Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 декабря 2001 г. N КГ-А40/7648-01-4
Решением от 11.06.1998 г. Арбитражного суда города Москвы ТОО КБ "Реформа" был признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2001 г. завершено конкурсное производство в отношении ТОО КБ "Реформа".
Конкурсные кредиторы ТОО КБ "Реформа" Бердичевский П.Т., Мельникова Н.В., Александрова Т.В. и другие обратились в апелляционную инстанцию Арбитражного суда города Москвы с жалобой на определение от 19.04.2001 г. Определением апелляционной инстанции от 27.04.2001 г. в принятии жалобы отказано по основаниям п. 3 ст. 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.06.2001 г. определение от 27.04.2001 г. отменено. Апелляционная жалоба кредиторов Мельниковой Н.В., Александровой Т.В. и других на определение от 19.04.2001 г. направлена в апелляционную инстанцию Арбитражного суда города Москвы для рассмотрения по существу.
Постановление мотивировано тем, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2001 г. N 4-П п. 3 ст. 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, устанавливающей правило, в соответствии с которым не могут быть обжалованы определения арбитражного суда, предусмотренные в п. 4 ст. 46, п. 1 ст. 55, п. 4 ст. 63, п. 5 ст. 75 названного Федерального закона.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2001 г. определение от 19.04.2001 г. в части завершения конкурсного производства ТОО КБ "Реформа" оставлено без изменения.
Суд исходил из того, что при вынесении определения от 19.04.2001 г. судом не допущено нарушений норм законодательства о банкротстве, суд при решении указанного вопроса не был связан решением собрания кредиторов об отказе в завершении конкурсного производства. Доводы заявителей апелляционной жалобы о невозможности завершения конкурсного производства из-за подачи кредиторами апелляционных и кассационных жалоб в отношении судебных актов, принятых по результатам рассмотрения жалоб на действия конкурсного управляющего по размеру требований, суд посчитал несостоятельными, поскольку требования кредиторов, внесенные в реестр, признаются установленными и расчеты с кредиторами производятся согласно суммам требований, которые были признаны конкурсным управляющим и внесены в реестр согласно ст. 46, 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В кассационной жалобе заявители просят определение от 19.04.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2001 г. отменить, продлить конкурсное производство ТОО КБ "Реформа" на срок, необходимый для принятия судами решений по поданным кредиторами ТОО КБ "Реформа" возражениям и жалобам, а также для возврата на основной счет должника денежных средств в сумме 24 623 000 руб.
Жалоба мотивирована тем, что конкурсный управляющий не завершил расчеты с конкурсными кредиторами первой очереди удовлетворения; не принял мер по взысканию задолженности с Глебовской птицефабрики в сумме 600.000 руб., Лотошинского комбината в сумме 378.000.000 руб., и др., что не отрицал конкурсный управляющий на собрании конкурсных кредиторов 17.04.2001 г.; комитет кредиторов голосовал на собрании от 12.04.2001 г. за продление конкурсного производства.
В судебном заседании кассационной инстанции заявители поддержали доводы, изложенные в жалобе. Надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства по делу конкурсный управляющий ТОО КБ "Реформа" в заседание кассационной инстанции своего представителя не направил, в связи с чем было принято решение о рассмотрении настоящей жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Мельникову Н.В., проверив в порядке ст.ст. 174, 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция находит их подлежащими отмене, исходя из следующего. В соответствии со ст. 97 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство определяется как процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и заключается в установлении очередности удовлетворения требований кредиторов, конкретных последствий открытия конкурсного производства, непосредственных действий конкурсного управляющего в процессе конкурсного производства и др.
Согласно ст. 101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с момента своего назначения конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности; анализирует финансовое состояние должника; предпринимает любые меры, предусмотренные федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации, которые направлены на возврат имущества должника: в частности: предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником.
Как следует из материалов дела и подтверждается заявителями, конкурсный управляющий не исчерпал все возможности по возврату имущества должника, поскольку имеются невозвращенные задолженности третьих лиц перед должником: по переводу 02.09.1998 г. денежных средств в сумме 24.623.000 руб. с корреспондентского счета в РКЦ-2 Главного Управления Центрального Банка по городу Москве в ООО "Городской Финансовый Сервис", Глебовской птицефабрики в сумме 600.000 руб., Лотошинского комбината в сумме 378.000.000 руб., и др.
В силу ст. 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.
Суд в полной мере не проверил отчет конкурсного управляющего ТОО КБ "Реформа" и его действия, направленные на возврат имущества должника, а потому сделал неправильные выводы о том, что конкурсный управляющий предпринял все меры по взысканию дебиторской задолженности и восстановлению платежеспособности должника.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суд сделал преждевременные выводы о завершении конкурсного производства, а потому определение от 19.04.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2001 г. нельзя признать достаточно обоснованными и в силу п. 3 ст. 175, ч. 1 и 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, надлежащим образом проверить отчет конкурсного управляющего, в полной мере исследовать и оценить его действия, направленные на возврат задолженности третьих лиц перед должником, после чего принять решение относительно завершения конкурсного производства.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-178, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 19 апреля 2001 года и постановление от 25 сентября 2001 года по делу N А40-12587/98-36-36Б Арбитражного суда города Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2001 г. N КГ-А40/7648-01-4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании