Развитие евразийского патентного законодательства
С 15 по 19 октября 2001 г. в штаб-квартире Евразийской патентной организации (ЕАПО) в г. Москве прошло одиннадцатое (восьмое очередное) заседание Административного совета. На этом заседании, наряду с другими вопросами, были рассмотрены и приняты изменения и дополнения к ряду нормативных правовых актов ЕАПО. Они внесены в Административную инструкцию к Евразийской патентной конвенции (ЕАПК), в Патентную инструкцию к ЕАПК, Финансовую инструкцию к ЕАПК и Положение о пошлинах ЕАПО.
В настоящей статье будут освещены вопросы, относящиеся к изменениям и дополнениям Патентной инструкции к ЕАПК и Положения о пошлинах ЕАПО.
Нынешние изменения и дополнения обусловлены, помимо обобщения опыта практического применения положений упомянутых актов с момента их предыдущего пересмотра, необходимостью приведения их в соответствие с международно-правовыми нормами: положениями Договора о патентном праве и Инструкции к этому договору, принятых Дипломатической конференцией в Женеве 1 июня 2000 г., в работе которой принимали участие служащие Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ). Кроме того, были учтены последняя редакция (сентябрь 2001 г.) Договора о патентной кооперации (РСТ) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС).
Основные изменения и дополнения Патентной инструкции заключаются в следующем.
Важные изменения внесены в правило 3. Так, исключен бывший п.2, в котором был закреплен исчерпывающий перечень объектов изобретений (устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, клеток растений и животных, а также их применение). Отныне в процедуре выдачи евразийских патентов ЕАПВ не будет связано упомянутым выше перечнем, что, на мой взгляд, положительно скажется на патентовании новых видов объектов изобретений и распространении высоких технологий в рамках Евразийской патентной системы.
В п.3 этого правила дополнен перечень объектов, которые не признаются изобретениями как таковые, двумя новыми объектами, а именно: открытия и представление информации.
Изменения претерпел также п.4 этого правила. Так, кроме сортов растений и пород животных, евразийские патенты не выдаются на изобретения, коммерческое использование которых необходимо предотвратить в целях охраны общественного порядка или морали, включая охрану жизни и здоровья людей и животных или охрану растений, либо во избежание нанесения серьезного ущерба окружающей среде. При этом такое использование не может рассматриваться как таковое в силу только того, что оно запрещено законодательством одного или нескольких государств-участников ЕАПК. Как следует из вышеизложенного, требование о непротиворечии изобретения общественному порядку и морали приведено в соответствие с положениями ст.27 Соглашения ТРИПС.
Существенно изменено правило 13, которое получило новое название: "Передача права на евразийскую заявку или евразийский патент".
Евразийская заявка или евразийский патент может быть объектом передачи права путем уступки права, в порядке правопреемства или любым иным способом. При этом право, основанное на евразийской заявке или евразийском патенте, может передаваться полностью или частично. Иными словами, это право может быть полностью уступлено другому лицу или у владельца могут появиться совладелец (совладельцы) права на евразийскую заявку или евразийский патент. Регистрация передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент производится ЕАПВ по письменному заявлению заинтересованного лица при условии уплаты установленной пошлины. Причем для этих целей представляется любой документ, подтверждающий передачу права. Обычно к таким документам относится договор о передаче права или заменяющий его документ (выписка из договора, передаточный акт). Договоры, подтверждающие уступку права, составляются в письменной форме и подписываются сторонами. Уступка права на евразийскую заявку или евразийский патент вступает в силу в отношении третьих лиц только после ее регистрации в ЕАПВ. При этом уступка права, предусматриваемая частью каких-либо договоров, в частности, учредительных документов, договоров о совместной деятельности, также подлежит регистрации в ЕАПВ.
Важное нововведение в данной сфере заключается в том, что право на евразийскую заявку или евразийский патент может быть предметом залога, который регистрируется ЕАПВ по ходатайству заинтересованного лица и при условии уплаты установленной пошлины. Важно отметить, что регистрация залога права на евразийскую заявку или евразийский патент в ЕАПВ не имеет правоустанавливающего значения. Такая регистрация носит добровольный характер, она осуществляется по инициативе заинтересованных лиц. Кроме того, и это важно отметить, право на евразийскую заявку или евразийский патент может быть предметом залога только в отношении того государства-участника ЕАПК, законодательство которого предусматривает залог права на заявку или патент на изобретение. Вместе с тем к залогу права на евразийскую заявку или евразийский патент предъявляются определенные требования. Так, залог права на евразийскую заявку возникает с даты заключения договора залога, а залог права на евразийский патент - с даты заключения договора залога или с даты, указанной в договоре залога, в том числе с даты передачи евразийского патента залогодержателю либо в ЕАПВ. Договор залога права на евразийскую заявку или евразийский патент заключается в письменной форме и подписывается сторонами. В нем должны содержаться следующие условия: предмет договора и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, где находится заложенный евразийский патент. Кроме того, залогодатель (заявитель или патентовладелец) вправе, если иное не предусмотрено договором, использовать евразийскую заявку или евразийский патент в целях погашения своего залогового обязательства.
Порядок регистрации передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент регламентирован в новом правиле 621. При разработке этого правила были учтены соответствующие положения Договора о патентном праве и Инструкции к этому договору.
В п.1 этого правила изложен перечень сведений, который должно содержать заявление о регистрации передачи права.
Согласно п.2 этого правила, заявление о регистрации передачи права может быть подписано заявителем или патентовладельцем либо новым заявителем или новым патентовладельцем. При этом, однако, требуется представление в ЕАПВ документов, подтверждающих передачу права. Вместе с тем представления таких документов не требуется, если заявление подписано совместно заявителем или новым заявителем либо патентовладельцем и новым патентовладельцем.
Процедура регистрации передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент упрощена в максимальной степени. Так, подписи сторон, участвующих в передаче права, а также копии документов, подтверждающих передачу права, не требуют нотариального заверения или легализации. Кроме того, не требуется нотариального заверения или легализации перевода документа, подтверждающего передачу права, если такой документ составлен не на русском языке.
Если евразийская заявка подана несколькими лицами или евразийский патент принадлежит нескольким лицам, заявление о регистрации передачи права подписывается ими совместно. Однако если такое заявление подано не всеми лицами, подавшими евразийскую заявку или являющимися владельцами евразийского патента, в ЕАПВ необходимо представить доказательства согласия на передачу права лица или лиц, которые не подписали такое заявление.
К заявлению о регистрации передачи права должен быть приложен документ об уплате установленной пошлины. Форма заявления о регистрации передачи права, а также более детальный порядок регистрации передачи права устанавливаются Президентом ЕАПВ.
Важное нововведение предусмотрено новым правилом 201, расширяющим полномочия пользователей Евразийской патентной системы, - право послепользования.
Это право заключается в следующем. Любое лицо, которое добросовестно начало использовать изобретение (или тождественное ему решение) на территории какого-либо государства-участника ЕАПК (или сделало необходимые к такому использованию приготовления) в период между датой, на которую права на опубликованную евразийскую заявку или выданный евразийский патент были утрачены, и датой публикации сведений о восстановлении прав на евразийскую заявку или евразийский патент, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование этого изобретения (или тождественного ему решения) без расширения объема такого использования. Такое право может передаваться другому лицу только совместно с производством, на котором имело место такое использование или были сделаны необходимые к нему приготовления. Важно отметить, что право послепользования может применяться в отношении территории только того государства - участника ЕАПК, в котором послепользование имело место и законодательство которого предусматривает такое право.
В положения о представительстве перед Евразийским патентным ведомством также были внесены значительные изменения (правило 30).
В п.1 этого правила указано, что назначение представителя осуществляется заявителем, патентовладельцем или иным заинтересованным лицом путем выдачи представителю доверенности, составленной в простой письменной форме, не требующей нотариального заверения, подписанной упомянутыми выше лицами; в ней указываются имя и адрес представителя на территории государства - участника ЕАПК. Назначение представителя может быть осуществлено также путем его указания в подписанном заявителем бланке заявления при подаче евразийской заявки. При назначении нескольких представителей, имеющих различные адреса, в доверенности указывается адрес для ведения переписки.
Представителю предоставляется так называемое право передоверия, т.е. он может передоверить совершение действий, указанных в доверенности, другому лицу, если он уполномочен на это доверенностью либо вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов доверителя.
В случаях обязательного представительства перед ЕАПВ на стадии подачи евразийской заявки соответствующая доверенность представляется вместе с заявкой или в течение 2 месяцев с даты ее поступления в ЕАПВ. В случаях обязательного представительства после выдачи евразийского патента доверенность подается патентовладельцем или иным заинтересованным лицом вместе с представляемым в ЕАПВ документом или в течение 2 месяцев с даты поступления этого документа в ЕАПВ. В случае пропуска упомянутого выше двухмесячного срока доверенность может быть представлена в течение 4 месяцев с даты направления уведомления о необходимости ее представления при условии уплаты установленной пошлины. Если в течение 4 месяцев доверенность или ходатайство о продлении срока представления этой доверенности не представлены, то евразийская заявка считается отозванной, а иные документы - неподанными.
Общая доверенность может выдаваться как заявителем, так и патентовладельцем. При наличии общей доверенности подтверждение полномочий представителя в отношении евразийской заявки или евразийского патента может осуществляться путем представления копии общей доверенности.
При условии уплаты установленной пошлины любое назначение представителя может быть изменено по письменному ходатайству заявителя, патентовладельца или иного заинтересованного лица.
Если несколько заявителей по одной заявке, имеющих право вести дела с ЕАПВ самостоятельно, не назначат общего представителя, то ЕАПВ рассматривает заявителя, указанного в заявлении первым, в качестве общего представителя и ведет с ним переписку по заявке. Упомянутое выше положение соответствующим образом применяется и в отношении нескольких патентовладельцев.
Важная норма закреплена в п.6 этого правила, сходная по своему содержанию с соответствующими положениями Договора о патентном праве и Инструкции к этому договору. Так, заявитель, патентовладелец или иные заинтересованные лица имеют право вести дела непосредственно с ЕАПВ в отношении процедур, связанных с:
установлением даты подачи;
уплатой пошлин, включая годовую пошлину за поддержание евразийского патента в силе;
представлением копий предшествующих заявок;
получением уведомлений ЕАПВ в отношении перечисленных выше процедур.
Следует особо отметить, что комментируемая норма существенно упрощает процедуру выдачи евразийского патента, делая исключение из положения об обязательном представительстве перед ЕАПВ, предусмотренном ст.15 (12) ЕАПК.
Чрезвычайно важное значение имеют изменения и дополнения правила 33, также унифицированного с соответствующими положениями Договора о патентном праве и Инструкции к этому договору. Комментируемое правило, изложенное более детально по сравнению с его прежней редакцией, посвящено установлению даты подачи евразийской заявки.
Согласно п.1 этого правила, дата подачи евразийской заявки устанавливается национальным или Евразийским ведомством по дате ее получения соответствующим ведомством, если установлено, что заявка на эту дату содержит, по крайней мере:
а) упоминание о том, что по заявке испрашивается выдача евразийского патента;
б) сведения, позволяющие установить заявителя или связаться с ним;
в) часть, которая внешне выглядит как описание изобретения.
Если евразийская заявка не удовлетворяет упомянутым выше требованиям, то соответствующее ведомство незамедлительно уведомляет заявителя об этом, предлагая ему представить недостающие документы (сведения) в течение 4 месяцев с даты направления уведомления. При непредставлении заявителем запрошенных документов (сведений) в установленный срок евразийская заявка считается неподанной, о чем заявитель также уведомляется. Если упомянутые выше документы представлены не одновременно, то дата подачи евразийской заявки устанавливается по дате поступления в соответствующее ведомство документа, представленного последним.
Следует особо подчеркнуть, что вместо части евразийской заявки, которая внешне выглядит как описание изобретения, заявителем может быть представлено в ЕАПВ заявление на русском языке о том, что для целей установления даты подачи описание изобретения заменено ссылкой на ранее поданную заявителем заявку (первоначальную или предшествующую), с указанием ее номера, даты подачи и ведомства, в которое она была подана. Если такая заявка была подана иным лицом, то к заявлению прилагается документ, подтверждающий правопреемство заявителя. Вместе с тем заявитель в течение 4 месяцев с даты поступления в соответствующее ведомство евразийской заявки, содержащей такое заявление, должен представить заверенную копию ранее поданной заявки.
Если при установлении даты подачи евразийской заявки национальное или Евразийское ведомство сочтет, что часть описания изобретения или чертеж, на который в евразийской заявке имеется ссылка, предположительно отсутствует, то соответствующее ведомство незамедлительно уведомляет заявителя о необходимости представления отсутствующих материалов в 4-месячный срок с даты направления уведомления. В случае представления указанных материалов в предписанный срок, они включаются в евразийскую заявку, а дата их поступления в соответствующее ведомство считается датой поступления описания изобретения или чертежа.
Если по евразийской заявке, по которой испрашивается конвенционный приоритет, указанные в уведомлении материалы представлены в течение этого 4-месячного срока, то по ходатайству заявителя датой поступления описания изобретения или чертежа считается дата поступления этих материалов евразийской заявки, впервые полученных соответствующим ведомством. При этом дата подачи евразийской заявки устанавливается упомянутым выше образом, если:
недостающая часть описания или чертеж содержались в полном объеме в предшествующей заявке;
ходатайство было подано заявителем либо при подаче материалов евразийской заявки в национальное или Евразийское ведомство, либо в течение 2 месяцев с даты направления ему упомянутого выше уведомления;
заверенная копия предшествующей заявки была представлена либо в течение 16 месяцев с даты подачи такой заявки, либо в течение 4 месяцев с даты направления заявителю соответствующим ведомством уведомления о необходимости представления такой копии;
перевод предшествующей заявки на русский язык представлен заявителем в течение 4 месяцев с даты направления ему уведомления о необходимости его представления.
Положения о сроках, предоставляемых ЕАПВ, также унифицированы с упомянутыми выше международно-правовыми нормами. Согласно правилу 37 (2), такие сроки могут продлеваться по ходатайству, поданному в ЕАПВ как до истечения установленного срока, так и в течение 2 месяцев с даты его истечения, при условии предоставления вместе с ходатайством документа, об уплате установленной дополнительной пошлины. Вместе с тем при подаче такого ходатайства после истечения установленного срока на дату его подачи должны быть выполнены все требования, в отношении которых был установлен срок исполнения соответствующих действий. Минимальный период продления срока составляет 2 месяца с даты истечения установленного ранее не продлевавшегося срока. Положения настоящего правила не распространяются на сроки, которые предусмотрены в ряде правил Патентной инструкции.
Серьезные изменения протерпело правило 39. Теперь оно озаглавлено: "Восстановление прав". Права, утраченные в связи с несоблюдением сроков, установленных для совершения какого-либо процедурного действия, могут быть восстановлены как в отношении евразийской заявки, так и в отношении евразийского патента. Такое восстановление происходит по ходатайству заявителя или патентовладельца и при условии уплаты установленной дополнительной пошлины в случае, если ЕАПВ сочтет, что несоблюдение срока произошло, несмотря на все принятые заявителем или патентовладельцем меры, уместные в данных обстоятельствах, и что задержка была непреднамеренной.
Следует, однако, особо отметить, что восстановление права на евразийский патент возможно только в отношении того государства-участника ЕАПК, законодательство которого предусматривает восстановление права на патент на изобретение.
Ходатайство о восстановлении права на евразийскую заявку подается не позднее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного для совершения соответствующего процедурного действия, или не позднее 2 месяцев с даты устранения причины несоблюдения пропущенного срока. При этом неисполненное действие должно быть совершено на дату подачи ходатайства.
Действие евразийского патента, прекращенное досрочно в связи с неуплатой пошлины за поддержание евразийского патента в силе, может быть восстановлено по ходатайству патентовладельца (с указанием каждого из государств - участников ЕАПК, в отношении которого испрашивается восстановление действия патента), поданному до истечения трехлетнего срока считая с даты истечения срока уплаты пошлины, пропущенного патентовладельцем. Такое восстановление осуществляется в отношении одного или нескольких государств - участников ЕАПК, на территории которых евразийский патент имел действие на указанную дату. К упомянутому выше ходатайству прилагаются документы, подтверждающие уплату дополнительной пошлины и годовой пошлины, срок уплаты которой был пропущен, в размере, равном сумме пошлин за поддержание в силе евразийского патента в указанных государствах - участниках ЕАПК за соответствующий год действия евразийского патента, в отношении которого испрашивается восстановление утраченного права.
Необходимо также отметить, что положения настоящего правила не распространяются на сроки, которые предусмотрены в ряде правил Патентной инструкции.
Изменения и дополнения внесены в правило 40, в котором регламентированы пошлины и иные платежи.
Так, согласно п.5 этого правила, единая процедурная пошлина уменьшается, если патентный поиск был проведен в отношении всех первых пяти пунктов формулы изобретения, в отношении которых она учитывается, а пошлина, установленная абзацем третьим правила 24 (7) Инструкции (т.е. за каждый пункт формулы изобретения свыше пятого), уменьшается в отношении каждого пункта формулы изобретения, по которому поиск был проведен.
Как известно, в соответствии с п.7 патентовладельцу предоставляется льготный шестимесячный срок для уплаты годовой пошлины за поддержание в силе евразийского патента в отношении каждого указанного государства. Этот пункт дополнен абзацем вторым, согласно которому документы, подтверждающие уплату годовой пошлины в отношении указанных государств, в которых патентовладелец желает продолжения действия патента, могут представляться одновременно в отношении всех государств, в которых на дату уплаты пошлины действует евразийский патент, или раздельно по каждому такому государству в течение всего периода времени, установленного ст.17 (2) Конвенции (т.е. после выдачи патента ежегодно на дату, соответствующую дате подачи евразийской заявке) для уплаты этой пошлины, и упомянутого выше льготного шестимесячного срока.
Изменен порядок проведения формальной экспертизы евразийской заявки, предусмотренный правилом 41.
Основное нововведение - отмена двухмесячного срока проведения этой экспертизы.
Кроме того, установлены условия, выполнение которых определяют начало проведения формальной экспертизы:
установление даты подачи евразийской заявки;
уплата единой процедурной пошлины;
наличие, в случае необходимости, перевода документов евразийской заявки на русский язык;
наличие, в случае необходимости, доверенности.
Уточнено также само содержание формальной экспертизы. Так, согласно п.3 этого правила, отныне в ходе формальной экспертизы не проверяется: соблюдение требования единства изобретения; не изменяют ли дополнительные материалы, если они представлены, сущность заявленного изобретения; соблюдение правомерности испрашивания приоритета*(1). Естественно, что эти вопросы включены в содержание экспертизы евразийской заявки по существу, регламентированной правилом 47. Кроме того, отныне проверяются только очевидные случаи отнесения заявленного изобретения к неохраноспособным объектам.
На этой стадии большое внимание уделено правильности уплаты пошлин. Так, согласно п.2 этого правила, при экспертизе евразийской заявки по существу проверяется правильность уплаты установленных пошлин и соответствие испрашиваемого объема правовой охраны сведениям об изобретении, содержащимся в его описании. Если установлено их несоответствие, заявителю предлагается обосновать правомерность испрашиваемого объема правовой охраны или ограничить свои притязания. Если сумма уплаченной пошлины, в том числе и ранее уплаченной, не соответствует установленным ее размерам, заявителю предлагается осуществить доплату недостающей суммы с уплатой в необходимых случаях установленной дополнительной пошлины. Если формула изобретения составлена с нарушением установленных требований, экспертиза может потребовать внесения в нее исправлений и уточнений, а в необходимых случаях - доплаты установленных пошлин.
При невыполнении требования единства изобретения экспертиза проводится только в отношении изобретения, указанного в формуле первым (или тех из них, которые образуют группу, отвечающую требованию единства изобретения), если заявитель в ответ на уведомление экспертизы об установлении нарушения этого требования не обратится с просьбой ограничиться рассмотрением одного из содержащихся в заявке изобретений или группы изобретений, отвечающей требованию единства.
Положения относительно проверки соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности в целом не претерпели больших изменений. Сохранены в неизменности положения относительно результатов экспертизы евразийской заявки по существу.
Определенные изменения и дополнения внесены в правило 49, предусматривающее права заявителя в рамках процедуры получения евразийского патента. По общему правилу заявитель вправе дополнять, уточнять или исправлять материалы евразийской заявки до завершения технической подготовки публикации евразийского патента. При этом внесение изменений и исправлений в евразийскую заявку по инициативе заявителя проводится после уплаты установленной дополнительной пошлины. Дополнение, уточнение или исправление описания и формулы изобретения, а также чертежей (если они имеются), не изменяющее сущности изобретения, допускается (за исключением исправления технических и очевидных ошибок) до даты вынесения по евразийской заявке решения об отказе в выдаче евразийского патента или решения о его выдаче. При этом изменение формулы изобретения допускается в пределах раскрытия изобретения в описании изобретения. Кроме того, включение в формулу изобретения дополнительных пунктов на любом этапе экспертизы сопровождается уплатой дополнительной пошлины за каждый включенный зависимый или независимый пункт.
Более детально изложены правила подачи выделенной евразийской заявки, при наличии в первоначальной евразийской заявке, поданной тем же заявителем, других изобретений. Выделенная евразийская заявка может быть подана, если на дату ее подачи первоначальная заявка не отозвана или не считается отозванной, и ее подача была осуществлена до даты регистрации евразийского патента по первоначальной заявке, а в случае принятия по ней решения об отказе в выдаче евразийского патента, - до исчерпания возможности его обжалования. Регламентирована также уплата по выделенной евразийской заявке единой процедурной пошлины, пошлины за каждый пункт формулы изобретения свыше предусмотренного количества пунктов, не облагаемых дополнительной пошлиной, и пошлины за проведение экспертизы по существу.
Изменение правила 71, в котором говорится о рассмотрении международных заявок Евразийским ведомством в качестве указанного или выбранного ведомства, связано в основном с изменениями сроков, указанных в ст.22 (1) РСТ, принятыми ХIII (очередной) сессией Ассамблеи Союза РСТ в сентябре 2001 г. Так, в настоящее время заявитель в отношении международной заявки должен до истечения 31 месяца*(2) с даты приоритета, указанной в ст.2 (xi) РСТ, представить ряд документов, в том числе такой новый документ, как заверенную в соответствующем получающем ведомстве копию международной заявки, если рассылка этой международной заявки, предусмотренная ст.20 РСТ, еще не была осуществлена.
Уточнены требования к переводу международной заявки на русский язык. В частности, перевод изменений, внесенных согласно ст.34 (2) (b) РСТ в документы международной заявки, публикуется ЕАПВ, если эти изменения не были признаны органом международной предварительной экспертизы выходящими за пределы того, что было раскрыто в первоначально поданной международной заявке.
Формальная экспертиза международной заявки в ЕАПВ начинается при условии наличия в ее материалах отчета о международном поиске и заключения международной предварительной экспертизы, если она проводилась.
Расширены права заявителя в связи с рассмотрением международной заявки. Так, заявитель вправе изменять и исправлять международную заявку без уплаты установленной дополнительной пошлины в течение 2 месяцев с даты начала ее рассмотрения в ЕАПВ. По ходатайству заявителя о восстановлении права на международную заявку, сопровождаемому уплатой установленной пошлины, ЕАПВ может сохранить ее действие в соответствии со ст.24(2) РСТ, если сочтет убедительными доводы заявителя.
Основные изменения и дополнения Положения о пошлинах заключаются в следующем.
Большинство из этих изменений и дополнений связано с соответствующими изменениями и дополнениями Патентной инструкции.
Как известно, правилом 40 Патентной инструкции предусмотрена уплата ряда пошлин согласно временному льготному тарифу для лиц или их представителей, имеющих постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в котором уровень валового национального дохода, приходящегося на душу населения, составляет 3000 долл. и ниже.
Перечень лиц, пользующихся временным льготным тарифом, расширен. Так, согласно п.1 (5) Положения, субъекты передачи права на евразийскую заявку и евразийский патент, упомянутые в правилах 7, 13(5) и 13(9) Патентной инструкции, из государств - участников ЕАПК уплачивают пошлины в соответствии с предоставляемым временным льготным тарифом в размерах, составляющих 10% размера соответствующих пошлин. Упомянутые выше лица, не являющиеся представителями государств - участников ЕАПК, но имеющие в соответствии с правилом 40 (4) Патентной инструкции право на предоставление льготного тарифа, уплачивают эти пошлины в размерах, составляющих 20% размера соответствующих пошлин.
Существенные изменения и дополнения внесены в п.11 Положения в связи с изменением правила 13 Патентной инструкции о передаче права на евразийскую заявку или евразийский патент.
Новая редакция п.11 устанавливает следующие пошлины:
за подачу заявления о регистрации права на евразийскую заявку в порядке правопреемства (по наследству или в результате реорганизации юридического лица) или при вступлении в права в соответствии с правилом 7 (1) Патентной инструкции - 50 долл.;
за подачу заявления о регистрации передачи права на евразийскую заявку путем уступки права - 200 долл.;
за подачу заявления о регистрации передачи права на евразийский патент в порядке правопреемства (по наследству или в результате реорганизации юридического лица) или при вступлении в права в соответствии с правилом 7 (2) Патентной инструкции - 100 долл.;
за подачу заявления о регистрации передачи права на евразийский патент путем уступки права - 400 долл.;
за подачу заявления о регистрации залога права на евразийскую заявку или евразийский патент - соответственно 100 и 200 долл.
И, наконец, изменена редакция п.12 (5) Положения, согласно которому пошлина считается уплаченной правильно, если ее сумма, поступившая в ЕАПВ, соответствует размеру пошлины, установленному на дату поступления в ЕАПВ документа, подтверждающего уплату пошлины, а в случае отправки такого документа в ЕАПВ по почте - на дату сдачи его на почту, и если уплата пошлины и представление документа, подтверждающего ее уплату, осуществлены в установленные сроки. Указанная новая норма направлена на исключение случаев недоплаты установленных пошлин, которые иногда имели место в практике ЕАПВ.
В заключение следует отметить, что все упомянутые выше изменения и дополнения Патентной инструкции к ЕАПК и Положения о пошлинах ЕАПО вводятся в действие с 1 марта 2002 г.
В.И. Еременко
"Гражданин и право", N 2, февраль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На стадии формальной экспертизы остается проверка соблюдения порядка испрашивания приоритета (Авт.).
*(2) Ранее этот срок, в зависимости от обстоятельств, равнялся 21 месяцу или 31 месяцу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Развитие евразийского патентного законодательства
Автор
В.И. Еременко
"Гражданин и право", 2002, N 2