Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод требует от Российской Федерации приведения своего национального законодательства в соответствие с положениями данной Конвенции. В связи с этим и с учетом выводов экспертов Совета Европы относительно ряда положений Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее именуется - Федеральный закон) Минюстом России совместно с Минтрудом России, Минобразованием России, Минздравом России, МВД России, Минобороны России при участии Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее именуется - законопроект).
Законопроект направлен на гуманизацию положений Федерального закона. Законопроектом уточняется понятие "несовершеннолетнее лицо", из Федерального закона исключаются положения, позволяющие проводить аналогию между учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в частности, специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа) и учреждениями уголовно-исполнительной системы (воспитательными колониями).
В соответствии с законопроектом расширен круг прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и соответствующих обязанностей администрации этих учреждений, в том числе установлена их обязанность уведомлять родителей или законных представителей о поступлении несовершеннолетнего в соответствующее учреждение в течение 12 часов с момента его поступления при наличии сведений о месте их жительства или пребывания. На администрацию учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается обязанность по обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних, предусмотренных Федеральным законом и законопроектом. В законопроекте установлены исчерпывающий перечень взысканий, применяемых к несовершеннолетним, находящимся в этих учреждениях, а также основания для применения таких взысканий. Установлен запрет на применение к несовершеннолетним мер физического и психического насилия.
Законопроект предусматривает переименование "центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей" в "центр временного содержания" для указанной категории лиц. Это обусловлено имеющимися противоречиями между названием данного учреждения и выполняемыми им функциями. В соответствии с Федеральным законом основной функцией центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. В этих учреждениях проводится индивидуальная профилактическая работа с ними, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений, о чем информируются заинтересованные органы и учреждения. Наряду с этим в указанных центрах осуществляется обучение содержащихся в них воспитанников по программе общеобразовательной школы, применяются различные формы досуга.
Законопроект предусматривает судебный порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
С учетом предлагаемых изменений в Федеральный закон требуется внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О милиции". Так, в статье 92 Уголовного кодекса Российской Федерации уточняется юридическая природа помещения несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: эта мера отнесена к категории мер принудительного воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним. Она, как наиболее строгая из принудительных мер воспитательного воздействия, в соответствии с законопроектом может быть применена только при осуждении несовершеннолетнего к наказанию в виде лишения свободы Сокращен предельный срок пребывания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Представленный законопроект не противоречит Конституции Российской Федерации и другим федеральным законам.
Реализация положений законопроекта не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.