В связи с введением в действие с 1 января 2002 года главы 25 части второй Налогового кодекса РФ является ли бюджетная организация плательщиком налога на прибыль при получении доходов от оказания услуг на договорной основе с юридическими лицами?
В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которой следует руководствоваться бюджетным учреждениям по вопросу уплаты налога на прибыль.
Подпунктами 8 и 15 п. 1 ст. 251 Кодекса и Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, предусмотрено, что при определении налоговой базы бюджетных учреждений не учитывается имущество, полученное бюджетным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8), а также имущество, полученное этими учреждениями в рамках целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения (пп. 15).
При этом организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Ведение бюджетными учреждениями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования.
При направлении указанных средств не по целевому назначению для целей налогообложения сумма, использованная не по назначению, подлежит включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия поручения).
Бюджетные учреждения наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, определяемых в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, а также внереализационных доходов, определяемых в порядке, установленном ст. 250 Кодекса.
При получении доходов от оказания услуг на договорной основе с юридическими лицами и за счет средств заявителя бюджетная организация будет являться плательщиком налога на прибыль.
Таким образом, ведение бюджетными учреждениями учета полученных доходов в виде целевого финансирования, определенных пп. 15 п. 1 ст. 251 Кодекса и других доходов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 251 Кодекса, и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций, производится раздельно.
При этом в доходы и расходы от реализации услуг на договорной основе за плату и внереализационные доходы и расходы, не связанные с деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств, бюджетными учреждениями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной, финансируемой из бюджета деятельности указанных учреждений.
Вопросы внесения изменений и дополнений в учредительные документы бюджетной организации должны согласовываться с органами, учредившими бюджетную организацию и зарегистрировавшими ее Положение.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
1 апреля 2002 г.
"Московский налоговый курьер", N 13, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1