Комментарий к ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"
Начиная с отчетности за 2001 г. применяется Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н.
Положение разработано на основе международного стандарта финансовой отчетности МСФО 20 "Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи" в соответствии с требованиями норм законодательства Российской Федерации.
Рассмотрим основные положения ПБУ 13/2000.
1. Основные понятия
Также, как и в МСФО 20, в ПБУ 13/2000 приводится определение государственной помощи.
Государственной помощью признается увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. При этом в качестве экономической выгоды не рассматривается установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность, и другие подобные действия, которые могут оказать влияние на общие хозяйственные условия, в которых организация ведет деятельность.
В отличие от МСФО 20 в ПБУ 13/2000 определения иных терминов, используемых в Положении ("государство", "бюджетные средства", "бюджетные кредиты"), не даются. Так, в МСФО 20 под правительством понимаются в том числе международные организации.
Из-за отсутствия в ПБУ 13/2000 определений представляется затруднительным классифицировать помощь международных организаций, направленную, скажем, коммерческим строительным организациям на возведение домов для военных, выведенных из бывших союзных республик, или для людей, потерявших свои дома в результате природных катаклизмов. Тем более что международные организации, выделяя подобные средства, предпочитают адресную направленность.
Надеемся, что в ПБУ будут внесены соответствующие дополнения.
2. Область применения ПБУ
Разделом I "Общие положения" устанавливается, что ПБУ 13/2000 действует в части государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных).
Согласно ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации организации могут быть двух видов: коммерческие и некоммерческие. Следовательно, донное Положение не распространяется на некоммерческие организации.
Кроме того, в силу п.3 ПБУ 13/2000 оно не применяется:
1) при государственном регулировании цен и тарифов. То есть Положение не распространяется на организации, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, оказывающие услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
2) при предоставлении налоговых льгот организациям (инвестиционных налоговых кредитов и др.);
3) в случае участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах юридических лиц.
Значит, Положение не распространяется на бюджетные организации, поскольку согласно определению, данному в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, бюджетные организации - это организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, мы установили, что ПБУ 13/2000 не распространяется на бюджетные и некоммерческие организации, кредитные организации, а также на организации, работающие по государственным тарифам.
3. Виды и формы государственной помощи
Выделяемые организациям бюджетные средства для целей бухгалтерского учета согласно ПБУ 13/2000 подразделяются на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных с строительством, покупкой или иным приобретением внеоборотных активов,
средства на финансирование текущих расходов.
К внеоборотным активам относятся основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и долгосрочные финансовые вложения. Все иные средства согласно Положению относятся к текущим расходам.
При предоставлении средств на финансирование капитальных расходов организациям могут ставиться дополнительные условия, ограничивающие сроки приобретения и владения внеоборотными активами, их местонахождение или приобретение определенных видов.
Следует заметить, что в ПБУ дан закрытый список возможных дополнительных условий. То есть нельзя устанавливать дополнительные ограничения, например, у какой именно организации приобретать активы, с кокой заключать договоры на строительство.
В Положении указаны следующие формы предоставления бюджетных средств: на возвратной и безвозвратной основе, на финансирование текущих и понесенных в предыдущие отчетные периоды расходов, в форме бюджетных кредитов и прочие формы предоставления государственной помощи.
К прочим формам государственной помощи относится выгода, которая не может быть обоснованно оценена (например, предоставление гарантий, оказание консультационных услуг на безвозмездной основе) и (или) которая не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки продуктов питания и топлива для районов Крайнего Севера).
4. Отражение в бухгалтерском учете получения и использования государственной помощи
4.1. Поступление бюджетных средств
Поступление бюджетных средств согласно п.5 ПБУ 13/2000 организация имеет право отразить в бухгалтерском учете при наличии двух условий:
1) имеется уверенность, что средства будут получены;
2) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств будут выполнены.
В Положении поясняется, какие документы могут являться подтверждением выполнения указанных условий. Для первого условия - это уведомление о бюджетных ассигнованиях, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы; для второго - заключенные организацией договоры, утвержденная проектно-сметная документация, технико-экономические обоснования и иные подобные документы.
Таким образом, согласно требованиям указанного пункта ПБУ если одно из условий невыполнимо, организация не имеет права принять к учету поступление бюджетных средств.
Однако в п.12 ПБУ 13/2000 описывается порядок отражения в учете организации поступления бюджетных средств в случае, когда средства уже получены, а достаточная уверенность в том, что организация выполнит условия предоставления средств, отсутствует.
Пункты 5 и 12 ПБУ 13/2000 явно противоречат друг другу. Что имели в виду авторы документа: то, что организация имеет право отражать в учете поступление государственной помощи при выполнении только одного из условий, или то, что несмотря на наличие подтверждающих документов условия в будущем могут не выполняться, - сказать трудно.
Следует отметить, что в п.7 МСФО 20 прямо указано, что получение бюджетных средств (субсидий) само по себе не является доказательством того, что условия выполнены или будут выполнены. Остается надеяться, что разработчики ПБУ внесут необходимые дополнения и изменения в этой части.
Положением предусматривается, что после признания бюджетных средств в бухгалтерском учете любые условные обязательства и условные активы должны рассматриваться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98, утвержденным приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. N 57н.
Государственная помощь согласно ПБУ 13/2000 может предоставляться не только в виде денежных средств, но и в виде иных ресурсов (т.е. в виде любого имущества). Если организация получает государственную помощь в виде ресурсов, отличных от денежных средств (имущество), то в силу п.6 ПБУ 13/2000 в целях бухгалтерского учета организация определяет стоимость ресурсов исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. Что понимается под "сравнимыми обстоятельствами" в Положении не сказано. Если организация получает государственную помощь впервые или ранее не приобретало подобные активы, то не ясно, как оценивать такие ресурсы.
Обратим внимание, что МСФО 20 предусмотрена возможность выделения государственной помощи в виде ресурсов в неденежной форме и четко установлено, как определяется величина выделяемого ресурса для отражения в бухгалтерском учете.
В законодательстве Российской Федерации используется понятие рыночной стоимости приобретаемых активов. Согласно ст.40 НК РФ рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых коммерческих условиях.
Остается предположить, что в рассматриваемом случае имелась в виду рыночная стоимость. Косвенным подтверждением такой точки зрения является положение ст.11 Закона о бухгалтерском учете, в соответствии с которой имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования. Надеемся, что в этой части в ПБУ 13/2000 будут внесены дополнения.
Средства государственной помощи согласно требованиям ПБУ 13/2000 следует отражать в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам.
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 предусматриваются два варианта отражения принятия к учету бюджетных средств. Выбор варианта учета оставлен за организацией. При этом, с точки зрения автора, выбранный вариант желательно закрепить в дополнении к приказу об учетной политике.
В первом варианте государственная помощь принимается к учету как возникновение целевого финансирования и задолженности по этой помощи. При фактическом поступлении бюджетных средств в учете уменьшают соответствующие суммы задолженности и увеличивают суммы на счетах учета денежных средств, капитальных вложений, запасов и т.п.
Во втором - государственная помощь принимается к учету по мере фактического поступления бюджетных средств и соответственно увеличиваются суммы на счетах учета денежных средств, капитальных вложений, запасов и т.п.
С точки зрения методологии бухгалтерского учета, использование первого варианта представляется более правомерным в связи с требованием п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/98 (утверждено приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н), устанавливающим так называемое допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности. То есть предполагается, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.
Рассмотрим, какие проводки следует сделать в каждом варианте.
Всем организациям предписано с 1 января 2002 г. в обязательном порядке перейти на План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н. В 2001 г. организациям предоставлено право выбора: переходить на новый План счетов или пользоваться Планом счетов, утвержденным приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56.
В соответствии с новым Планом счетов для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Бюджетные средства отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Старым Планом счетов предусмотрен счет 96 "Целевые финансирование и поступления", который предназначен для обобщения информации о движении средств, поступивших в качестве субсидий правительственных органов. Записи по счету 96 производятся в корреспонденции со счетами учета денежных средств или счетом 76.
Согласно ПБУ 13/2000 получение организацией бюджетных средств на финансирование капитальных расходов учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе в эксплуатацию объектов внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и т.д.).
Получение организацией бюджетных средств на финансирование текущих расходов учитывается также в качестве доходов будущих периодов в тот момент, когда принимаются к учету материально-технические запасы, начисляется оплата труда и осуществляются иные расходы аналогичного характера.
Порядок отражения поступления государственной помощи в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями нормативных актов будет следующим.
При выборе организацией первого варианта:
По новому Плану счетов |
По старому Плану счетов |
Содержание операции | ||
дебет счета |
кредит счета |
дебет счета |
кредит счета |
|
76 | 86 | 76 | 96 | Получение организацией уведомления о выделении ей бюджетных средств |
51 (52, 55, 50) |
76 | 51 (52, 55, 50) |
76 | Получение организацией субсидий в виде денежных средств на финансирование капитальных расходов и на текущие расходы |
07 (08, 10, 11, 20, 41, 44) |
76 | 07 (08, 10, 11, 12, 20, 41, 44) |
76 | Получение организацией субсидий в виде иных активов*(1) на финансирование капитальных расходов и на текущие расходы |
01, 04 86 |
08 98 |
01, 04 96 |
08 83 |
Ввод в эксплуатацию внеоборотных активов (при финансировании капитальных расходов) |
10 86 |
08 98 |
10, 12 96 |
08 83 |
Принятие к учету материально-производст- венных запасов (при финансировании теку- щих расходов) |
20 86 |
70 98 |
20 (44) 96 |
70 83 |
Начисление оплаты труда |
При выборе второго варианта:
По новому Плану счетов |
По старому Плану счетов |
Содержание операции | ||
дебет счета |
кредит счета |
дебет счета |
кредит счета |
|
51 (52, 55, 50) |
86 | 51 (52, 55, 50) |
96 | Получение организацией субсидий в виде денежных средств |
07 (08, 10, 11, 20, 41, 44) |
86 | 07 (08, 10, 11, 12, 20, 41, 44) |
76 | Получение организацией субсидий в виде иных активов |
01, 04 86 |
08 98 |
01, 04 96 |
08 83 |
Ввод в эксплуатацию внеоборотных активов (при финансировании капитальных расходов) |
10 86 |
60 98 |
10 96 |
60 83 |
Принятие к учету материально-производст- венных запасов (при финансировании теку- щих расходов) |
20 86 |
70 98 |
20 (44) 96 |
70 83 |
Начисление оплаты труда |
4.2. Списание бюджетных средств
В соответствии с требованиями п.8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списывают со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов на систематической основе. Как мы уже говорили, государственная помощь может выделяться на финансирование:
1) текущих расходов;
2) капитальных расходов.
В первом случае списание отражается в учете в том периоде, в котором расходы признаются. То есть в бухгалтерском учете суммы указанных расходов переносятся с доходов будущих периодов на доходы отчетного периода при отпуске организацией материально-производственных запасов в производство, начислении оплаты труда и осуществлении других аналогичных расходов.
Во втором случае начисленная амортизация внеоборотного актива в течение срока его полезного использования относится на финансовые результаты и отражается как внереализационные доходы. Если внеоборотные активы не подлежат амортизации согласно действующим правилам, суммы бюджетных средств подлежат списанию со счета учета целевого финансирования в течение периода признания расходов, связанных с условием предоставления бюджетных средств на приобретение указанных внеоборотных активов.
Поскольку ПБУ 13/2000 не содержит перечня внеоборотных активов, не подлежащих амортизации, попробуем определить его на основании действующего законодательства.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, а также Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н, предусмотрено, что амортизация не начисляется по нематериальным активом некоммерческих организаций, в остальных случаях стоимость нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
В Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, приведен перечень основных средств, по которым амортизация не начисляется: объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.), объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Амортизация также не начисляется в случае перевода основных средств на консервацию на срок более 3 месяцев и в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Следовательно, амортизация начисляется по нематериальным активам и основным средствам (кроме перечисленных).
Порядок отражения списания государственной помощи будет таким.
По новому Плану счетов |
По старому Плану счетов |
Содержание операции | ||
дебет счета |
кредит счета |
дебет счета |
кредит счета |
|
При выделении государственной помощи на финансирование капитальных расходов |
||||
20, 44 98 |
02 91, субсчет 1 "Прочие доходы" |
20, 44 83 |
02 80 |
Начисление амортизации по эксплуатируе- мому внеоборотному активу |
91-1 91-9 |
91, субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и рас- ходов" 99 |
Ежемесячно заключительными оборотами сальдо по счету 91 списывается на счет 99 |
||
При выделении государственной помощи на финансирование текущих расходов |
||||
98 | 91-1 | 20, 44 83 |
10, 12 80 |
Списание запасов в производство |
20 98 |
70 91-1 |
20, 44 83 20 98 91-1 |
70 80 70 91-1 99 |
Начисление оплаты труда |
91-1 91-9 |
91, субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и рас- ходов" 99 99 |
Ежемесячно заключительными оборотами сальдо по счету 91 списывается на счет 99 |
Если бюджетные средства выделяются при выполнении организацией определенных условий, то списание со счета учета целевого финансирования следует осуществлять исходя из времени признания отдельных расходов.
При возникновение у организации обстоятельств, по которым она должна возвратить средства государственной помощи, предоставленной ей на финансирование текущих и капитальных расходов и полученной в предыдущие годы, в бухгалтерском учете на возвращаемую сумму должно быть сделана запись:
Д 86 (96)*(2) - К 76 - уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по возврату.
Кроме того, при предоставлении финансирования на капитальные расходы уменьшаются финансовые результаты и на сумму начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам восстанавливается целевое финансирование, а также несписанные суммы доходов будущих периодов:
4.3. Получение и возврат бюджетных кредитов
4.3.1. Получение бюджетных кредитов
Пунктом 16 ПБУ 13/2000 установлено, что предоставленные организации бюджетные кредиты отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
Рассмотрим порядок учета заемных средств.
1. По новому Плану счетов.
Для обобщения информации о состоянии кредитов, полученных организацией, предназначены счета:
66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";
67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
К долгосрочным относятся кредиты, полученные на срок свыше 12 месяцев, к краткосрочным - не более 12 месяцев.
2. По старому Плану счетов.
Для обобщения информации о состоянии расчетов с заимодавцами (кроме банков) предназначены счета:
94 "Краткосрочные займы";
95 "Долгосрочные займы".
Как уже говорилось, возможны два варианта отражения в бухгалтерском учете поступления бюджетных средств:
1) как возникновение целевого финансирования и задолженности по этой помощи;
2) по мере фактического поступления бюджетных средств.
Первый вариант учета:
По новому Плану счетов |
По старому Плану счетов |
Содержание операции | ||
дебет счета |
кредит счета |
дебет счета |
кредит счета |
|
76 | 86 | 76 | 96 | Получение организацией уведомления о выделении ей бюджетных средств |
51 (52, 55, 50) |
66, 67 | 51 (52, 55, 50) |
94, 95 | Получение организацией субсидий в виде бюджетного кредита |
Второй вариант учета:
По новому Плану счетов |
По старому Плану счетов |
Содержание операции | ||
дебет счета |
кредит счета |
дебет счета |
кредит счета |
|
51 (52, 55, 50) 86 |
66, 67 98 |
51 (52, 55, 50) 96 |
94, 95 83 |
Получение организацией субсидий в виде бюджетного кредита |
4.3.2. Начисление процентов по бюджетному кредиту
Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете организации начисления процентов по бюджетному кредиту.
1. По новому Плану счетов.
Причитающиеся по полученным кредитам проценты отражают по кредиту счетов 66, 67 в корреспонденции с дебетом счета 91-1.
2. По старому Плану счетов.
Предусмотрены два варианта отражения процентов по полученным кредитам:
1) если проценты учитываются по мере выплаты, то делается проводка по дебету учета источника выплаты и кредиту счетов учета денежных средств;
2) если проценты учитываются по мере начисления, то производится запись по кредиту счета учета займа в корреспонденции со счетами учета источников выплаты.
По новому Плану счетов |
По старому Плану счетов |
Содержание операции | ||
дебет счета |
кредит счета |
дебет счета |
кредит счета |
|
91 | 66, 67 | 80 | 94, 95 | Начисление процентов по бюджетному кредиту |
86 | 98 | 96 | 83 | Отражение бюджетного финансирования |
4.3.3. Списание бюджетных кредитов
Если при предоставлении бюджетного кредита на возвратной основе организация, выполнив определенные условия, освобождается от возврата кредита, то кредит учитывается в порядке, предусмотренном ПБУ 13/2000 (порядок учета рассмотрен выше).
5. Отражение информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности
Согласно ПБУ 13/2000 средства предоставленной организации государственной помощи, оставшиеся на конец отчетного периода, отражаются в балансе (форма N 1) по строке 640 "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе V "Краткосрочные обязательства"*(3).
Аналогичные правила по отражению информации об остатках средств государственной помощи установлены Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденными приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н.
Информация о предоставленных бюджетных средствах в соответствии с п.47 указанных Методических рекомендаций помимо баланса должна отражаться в отчете об изменениях капитала (форма N 3) после раздела IV "Изменение капитала". Информация должна содержать данные об остатках средств на начало отчетного периода по видам и источникам, об их поступлении и использовании в течение отчетного периода, остатках на конец отчетного периода.
Следует отметить, что в формах бухгалтерской отчетности, которые рекомендованы Минфином России в приказе от 13 января 2000 г. N 4н, в отчете об изменениях капитала раздел "Изменение капитала" является последним.
В соответствии с п.1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. С 1 января 2000 г. в силу Указаний организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, могут самостоятельно определять форму представления информации в бухгалтерской отчетности.
Таким образом, организации, получающей бюджетные средства, следует дополнить форму N 3 "Отчет об изменениях капитала" дополнительным разделом с учетом требований п.47 Методических рекомендаций*(4).
Помимо отражения данных о бюджетных средствах в указанных формах, ПБУ 13/2000 предусмотрено обязательное раскрытие в пояснительной записке следующей информации:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные факты.
Что касается прочих форм предоставления государственной помощи, то в случае ее существенности информация о ней подлежит раскрытию в пояснительной записке.
Порядок отражения в бухгалтерском учете поступления и списания бюджетных средств, выделенных организации, рассмотрим на следующем примере.
Пример. Решением правительство г.Москвы фабрике по производству трикотажных изделий ОАО "Вариант" выделяются бюджетные средства в размере 5 млрд.руб., в том числе 4,5 млрд.руб. - на приобретение оборудования по выпуску трикотажных изделий и 0,5 млрд.руб. - на приобретение пряжи и фурнитуры. При этом 3 млрд.руб. выделяется в качестве бюджетного кредита на возвратной основе на 3 года. Если фабрика в течение 3 лет будет производить на приобретаемом оборудовании трикотажные изделия для детей в количестве не менее 60% общего объема продукции, изготовляемой на этом оборудовании в год, то организация освобождается от возврата кредита с выплатой процентов в размере 1% суммы предоставленного кредита. Начисление процентов по кредиту согласно условиям предоставления этого кредита начинается с января 2002 г., выплата процентов - декабрь 2002 г.
Уведомление о выделении бюджетных средств ОАО получило 15 октября 2001 г., бюджетный кредит в размере 3 млрд.руб. был зачислен на специальный счет в банке 1 ноября 2001 г. В декабре 2001 г. были перечислены оставшиеся 2 млрд.руб. С мая по сентябрь 2002 г. приобреталась фурнитура и пряжа, стоимость приобретения - по 0,1 млрд.руб. в месяц.
Оборудование было приобретено в январе 2002 г., пущено в эксплуатацию 1 июня 2002 г. С июля 2002 г. начался выпуск продукции на новом оборудовании. Выпуск изделий для детей в 2002 г. составил 61% общего объема продукции, в 2003 г. - 82%, в 2004 г. - 75%.
Будем считать, что общество приказом об учетной политике установило порядок отражения принятия бюджетных средств к учету как возникновение целевого финансирования и задолженности.
Заранее рассчитаем сумму процентов по кредиту, которую организация должно начислять ежемесячно.
(3,0 млрд.руб. х 1%) : 36 месяцев = 833 333,33 руб.
Порядок отражения бюджетных средств будет следующим.
В 2001 г.
По новому Плану счетов |
По старому Плану счетов |
Содержание операции | ||
дебет счета |
кредит счета |
дебет счета |
кредит счета |
|
76 | 86 | 76 | 96 | Получение ОАО уведомления о выделении бюджетных средств 15 октября 2001 г. в размере 3 млрд.руб. |
55 76 |
76 66, 67 |
55 76 |
76 94, 95 |
Получение ОАО субсидий в виде бюджетного кредита 1 ноября 2001 г. в размере 3 млрд.руб. |
51 | 76 | 51 | 76 | Получение ОАО оставшейся суммы в декабре 2001 г. в размере 2 млрд.руб. |
При сдаче отчетности за 2001 г. ОАО должно отразить получение государственной помощи в следующих формах отчетности.
1. Баланс (форма N 1):
по строке 640 "Доходы будущих периодов" - 2 млрд.руб.;
по дополнительно введенной строке в разделе "Краткосрочные обязательства" - 3 млрд.руб.
2. Отчет об изменениях капитала (форма N З):
в дополнительно введенном разделе "Государственная помощь/бюджетные средства" с указанием сумм поступления и остатков на конец 2001 г. по видам поступления.
3. Пояснительная записка:
раскрытие информации о характере и величине бюджетных средств, которые были признаны в 2001 г. в бухгалтерском учете, о величине и назначении бюджетного кредита.
В 2002 г.*(5)
По новому Плану счетов |
Содержание операции | |
дебет счета |
кредит счета |
|
08 | 60 | Приобретение и монтаж оборудования в период с января по май 2002 г. включительно в размере 4,5 млрд.руб. |
10 86 |
60 98 |
Приобретение и поступление на склад пряжи и фурнитуры в мое 2002 г. в размере 0,1 млрд.руб. |
08 | 67 | Начисление процентов по полученному кредиту за период с января по май 2002 г. включительно в размере 4 166 666,65 руб. (833 333,33 х 5 месяцев). |
01 86 |
08 98 |
Сдача оборудования в эксплуатацию в июне 2002 г. |
20 98 |
02 91-1 |
Начисление амортизации по оборудованию начиная с июля 2002 г. |
20 98 |
10 91-1 |
Списание в производство фурнитуры и пряжи начиная с июля 2002 г. |
67 | 76 | Начисление процентов по полученному кредиту начиная с июля 2000 г. (после ввода в эксплуатацию оборудования) |
76 | 51 | Перечисление процентов по полученному кредиту в декабре 2002 г. |
91 | 99 | Формирование финансового результата за 2002 г. |
Порядок отражения получения государственной помощи в формах отчетности при сдаче отчетности за 2002 г. такой же, как и за 2001 г. Порядок отражения в учете в 2003 г. и в 2004 г. аналогичен порядку отражения в 2002 г.
Поскольку общество выполнило условия предоставления кредита, при формировании финансового результата за 2004 г. в бухгалтерском учете должны быть сделаны записи по дебету счета 76 и кредиту счета 86 на сумму ранее перечисленных процентов, при получении средств - по дебету счета 91-1 и кредиту счета 76.
С.А. Бредихина,
Аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 24, декабрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В новом Плане счетов отсутствует счет 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", предусмотренный старым Планом счетов. Для учета наличия и движения инвентаря и других средств труда предлагается использовать субсчета к счету 10 "Материалы", например субсчет 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".
*(2) В скобках указаны номера счетов по старому Плану счетов.
*(3) Строка 450 "Целевые финансирование и поступления" (счет 96) предназначена для отражения информации некоммерческими организациями об использовании целевых средств.
*(4) Строки 070-073 "Целевые финансирование и поступления - всего" предназначены для отражения информации некоммерческими организациями об использовании целевых средств. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) обязателен для заполнения только некоммерческими организациями.
*(5) С 2002 г. все организации в соответствии с требованиями законодательство должны перейти на новый План счетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru