Основы системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон).
Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены в ст.2 Закона. Определены четыре направления: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Федеральное законодательство предусматривает принятие соответствующих нормативных актов и субъектами Федерации.
Закон определяет систему органов и учреждений профилактики (ст.4), категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст.5), и основания проведения такой работы (ст.6). Установлены сроки проведения индивидуальной профилактической работы, права лиц, в отношении которых она проводится, контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст.7-10).
Глава 2 Закона определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает их функции и компетенцию. Глава 3 предусматривает порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Согласно ст.26 Закона отказной материал или прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего передаются органом внутренних дел или прокурором в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения возможности применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом о его помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Состояние здоровья несовершеннолетнего является одним из критериев его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, определен постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. При наличии у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, материалы передаются в комиссию по делам несовершеннолетних для применения к нему мер воспитательного воздействия.
Материалы о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа начальник ОВД или прокурор направляют в суд по месту жительства несовершеннолетнего в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Представленные в суд материалы должны содержать соответствующее ходатайство комиссии по делам несовершеннолетних, характеристику с места учебы или работы несовершеннолетнего, акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия, заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, его родители или законные представители должны быть ознакомлены с данными материалами. Они вправе пользоваться услугами адвоката, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения.
Материалы должны быть рассмотрены судом в течение 10 суток со дня их поступления. В суд вызывается сам несовершеннолетний, его родители или законные представители. Материалы рассматриваются судьей единолично, с обязательным участием адвоката и прокурора.
В Законе не сказано о ведении протокола судебного заседания, однако представляется необходимым при рассмотрении материалов присутствие секретаря судебного заседания и составление им протокола судебного заседания.
Порядок рассмотрения материалов установлен в ч.3 ст.28 Закона. В начале заседания судья объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, кто их рассматривает, представляет участников рассмотрения. Оглашаются необходимые документы, исследуются материалы, указанные в ч.1 ст.27 Закона, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, иных лиц, прокурора и адвоката. В случае уклонения от явки в суд несовершеннолетний, его родители или законные представители могут быть подвергнуты приводу по постановлению судьи (ч.5 ст.26 Закона).
По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, подлежащее оглашению в судебном заседании. Судья принимает одно из следующих решений: о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия (срок не может превышать максимальный срок наказания, предусмотренный УК за деяние, совершенное несовершеннолетним, - ч.7 ст.15 Закона); о направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних для применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия в случаях, когда судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность его перевоспитания без помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение; о направлении материалов в орган внутренних дел или прокурору для их дополнительной проверки; о прекращении производства по материалам.
Если до рассмотрения материалов несовершеннолетний содержался под стражей или находился в центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, все это время подлежит зачету в срок содержания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. Постановление судьи может быть обжаловано в течение 10 суток.
Часть 6 ст.26 Закона предусматривает следующие случаи содержания несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, до рассмотрения материалов о его помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: необходимость обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего, предупреждения повторного общественно опасного деяния; отсутствие у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания; злостное уклонение несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.
В Законе не оговорена подсудность рассмотрения указанных материалов. Представляется, что до введения в действие УПК РФ такие материалы должны рассматриваться судьями районных судов, а не мировыми судьями. Такой вывод основан на аналогии права - уголовные дела, по которым обвиняются несовершеннолетние, рассматривают коллегиально судьи районных судов (ст. 35 УПК РСФСР), мировые же судьи рассматривают дела единолично, т.е. им не подсудны дела несовершеннолетних.
УПК РФ не содержит исключений о подсудности дел несовершеннолетних. Части 1, 2 и 3 ст.31 УПК РФ определяют подсудность всех уголовных дел по категориям преступлений. Уголовное дело несовершеннолетнего рассматривается тем судом или мировым судьей, к подсудности которых отнесено это дело.
М. Козырин,
председатель Сретенского районного
суда Читинской области
"Российская юстиция", N 7, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Автор
М. Козырин - председатель Сретенского районного суда Читинской области
"Российская юстиция", 2002, N 7, стр.49