Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 октября 2001 г. N 03-12/49270
Вопрос: Каким образом следует относить в целях налогообложения прибыли российского предприятия-импортера (победителя аукционной продажи квот), предметом деятельности которого является производство сахарного песка, расходы по приобретению на биржевом аукционе квоты на ввоз в Россию сахара-сырца с целью его дальнейшей переработки и реализации готовой продукции (сахара-песка), а также затраты на перечисление аукционного сбора и платы за аккредитацию на аукционе?
Ответ: Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот в пределах общей квоты, введенной в установленном порядке Правительством Российской Федерации, установлен Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 N 1299 (в редакции от 15.12.2000 N 973) (далее - Положение).
Под "квотой" понимается доля общей квоты, определяемая Министерством экономики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимая до Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе. Объемы квот на товары, выставляемые на конкурс или аукцион, устанавливаются Комиссией.
Аукционная продажа квот производится российскими товарными биржами (далее - биржи) на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации. Комиссия информирует биржи об установленных Правительством Российской Федерации общих квотах, предназначенных для продажи.
При организации и проведении аукционов одно лицо (группа лиц) не может в ходе одного аукциона приобрести более 35 процентов объема квоты, выставляемой на продажу.
Согласно п. 43 вышеназванного Положения квоты, проданные на аукционе, который признан Комиссией несостоявшимся, считаются неиспользованными и размещаются для их последующей продажи.
На основании поступивших заявок и оценки эффективности ранее проведенных биржами аукционов Комиссия определяет объемы квот для аукционной продажи на биржах, устанавливает стартовую цену лотов, информирует заинтересованные биржи о выделенных им для продажи квотах и одновременно доводит эти сведения до уполномоченных Министерства внешних экономических связей Российской Федерации в соответствующих регионах.
Аукционная продажа квот осуществляется в течение срока, указанного Комиссией при доведении квот до бирж.
Победитель аукциона и руководство биржи подписывают в день проведения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора.
Победителю аукционной продажи квот Министерство внешних экономических связей Российской Федерации через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота в срок не более 10 банковских дней со дня проведения торгов.
Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.
Сертификат - это документ, дающий победителю аукциона право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых и лицензируемых товаров.
Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании полученного им сертификата и заявления экспортера или импортера на один вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).
В соответствии с п. 8 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.96 N 1299, лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.
Средства, полученные от аукционной продажи квот, перечисляются в федеральный бюджет.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с изменениями и дополнениями), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Исходя из изложенного организация имеет право самостоятельно определять порядок отнесения указанных расходов на счет 31 (97) "Расходы будущих периодов" и списания их на счета учета затрат на производство (расходы на продажу).
Перечень затрат, учитываемых для целей налогообложения прибыли, определен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
В соответствии с пп. "а" п. 2 вышеуказанного Положения в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства.
В связи с тем, что условием осуществления деятельности организации является приобретение квоты на ввоз в Россию сахара-сырца с соответствующим получением сертификата и лицензии, то на основании изложенного расходы по приобретению данной квоты победителем биржевого аукциона (стоимость приобретенных лотов) могут быть включены в стоимость ввезенного сахара-сырца для производства готовой продукции - сахарного песка и соответственно учтены для целей исчисления налога на прибыль в периоде реализации готовой продукции.
В случае приобретения организацией неиспользованной квоты на аукционе, который признан Комиссией по организации проведения аукциона несостоявшимся, вышеуказанные расходы не учитываются в стоимости приобретенного сахара-сырца и соответственно в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и не влияют на налогооблагаемую прибыль организации - победителя аукциона.
Что касается затрат на перечисление товарной бирже аукционного сбора и платы за аккредитацию на аукционе, то отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) указанных расходов Положением о составе затрат не предусмотрено.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 октября 2001 г. N 03-12/49270
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 2, 2002 г.