Порядок заявления, рассмотрения и удовлетворения требований налоговых органов в процедурах банкротства
При рассмотрении дел, связанных с банкротством, возникают вопросы об очередности обязательных налоговых платежей. Каков порядок взыскания недоимки, пеней и штрафных санкций с ликвидируемой организации при нарушении ей налогового законодательства? Имеют ли право налоговые органы на бесспорное списание недоимки в период признания хозяйствующего субъекта банкротом? В какой очередности уплачиваются обязательные платежи в период наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства? Возникает ли у арбитражных управляющих обязанность представления промежуточного и ликвидационного балансов? Возможно ли привлечение к ответственности арбитражных управляющих за несвоевременное представление налоговой и бухгалтерской отчетности?
Основания и порядок ликвидации юридического лица установлены п.2 ст.61 и ст.63 ГК РФ. Вместе с тем п.4 ст.64 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно п.3 ст.65 ГК РФ основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления о банкротстве им самим, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).
Несмотря на то что законодательство о банкротстве в известной мере относится к частному (гражданскому) праву, предметом его регулирования являются и определенные отношения публично-правового характера, а именно отношения должника с налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей в процессе банкротства.
Рассмотрим юридическую природу обязательных платежей в бюджет, срок исполнения которых наступает после принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельного юридического лица банкротом. Можно сказать, что имущество (в том числе денежные средства) налогоплательщика-должника подпадает под специальный правовой режим. Установление такого режима при возбуждении производства по делу о банкротстве продиктовано, с одной стороны, необходимостью сохранения имущества, а с другой - эффективным использованием его с целью удовлетворения требований кредиторов и возможного восстановления платежеспособности должника для сохранения его как хозяйствующего субъекта.
Предметом правового регулирования Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(1) являются отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому договору и внести обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации (ст.2 Закона N 6-ФЗ). С учетом этого складывается и судебно-арбитражная практика (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 14 сентября 1999 г. N 905/99 и от 7 декабря 1999 г. N 2577/99).
Законом о банкротстве установлен особый порядок исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей. Законом введены определенные ограничения общеустановленных требований к исполнению данной обязанности. Так, в соответствии с п.1 ст.57 Закона с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования к нему могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве.
Порядок предъявления требований к должнику на стадии наблюдения предусмотрен п.4 ст.11 Закона о банкротстве, согласно которому с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к нему для удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. В силу ст.46 и 63 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Эти требования направляются в арбитражный суд и должнику, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом требования кредиторов признаются установленными.
Определение размера требований кредиторов в период процедуры наблюдения необходимо главным образом для подсчета количества голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов для участия в первом собрании кредиторов. Пропуск срока для заявления требований может помешать кредитору участвовать в первом собрании кредиторов. В соответствии с п.3 ст.12 Закона о банкротстве конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы имеют на собрании кредиторов то количество голосов, которое установлено на момент проведения собрания.
Из всех кредиторов временный управляющий должен выделить в соответствии с Законом о банкротстве конкурсных кредиторов, к которым также приравниваются налоговые и иные уполномоченные органы, участвующие в первом собрании кредиторов с правом голоса.
Требования направляют по почтовому адресу должника. Временный управляющий дифференцирует требования на установленные и не установленные. Требования, не признаваемые в соответствии с Законом установленными, направляют в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. Если должник не представит в недельный срок своих возражений в арбитражный суд (а копии - кредитору и временному управляющему), эти требования будут считаться установленными.
Арбитражный суд рассматривает возражения должника по требованиям налоговых органов в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Временный управляющий перед первым собранием кредиторов составляет списки тех кредиторов, чьи требования на момент проведения первого собрания признаны установленными (это касается и требований налоговых органов).
Налоговые органы имеют право подавать свои требования в период и внешнего управления, и конкурсного производства. Процедура наблюдения завершается принятием арбитражным судом решения (определения) о введении внешнего управления, или открытии конкурсного производства, или утверждении мирового соглашения, или отказе в признании должника банкротом.
С момента введения внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. В течение достаточно продолжительного периода - срока проведения внешнего управления - должник освобождается от необходимости расходовать имеющиеся денежные средства на удовлетворение требований кредиторов. В соответствии со ст.70 Закона о банкротстве мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи должника, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления. В период действия моратория не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым в обычных условиях проводится в бесспорном (безакцептном) порядке (перечень таких документов определен ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"), а также по инкассовым поручениям (распоряжениям) налоговых и иных административных органов.
Фактически запрет на взыскание с должника денежных средств в безакцептном порядке действует с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии к производству заявления о признании должника банкротом, т.е. с введения процедуры наблюдения. Именно с этого момента имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве.
Указанные нормы Закона о банкротстве соответствуют положениям п.1 ст.20 и п.4 ст.60 Закона об исполнительном производстве. В налоговом и административном законодательстве подобные нормы, к сожалению, отсутствуют, что приводит к многочисленным конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Правила, предусмотренные п.2 и 3 ст.70 Закона о банкротстве, не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Согласно ст.75 Закона о банкротстве кредиторы в ходе внешнего управления вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент. Требования кредиторов направляются внешнему управляющему по почтовому адресу должника. Форма заявления такого требования Законом не установлена. Однако во избежание споров требование должно быть составлено так, чтобы имелась возможность определить дату его направления. К заявлению кредитора должны быть приложены документы и иные доказательства, подтверждающие обоснованность требований, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником соответствующего обязательства. Кроме того, в заявлении кредитора должен быть указан размер предъявляемых требований и содержаться раздельный расчет сумм основного долга и сумм неустоек, а также налоговых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства на момент введения внешнего управления.
Внешний управляющий рассматривает требования кредитора в двухнедельный срок с момента получения от него соответствующего заявления. По результатам рассмотрения внешний управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о кредиторе, размере и очередности удовлетворения его требования. Очередность удовлетворения требований предусмотрена ст.106-111 Закона о банкротстве, которыми устанавливаются общие положения и правила удовлетворения отдельных требований, относящихся к конкретной очередности.
О внесенном в реестр требований кредиторов размере требований и очередности их удовлетворения внешний управляющий уведомляет соответствующего кредитора в срок, не превышающий одного месяца с момента получения заявления о требовании. В случае несогласия с определенными внешним управляющим размером или очередностью удовлетворения требований кредитор вправе направить свои возражения в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в месячный срок с момента получения уведомления. Возражения, не заявленные в месячный срок, считаются установленными в размере, составе и очередности, определенными внешним управляющим. Арбитражный суд рассматривает требования таких кредиторов в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. В определении суда должны быть указаны установленные им размер и очередность удовлетворения каждого из заявленных кредитором требований.
При открытии конкурсного производства требования к должнику согласно п.1 ст.98 Закона о банкротстве могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, и исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые приведены в главе VI Закона. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет определенные правовые последствия. С этого момента срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отстроченных обязательных платежей считается наступившим. По всем видам задолженности, включая недоимки по налогам и иным обязательным платежам, прекращается начисление неустоек (пеней).
После опубликования в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в установленный срок, который не может быть менее двух месяцев (с даты публикации), кредиторы обращаются со своими требованиями к конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий рассматривает заявленные требования кредиторов и заносит их в реестр требований в двухнедельный срок с момента получения, а в течение месяца уведомляет кредиторов о результатах рассмотрения. После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает вести расчеты с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст.106-111 Закона о банкротстве.
В качестве примера порядка удовлетворения требований кредиторов в этот период можно привести следующее арбитражное дело. Конкурсный управляющий обратился в суд с иском о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения налоговой инспекции на бесспорное списание налога на содержание муниципальной милиции. Решением Арбитражного суда Орловской области от 27 января 2000 г. иск был удовлетворен, поскольку суд признал безосновательной позицию налогового органа о внеочередном удовлетворении требований кредитора по обязательствам, возникшим после закрытия реестра требований кредиторов и в период конкурсного производства.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просила отменить решение по делу, полагая, что оно вынесено в нарушение норм действующего законодательства о банкротстве. Кассационная инстанция (Федеральный арбитражный суд (ФАС) Центрального округа) не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта, указав следующее. Решением арбитражного суда Орловской области от 20 октября 1998 г. АООТ "Орелградостроитель" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Объявление о несостоятельности (банкротстве) организации опубликовано 10 марта 1999 г. Реестр требований кредиторов закрыт по состоянию на 11 мая 1999 г. За девять месяцев 1999 г. организации был доначислен налог на содержание муниципальной милиции. В связи с неуплатой суммы налога налоговая инспекция в соответствии с п.1 ст.46 НК РФ выставила инкассовое поручение на бесспорное списание суммы задолженности. Считая, что налоговая инспекция не соблюла очередность удовлетворения требований кредиторов, конкурсный управляющий АООТ "Орелградостроитель" обратился с иском о признании не подлежащим исполнению указанного инкассового поручения.
Согласно ст.98 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, в соответствии с правилами которого конкурсный управляющий рассматривает все заявленные требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В силу ст.101 указанного Закона расчеты с кредиторами (определение порядка, очередности, сроков) являются прерогативой конкурсного управляющего.
По нашему мнению, бесспорное списание сумм задолженностей в бюджет в период конкурсного производства недопустимо, поэтому суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности действий налоговой инспекции и правильно признал, что инкассовое поручение не подлежит исполнению. Налоговой инспекции надлежало обратиться к конкурсному управляющему с заявлением об удовлетворении требований кредитора и решить вопрос о погашении задолженности по налогам, возникшей в период конкурсного управления (до и после закрытия реестра).
Суд верно указал, что очередность погашения задолженности до закрытия реестра требований кредиторов и после его закрытия различна. В соответствии со ст.106 Закона о банкротстве вне очереди уплачиваются налоги и производятся иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по осуществлению которых возникла до закрытия реестра требований кредиторов; после закрытия реестра требования кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей, удовлетворяются по правилам, установленным ст.114 Закона.
Заявление налоговой инспекции в ВАС РФ о принесении протеста оставлено без удовлетворения.
Пунктом 2 ст.106 Закона о банкротстве установлена очередность удовлетворения требований кредиторов, при этом согласно п.1 данной статьи вне очереди возмещаются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Согласно п.3 ст.11 Закона к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено Законом. Следовательно, положение п.1 ст.106 Закона распространяется на обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Отметим, что в юридической литературе нет единства мнений о порядке и очередности осуществления должником обязательных платежей, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления и конкурсного производства, единая судебная практика по данному вопросу также не сложилась. Так, А. Волобуев (инспектор налоговой службы I ранга Управления МНС России по г. Москве) считает, что порядок осуществления должником обязательных платежей, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, Законом о банкротстве не установлен*(2). Эти обязательные платежи согласно п.4 ст.70 Закона под действие моратория не подпадают и в реестр требований не вносятся. По мнению указанного автора, из положения п.3 ст.2 ГК РФ следует, что к отношениям, связанным с удовлетворением требований налоговых органов по обязательным платежам в процессе банкротства, прямо не урегулированным Законом о банкротстве, нужно применять законодательство о налогах и сборах. В обоснование своей позиции А. Волобуев приводит такие аргументы. В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из данного Кодекса, федеральных законов о налогах и сборах, законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов приведен в главе 8 НК РФ. В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Согласно п.2 этой статьи налог взыскивается по решению налогового органа путем направления в банк налогоплательщика инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление в бюджет необходимых денежных средств.
Банк исполняет указанное инкассовое поручение в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России 12 апреля 2001 г. N 2-П. В случае неисполнения банком решения налогового органа о взыскании налога к банку применяют меры ответственности, установленные ст.135 НК РФ.
Согласно п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.47 данного Кодекса.
Таким образом, как нам представляется, А. Волобуев допускает возможность внесудебного и внеочередного порядка взыскания обязательных платежей в период конкурсного производства по налоговым обязательствам, возникшим в процессе банкротства и не вошедшим в реестр требований кредиторов.
Авторы, иначе толкующие порядок удовлетворения требований по уплате обязательных платежей, приводят следующие аргументы. В соответствии с п.1 ст.106 Закона о банкротстве при проведении процедуры конкурсного производства требования кредиторов, возникшие в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди.
Если должник после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплатил обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности перед кредиторами четвертой очереди (п.2 ст.110 Закона о банкротстве). Согласно п.4 ст.114 Закона о банкротстве требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по обязательным платежам, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Итак, требования кредиторов по обязательным платежам в ходе конкурсного производства удовлетворяются:
вне очереди, если такие требования возникли после открытия конкурсного производства и заявлены до закрытия реестра требований кредиторов (п.1 ст.106 Закона о банкротстве);
в четвертую очередь, если требования возникли до открытия конкурсного производства и заявлены до закрытия реестра требований кредиторов (п.2 ст.106 Закона о банкротстве);
после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок, если требования по обязательным платежам, в том числе возникшие после открытия конкурсного производства, заявлены после закрытия реестра требований кредиторов (п.4 ст.114 Закона о банкротстве)*(3).
Следует особо остановиться на порядке взыскания штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
Согласно ст.104 НК РФ после принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции, предусмотренной Кодексом, с лица, привлекаемого к ответственности за конкретное налоговое правонарушение. Таким образом, с позиций налогового законодательства вину в совершении правонарушения может установить только суд и только суд применяет меру ответственности.
В силу норм ст.46, 57, 63, 75 Закона о банкротстве все денежные требования к должнику предъявляются в рамках процедур банкротства. Следовательно, соответствующее заявление об уплате штрафных санкций за нарушение налогового законодательства нужно также направлять арбитражному управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве организации-должника. Исковые заявления о взыскании штрафных санкций, поданные вне рамок судебной процедуры банкротства, арбитражные суды, как показала практика, не рассматривают.
Примером, иллюстрирующим порядок взыскания штрафных санкций при нарушении налогового законодательства организацией-банкротом, является арбитражное дело N 48-2134/99-17 по иску налоговой инспекции о взыскании штрафных санкций, рассмотренное ФАС Центрального округа (Постановление кассационной инстанции от 11 января 2000 г.). Налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании штрафа в суд по месту нахождения филиала банка-банкрота, а не в суд, рассматривающий дело о банкротстве банка. Арбитражный суд отказал в принятии искового заявления. Федеральный арбитражный суд в кассационной инстанции при проверке законности и обоснованности судебных актов суда первой инстанции пришел к выводу, что в принятии искового заявления арбитражный суд первой инстанции отказал обоснованно, поскольку в отношении ответчика в другом арбитражном суде возбуждено дело о банкротстве, введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий.
По другому делу (Постановление ФАС Центрального округа от 25 октября 1999 г. по делу N А64-2125/99-16) налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском к хозяйственному товариществу о взыскании предусмотренного НК РФ штрафа за нарушение правил составления налоговой декларации. Определением судьи арбитражного суда производство по делу прекращено на основании п.1 ст.85 АПК РФ. Постановлением апелляционной инстанции определение оставлено без изменения. Заявитель кассационной жалобы (государственная налоговая инспекция) просил указанные судебные акты отменить, полагая, что иск о взыскании налоговой санкции с организации, находящейся в состоянии банкротства, подведомствен арбитражному суду в соответствии с п.2 ст.104 НК РФ.
Изучив материалы дела, кассационная инстанция пришла к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению. В Постановлении суд отметил, что в данном случае норма п.2 ст.104 НК РФ "не может быть применена, так как после открытия конкурсного производства в порядке, установленном налоговым законодательством, вне очереди (п.1 ст.106 Закона о банкротстве) подлежат уплате (взысканию) налоги и другие обязательные платежи, которые относятся к расходам, связанным с функционированием организации-должника. Поскольку иск заявлен о взыскании налоговой санкции, подлежит применению положение п.1 ст.98 Закона о банкротстве, согласно которому с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Таким образом, требование налогового органа о взыскании штрафных санкций за нарушение налогового законодательства с несостоятельной организации подсудно только арбитражному суду, возбудившему производство по делу о ее банкротстве. Поскольку отказ в принятии искового заявления по основаниям п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ влечет за собой возврат заявления и других отрицательных последствий для заявителя не наступает, за последним сохраняется право на повторное обращение в арбитражный суд в рамках процедур банкротства. Положение п.4 ст.11 Закона о банкротстве, согласно которому с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, также подтверждено сложившейся арбитражной практикой (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2000 г. по делу N 4265/99; от 4 сентября 2000 г. по делу N А79-25/2000-СК1-45).
Имеют место случаи, когда налоговые органы предлагают добровольную уплату штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, а должники не возражают против этого. Рассмотрев и приняв заявление (предложение) о добровольной уплате штрафных санкций, арбитражный управляющий уведомляет налоговые органы о включении сумм штрафов в соответствующую очередность. С позиций налогового законодательства остается неопределенность относительно правомерности признания арбитражным управляющим обоснованности штрафных санкций или его отказа в принятии требования об уплате налоговых санкций, ведь признать виновным в налоговом правонарушении может только суд, он же и применяет меру взыскания.
На первый взгляд налицо коллизия законодательства о банкротстве и норм налогового законодательства, предусматривающего с 1 января 1999 г. обязательный судебный порядок взыскания штрафных санкций и привлечение к ответственности только на основании решения суда. Однако, по нашему мнению, правомерно рассматривать эту ситуацию как соотношение общих и специальных норм, определяющих порядок заявления и рассмотрения требований об уплате (взыскании) налоговых санкций. Дело в том, что НК РФ установлены общие нормы наложения и взыскания штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, механизм применения которых не распространяется на юридических лиц, проходящих процедуры банкротства. Для таких организаций предусмотрены специальные правила заявления и рассмотрения требований, введенные Законом о банкротстве, которые не исключают удовлетворение требований об уплате штрафных санкций под контролем арбитражного суда, но проводятся в рамках особого производства.
Процедура предъявления налоговыми органами штрафных санкций видится следующей. Налоговый орган после вынесения решения о наложении на организацию штрафных санкций за нарушение налогового законодательства обращается с предложением об их уплате к должнику и арбитражному управляющему. В соответствии со ст.101 Закона о банкротстве арбитражный управляющий может заявить в установленном порядке возражения в случае несогласия уплатить штраф. Отказ конкурсного управляющего принять и признать требование может быть обжалован налоговым органом в суд, рассматривающий дело о банкротстве. По результатам рассмотрения жалобы на действия арбитражного управляющего суд выносит определение.
Достаточно часто у арбитражных управляющих возникает вопрос относительно правомерности требований налогового органа о предоставлении промежуточного и ликвидационного балансов при ликвидации организации в ходе конкурсного производства.
Обязанность конкурсного управляющего по составлению ликвидационного баланса и представлению его в арбитражный суд установлена ст.179 Закона о банкротстве только в случае отсутствия руководителя организации-должника. Законом не предусмотрено составление арбитражным управляющим промежуточного и ликвидационного балансов. Согласно ст.117 Закона после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства. К отчету конкурсного управляющего прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. В соответствии со ст.119 Закона арбитражный суд на основании указанных документов выносит определение о завершении конкурсного производства. Законом не установлено иных документов, необходимых для принятия арбитражным судом такого определения. В силу п.3 ст.119 Закона данное определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации организации-должника.
По вопросу правомерности привлечения к ответственности арбитражного управляющего за непредставление (несвоевременное представление) бухгалтерской и налоговой отчетности существует точка зрения, представляющаяся аргументированной и обоснованной*(4).
В процессе по делу о несостоятельности и к иным отношениям, не связанным с удовлетворением требований налоговых органов об уплате обязательных платежей и не являющимся предметом непосредственного регулирования Законом о банкротстве, подлежат применению нормы законодательства о налогах и сборах, а также другие нормы публичного законодательства. Например, в ряде случаев конкурсные управляющие не представляют в налоговый орган по месту учета налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, ссылаясь на то, что их функции, установленные п.3 ст.101 Закона о банкротстве, обязанность по ведению бухгалтерского учета и отчетности не входит. В дополнение к этому арбитражные управляющие указывают на то, что обязанность по ведению бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности п.2 ст.74 Закона возлагается на арбитражного управляющего только на стадии внешнего управления.
Однако обязанность налогоплательщика по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, закрепленную п.1 ст.23 НК РФ, юридическое лицо исполняет до момента своей ликвидации. Согласно п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Какие-либо исключения для юридических лиц, признанных арбитражным судом банкротами, по исполнению обязанности представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность законодательством о налогах и сборах не установлены. На обязательность непрерывного ведения бухгалтерского учета организацией с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации указано и в п.3 ст.8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно п.3 ст.1 этого Закона одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п.2 ст.98 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом в случае, если ранее такого отстранения проведено не было. Согласно ст.2 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерской отчетностью является единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Поскольку с момента открытия конкурсного производства органы управления должника не вправе вести деятельность, направленную на изменение имущественного и финансового положения организации, и, следовательно, не в состоянии обеспечить достоверность и полноту сведений о ее текущем положении, то нет оснований для возложения на прежние органы управления обязанности по организации и ведению бухгалтерской отчетности.
Пунктом 1 ст.101 Закона о банкротстве установлено, что к конкурсному управляющему с момента его назначения переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом. Наделение арбитражного управляющего определенным объемом полномочий неразрывно связано с возложением на него соответствующих обязанностей. Поэтому нет правовых оснований исключать обязанность конкурсного управляющего по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности. То же следует из п.1 ст.6 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому ответственность за организацию бухгалтерского учета несет лицо, ответственное за ведение дел организации, т.е. в данном случае конкурсный управляющий или лицо, исполняющее его обязанности.
Согласно п.5 ст.13 Закона о бухгалтерском учете и определению понятия "руководитель организации", данному в ст.2 этого Закона, с момента открытия конкурсного производства бухгалтерскую отчетность организации подписывают конкурсный управляющий (лицо, исполняющее его обязанности) и главный бухгалтер (бухгалтер) организации.
Ко всем публично-правовым отношениям, прямо не урегулированным Законом о банкротстве, которые возникают в процессе процедуры банкротства и связаны с исполнением налогоплательщиком своих обязанностей, применяются нормы законодательства о налогах и сборах, а также иных отраслей публичного права.
А.И. Дихтяр,
зав. кафедрой "Гражданское право и процесс"
Орловского государственного технического университета,
канд. юрид. наук, доцент
Т.А. Гусева,
адвокат юридического бюро "Партнеры"
Орловской областной коллегии адвокатов,
ст. преподаватель кафедры "Гражданское право и процесс"
Орловского государственного технического университета
"Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Российская газета.- 1998.- 20, 21 января.- Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- N 2.- Ст. 222. Закон введен в действие с 1 марта 1998 г.
*(2) Волобуев А. Актуальные вопросы участия налоговых органов в процедурах банкротства//Финансовая газета.- 2001.- N 6.
*(3) Распоряжение ФСДН России от 14 апреля 2000 г. N 19-р "Об утверждении разъяснения о вопросах, связанных с применением процедур банкротства" (зарегистрировано в Минюсте России 30 июня 2000 г. N 2285)//Российская газета.- 2000.- 6 июля.
*(4) Волобуев А. Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru