациях размер паевого взноса составляет около 1000 руб. (например, Корткерсское потребительское общество Комипотребсоюза).
Сумма паевого взноса (доли) каждого пайщика в имуществе организации (по опыту зарубежных стран) может достигать от 0,5 до 1 годового оклада. Это заинтересует пайщиков в успешном и прибыльном функционировании организации, что в известной степени зависит от их инициативы и предприимчивости.
С. Янченко,
АО "Астро-УЗО"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 10, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71