Правила дорожного движения
должны устанавливаться законом
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" определена компетенция различных государственных органов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. В соответствии со ст.24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством, а согласно ст.3 установлен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в нем. Действуют Правила дорожного движения (далее - Правила), утвержденные постановлением Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. В этой части нормативная база более-менее соответствует реалиям сегодняшнего дня. А вот в сфере ответственности за нарушения Правил водителями и другими участниками дорожного движения имеет место явное отставание от требований времени. До сегодняшнего дня продолжает действовать Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, который, несмотря на внесенные многочисленные изменения, явно требует замены. Его глава 10 "Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи" состоит из 64 статей и лишь 13 из них устанавливают ответственность водителей за нарушения Правил, при этом, например, ст.ст.114 и 115 изменялись по пять раз каждая.
Как известно, проект нового КоАП в силу значительного числа противоречий и неувязок в начале 2000 г. Президентом РФ был отклонен. В конце декабря 2001 г. после существенной доработки проект вновь принят Государственной Думой и направлен в Совет Федерации. Считаю, что он содержит ряд полезных положений, касающихся административных правонарушений в области дорожного движения, которым посвящена самостоятельная 12-я глава (количество статей в ней по сравнению с действующим КоАП увеличено до 36). Все нормы, посвященные ответственности за правонарушения на других (помимо автомобильного) видах транспорта, выделены в отдельную главу. Новшеством проекта КоАП является то, что рассмотрение ряда категорий административных правонарушений Правил предполагается судьями, что сегодня не предусмотрено, за незначительными исключениями. Факт, что точная и продуманная регламентация производства по делам об административных правонарушениях будет способствовать более быстрому и точному выявлению виновника ДТП, сократит количество отменяемых при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях.
Одним из важнейших постулатов становления гражданского общества и правового государства является требование об установлении взаимной ответственности государства и личности, повышении ответственности органов государственной власти перед гражданами. Этот новый для нашей страны принцип отражен в ст.53 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Закон РФ "О милиции" предписывает милиции (Государственной инспекции безопасности дорожного движения) "обеспечивать правопорядок на улицах, площадях... транспортных магистралях... регулировать дорожное движение; контролировать соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения, производить регистрацию и учет автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автомототранспортными средствами". Всего Закон предоставил ГИБДД более тридцати полномочий, среди которых главное - обеспечение правопорядка. В сфере дорожного движения он определяется Правилами дорожного движения. Но если в правоотношениях участвуют не только государственные чиновники разных ведомств, но и граждане, то взаимные обязанности сторон должны определяться федеральным законом, как это предписано ст.55 Конституции РФ. Номинально такой закон есть - "О безопасности дорожного движения", но, к сожалению, он в основном содержит декларативные положения и очень мало норм прямого действия. На основании изложенного считаю, что все правоотношения в сфере дорожного движения должны регулироваться не правительственными или ведомственными нормами, а, вновь подчеркну, федеральным законом.
Необходимо также разделить инспекторские функции (ГИБДД) и регулирование движения на автодорогах (деятельность, свойственная гражданской структуре). Совмещение этих функций в одной службе ведет к недооценке задач по регулированию движения, которое напрямую связано с обеспечением безопасности дорожного движения.
Действующее законодательство, регулирующее сферу безопасности дорожного движения, содержит значительное число пробелов. Так, и действующий, и предполагаемый к скорому принятию проект КоАП не дает даже определения понятия "водитель", в них недостаточно разработаны вопросы субъективной стороны состава административного правонарушения.
Проблемы существуют не только в сфере общих правил ответственности, не определены четкие подходы к анализу конкретных ситуаций, по которым должностными лицами ежедневно принимаются решения. Остается нерешенным вопрос о порядке направления автомобилей на штрафные стоянки, который волнует всех граждан - владельцев автотранспортных средств. Совершенно очевидно, что следует либо сделать их бесплатными, либо официально в законе (в Гражданском кодексе РФ) признать, что оплата "услуг" по перемещению автотранспортного средства на штрафную стоянку и по хранению автомобиля на ней является мерой ответственности. При последнем варианте потребуется установить единые для всех регионов России размеры оплаты (постановлением Правительства РФ).
Надеюсь, что указанные и другие пробелы и противоречия будут однозначно урегулированы в законодательстве, в том числе и в новом КоАП РФ.
А. Гуничев,
адвокат Московской областной коллегии адвокатов
"Российская юстиция", N 2, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила дорожного движения должны устанавливаться законом
Автор
А. Гуничев - адвокат Московской областной коллегии адвокатов
"Российская юстиция", 2002, N 2, стр.52