В новый год - с пенсионной реформой
Наступивший 2002 год ознаменовался началом долгожданной реформы системы российского пенсионного обеспечения. Проведение пенсионной реформы является одной из наиболее сложных проблем, поскольку в ней сконцентрированы одновременно социальные, экономические и финансовые аспекты. Бесспорно, что в проведении пенсионной реформы заинтересовано все общество, поскольку рано или поздно все становятся пенсионерами.
Недостатки нынешней пенсионной системы
Действующая ныне пенсионная система не дает возможности работающему гражданину точно знать размер пенсии, какую он сможет получать в будущем, поскольку эта величина определяется не его собственным вкладом, а тем, сколько пенсионных отчислений будет делать будущее поколение работников. Иными словами, сейчас получаемая заработная плата и размер стажа практически не влияют на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров. Помимо этого необходимо создать такие механизмы, которые позволили бы работникам накапливать средства на старость путем введения в пенсионную систему накопительного элемента.
Более того, происходит неуклонное снижение минимального размера пенсий по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения. При существующем порядке индексации с увеличением минимального размера пенсии автоматически повышаются и размеры максимальных пенсий.
Вариант доведения минимального размера пенсии до уровня прожиточного минимума за счет увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ также не представляется оправданным: ведь повышение страховых тарифов ляжет прежде всего на плечи законопослушных работодателей, численность которых будет неуклонно снижаться, а тариф страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения, и так достаточно высок, что также приведет к неблагоприятному соотношению численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров.
В этой связи стало очевидным, что назрела необходимость в проведении реформы пенсионной системы, в рамках которой минимальный размер пенсий был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ в составе ЕСН, были бы ограничены.
Суть пенсионной реформы
Проводимая пенсионная реформа основывается на Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 N 790.
Пенсионная реформа предполагает повышение уровня трудовых пенсий за счет улучшения использования ресурсов Пенсионного фонда РФ, которые поступают в него в виде страховых платежей. Однако рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения возможна только при кардинальном изменении принципов работы пенсионной системы, что невозможно без изменения целого ряда актов действующего пенсионного законодательства.
Разработан целый пакет законопроектов, где закреплены основные изменения пенсионной системы РФ. С 1 января 2002 г. вступили в действие:
- Федеральный закон от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Ожидается принятие Законов "Об обязательных профессиональных пенсиях", "Об инвестировании накопительной составляющей пенсионного обеспечения", "Об управлении Пенсионным фондом Российской Федерации".
Выделим следующие основополагающие принципы, на основе которых будет строиться новая система пенсионного обеспечения.
Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение.
Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию.
Каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования.
Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ.
Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики.
Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
Российская пенсионная система претерпит существенные изменения.
Во-первых, размеры пенсий будут дифференцированы в зависимости от трудового вклада и с учетом изменений в сфере оплаты труда, произошедших за последние годы. При этом при начислении пенсии будет учитываться зарплата за весь период работы, а не только за последние два года.
Во-вторых, будет осуществляться регулярный перерасчет пенсий с учетом роста цен и повышения уровня жизни экономически активного населения.
В-третьих, будет создан банк данных долгосрочных обязательств пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных по старой и по новой системе, что позволит давать оценку финансового состояния пенсионной системы и заранее предпринимать необходимые меры для финансовой стабильности пенсионного обеспечения.
В-четвертых, предусматривается значительное повышение уровня государственного пенсионного обеспечения лиц, имевших в период трудовой деятельности низкие и средние заработки.
Структура новой пенсионной системы
В структуре новой пенсионной системы предусмотрены государственное пенсионное обеспечение; государственное пенсионное страхование; профессиональные пенсионные системы и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное страхование обеспечит предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.
Государственное пенсионное обеспечение обеспечит начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и будет финансироваться из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм ЕСН.
Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.
Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.
Государственное пенсионное страхование регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также Федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". В рамках его осуществляется выплата трудовых пенсий.
Трудовые пенсии будут предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным государственным пенсионным страхованием.
В Законе о трудовых пенсиях выделяются три вида трудовых пенсий:
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца.
Возраст ухода на пенсию, дающий право на назначение пенсии по старости, остался прежним: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. При этом сохраняются нормы досрочного назначения пенсии по старости многодетным матерям и работникам отдельных профессий, которые по действующему законодательству имеют право на льготную пенсию.
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности, повлекшей за собой полную или частичную утрату трудоспособности. При этом пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания переводятся в систему страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и будут регулироваться Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Право на пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении.
Трудовые пенсии по старости и по инвалидности будут складываться из трех составляющих: базовой, страховой и накопительной. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - из двух: базовой и страховой.
Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии, неким гарантированным минимумом, на который сможет рассчитывать пенсионер. Размер базовой части трудовой пенсии будет устанавливаться федеральными законами в виде фиксированной суммы, которая сейчас для большинства пенсионеров составляет 450 руб. Базовая часть трудовой пенсии будет выплачиваться из федерального бюджета за счет средств от уплаты ЕСН в размере 14% от фонда оплаты труда.
Страховая часть пенсий по старости и инвалидности зависит от результатов работы конкретного работника и будет равна сумме взносов, которые будут перечисляться работодателем в его пользу. Все взносы, поступающие на индивидуальный счет застрахованного, будут суммироваться и к достижению им пенсионного возраста составят определенный пенсионный капитал.
Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии определяется исключительно величиной пенсионного капитала, образуемого из взносов по обязательному пенсионному страхованию, перечисленных за застрахованных лиц.
Данная часть пенсионных выплат будет осуществляться из Пенсионного фонда РФ и привязываться к заработной плате не за последние два года, а за весь период работы.
Обязательное пенсионное страхование предполагает обязанность работодателя предъявлять работнику полный отчет о перечисленных суммах, а также обязанность работников отделений ПФР ежегодно сообщать о накопленных средствах на счетах работникам. Таким образом, гражданам предоставляется возможность контролировать поступление денежных средств на свои лицевые счета. Вводя страховую составляющую пенсий, государство тем самым берет на себя обязательства выплатить гражданину после выхода на пенсию в соответствующем эквиваленте те средства, которые он уплатил в ПФР в период работы на нужды пенсионного обеспечения предыдущих поколений пенсионеров.
Накопительная часть пенсий по старости и инвалидности будет создаваться следующим образом.
Пенсия нынешних пенсионеров финансируется практически из единственного источника - налогов, которые исчисляются и уплачиваются с текущей заработной платы нынешнего поколения работников. Пенсионная реформа предполагает дополнить финансирование будущих пенсий другим источником - обязательными накоплениями, которые будут осуществляться нынешним поколением работников для выплаты самим себе пенсии в будущем. Этот источник не зависит от текущих платежей с фонда оплаты труда и составляет накопительную часть пенсии.
По новому пенсионному законодательству обязательное накопительное страхование будет осуществлять Пенсионный фонд РФ. В дальнейшем по выбору гражданина для формирования будущих накоплений ему будет предоставлено право выбирать между ПФР и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Предполагается, что НПФ будут аккредитованы в системе государственного пенсионного обеспечения и подвергнуты жесткому контролю и надзору для обеспечения надежности и гарантии сохранности денег будущих пенсионеров.
Предполагается индексирование базовой и страховой частей трудовых пенсий, которое зависит как от роста потребительских цен, так от и роста заработной платы. Страховая часть индексируется исходя из тех выплат, которые поступают в ПФР, и роста зарплаты на каждом конкретном предприятии.
У накопительной части - своеобразное индексирование. В накопительной части Пенсионного фонда будет образован определенный резерв, направленный на инвестирование экономики для поддержки предпринимательства в качестве кредита. Проценты за пользование таким кредитом и будут своеобразным индексированием накопительной части.
Размеры страховой и накопительной частей, а потом и всей пенсии подсчитываются индивидуально по специальным формулам. Однако сумма базовой и страховой частей не может быть менее 660 руб. в месяц.
Государственное пенсионное обеспечение регулируется Федеральным законом от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым устанавливаются основания возникновения права на получение и порядок назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячных государственных денежных выплат, предоставляемых гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением определенных обстоятельств независимо от наличия или отсутствия права на трудовую пенсию.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные лица; члены семей перечисленных категорий граждан.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению в зависимости от категории граждан, которым они назначаются, делятся на пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности и социальные пенсии.
Пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Пенсии по старости назначаются лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Этой же категории граждан, а также военнослужащим, может быть назначена пенсия по инвалидности. Социальные пенсии предоставляются нетрудоспособным гражданам, в том числе детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, представителям малочисленных народов севера, достигшим 55-летнего и 50-летнего возраста (мужчины и женщины соответственно), а также мужчинам и женщинам, достигшим 65-летнего и 60-летнего возраста.
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета, а сами пенсии выплачиваются независимо от получения накопительной части трудовой пенсии и подлежат периодической индексации. Определение размеров пенсий осуществляется в зависимости от категории пенсионеров.
В заключение отметим, что в данной статье затронуты лишь основные положения реформы пенсионного обеспечения. Более детально вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и изменениями, произошедшими в порядке исчисления ЕСН, будут освещены в следующих номерах журнала.
Ю. Камфер,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 2, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".