Признается ли объектом обложения единым социальным налогом стоимость образцов и призов, передаваемых неопределенному кругу физических лиц (потенциальным покупателям) в рамках рекламных акций?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 236 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона РФ от 29.12.2000 N 166-ФЗ) (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским и лицензионным договором.
Исходя из системного рассмотрения главы 24 Кодекса, понятие выплаты и иные вознаграждения следует разделять.
К выплатам в целях налогообложения единым социальным налогом необходимо относить только денежные выплаты, к иным вознаграждениям - материальную выгоду и выплаты в натуральной форме, полученные физическими лицами (работниками и не работниками) от организации-налогоплательщика.
Материальные ценности - рекламные образцы, призы, подарки - являются для физических лиц, их получающих, материальной выгодой (согласно определению, данному п. 4 ст. 237 Кодекса), полученной от оплаты за данное лицо товара, работы, услуги или права организацией-налогоплательщиком.
Учитывая изложенное, полученная физическим лицом - работником организации материальная выгода от оплаты за него работодателем товара, работы, услуги или права является объектом налогообложения.
В то же время для физических лиц, не являющихся работниками организации, в рассматриваемом случае - потенциальных покупателей продукции, участвующих в рекламной акции, Кодекс устанавливает объект налогообложения как выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты. Следовательно, полученная этими лицами материальная выгода в виде призов, подарков или рекламных образцов объектом налогообложения не признается.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой службы III ранга
19 октября 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 3, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1