Права налогоплательщиков нарушаются налоговыми инспекциями
при неправильном ведении оперативного учета
Порядок ведения налоговыми инспекциями оперативного учета обязательств и платежей налогоплательщиков определяется не законодательством, а ведомственными инструкциями. Иногда инспекции занимаются "нормотворчеством" в данной области. Казалось бы, ведение оперативного учета - техническая проблема и не может задевать прав и интересов налогоплательщиков. Однако практика показывает, что это не так.
Примером служит применяемый некоторыми налоговыми инспекциями порядок учета данных, отраженных организациями-экспортерами в декларациях по НДС. Если налогоплательщик-экспортер заявляет о возврате сумм НДС, уплаченных поставщикам сырья и материалов, налоговая инспекция вправе проверить достоверность заявленных данных. Подобная проверка может продолжаться до трех месяцев. В течение срока проверки инспекции ведут оперативный учет в таком порядке:
не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, организация представляет в налоговый орган соответствующие налоговые декларации (п.5 ст.174 НК РФ): по реализации, облагаемой НДС, и по льготируемым оборотам, в том числе по экспорту (п.6 ст.164 НК РФ). Если суммы налога, исчисленные по экспорту и подлежащие возмещению, превышают суммы налога, исчисленные по облагаемым операциям, то обязанности уплатить налог в бюджет у налогоплательщика не возникает;
налоговая инспекция принимает все документы от налогоплательщика, в соответствии со ст.176 НК РФ в течение трехмесячного срока проверяет обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении НДС путем зачета или возврата либо об отказе в возмещении;
в течение проверки инспекция учитывает налог, исчисленный по налогооблагаемым операциям, как недоимку налогоплательщика. Соответственно суммы недоимки отражаются на лицевом счете налогоплательщика как задолженность, на них начисляются пени. Недоимкой эти суммы считаются до тех пор, пока инспекция не проверит обоснованность вычетов, применения нулевой налоговой ставки и не примет решения о возмещении.
Нетрудно заметить, что это означает для налогоплательщика. Рассматривая указанные суммы как недоимку, налоговая инспекция может применить порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.
Для налогоплательщика, получившего право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", рассмотренный порядок чреват тем, что на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, за налогоплательщиком будет числиться задолженность по уплате текущих налоговых платежей, в связи с чем он может утратить право на реструктуризацию.
Налогоплательщик поставлен перед выбором: либо сдать декларации и ждать, когда налоговая инспекция проверит поданные документы и возместит налог, надеясь, что никаких принудительных мер по взысканию налога к нему применено не будет, либо при подаче декларации уплатить налог, исчисленный по облагаемым оборотам.
По нашему мнению, данный порядок учета обязательств налогоплательщиков незаконен по следующим основаниям.
1. В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В отношении НДС действующее налоговое законодательство исключений не содержит.
2. Согласно абз.2 п.1 ст.173 НК РФ сумма налога, рассчитанная по облагаемым операциям, уменьшается на сумму налоговых вычетов. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет сумму, оставшуюся после применения всех вычетов. Следовательно, если исчисленная сумма налога и сумма вычетов равны либо вычеты превышают исчисленную сумму, то у налогоплательщика не возникает обязанности уплатить налог.
3. Недоимкой по НДС согласно п.2 ст.11 НК РФ являются суммы НДС, причитающиеся к уплате в бюджет налогоплательщиком, и не уплаченные им к 21-му числу месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик-экспортер имеет право вычесть НДС, уплаченный поставщикам. Такое право возникает у него в день представления в налоговый орган полного комплекта документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки (п.3 ст.172 НК РФ). Если суммы вычетов в конкретном налоговом периоде превышают сумму налога, исчисленную по ст.166 НК РФ, то суммы, причитающиеся к уплате в бюджет за этот период, равны нулю. Поскольку нет сумм НДС, причитающихся к уплате в бюджет, не может возникнуть и недоимка по данному налогу.
Следовательно, нет никаких оснований считать, что в течение установленного ст.176 НК РФ трехмесячного срока, во время которого налоговые органы проверяют обоснованность возмещения сумм вычетов, какая-то часть суммы налога будет являться недоимкой.
Рассмотренная позиция налоговых инспекций делает невозможной реструктуризацию задолженности перед бюджетом, предусмотренную Постановлением Правительства РФ N 1002, так как неизбежно по данным учета инспекции за налогоплательщиком систематически будет числиться задолженность (недоимка) по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей. Решение о реструктуризации, принятое в отношении налогоплательщика, может быть отменено по причине возникновения новой задолженности.
Такой порядок учета фактически позволяет налоговому органу оказывать давление на налогоплательщика, вынуждая его во избежание негативных последствий, уплачивать исчисленный налог без учета вычетов, право на которые предоставлено НК РФ.
Г.Д. Валеев,
юрист, г. Челябинск
"Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru