Новые программы сотрудничества работодателей и службы занятости
Сотрудничество службы занятости с работодателями осуществляется практически по всем направлениям, к которым относятся организация профессиональной ориентации; организация профессионального обучения; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; информирование работодателей о положении на рынке труда, о потребности в работниках и о гражданах, ищущих работу, возможностях профессионального обучения; организация общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан; организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности; оказание консультационных услуг высвобождаемым работникам.
В настоящее время расширен перечень категорий граждан, в интересах которых реализуются указанные мероприятия. Кроме безработных граждан и граждан, обратившихся в службу занятости с целью поиска подходящей работы, в перечень включены работники, высвобождаемые из организаций в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата (далее - высвобождаемые работники) и занятые граждане, желающие сменить работу или род занятий.
Услуги по профессиональной ориентации
Услуги по профориентации предоставляются высвобождаемым работникам, безработным гражданам, а также учащимся учреждений образования. К таким услугам относятся профинформирование, профконсультирование, диагностика профессионально важных качеств, профподбор, профотбор, психологическая поддержка, социально-психологическая адаптация, профориентационное сопровождение профессионального обучения. Данные услуги могут оказывать организации разных организационно-правовых форм, осуществляющие в соответствии с их уставами и положениями подобные виды деятельности. Финансирование указанных услуг осуществляется на основании договоров, заключаемых между органами службы занятости и организациями, актов о сдаче-приемке работ (услуг), списков граждан, которым оказаны услуги, а также документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов. В договорах может предусматриваться предоплата работ (услуг) в размере до 50% общей стоимости работ по договору.
Профессиональное обучение
Услуги по профессиональному обучению предоставляются только гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве безработных. Профподготовка безработных осуществляется в соответствии с Положением об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2000 г. N 3/1 (с изм. и доп. от 8.02.01 г.).
Возможность пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости имеют только те безработные граждане, которые отвечают одному из условий, приведенных в ст.23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20.04.96 г. N 36-ФЗ с изм. по состоянию на 29.12.01 г.), если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Вместе с тем некоторые категории граждан имеют приоритетное право на профессиональное обучение. Это безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Профобучение проводится на учебно-производственной базе образовательных учреждений, организаций, а также на рабочих (учебных) местах организаций независимо от их организационно-правовой формы на основе договоров между организациями и органами службы занятости. Эти же организации могут комплектовать группы из числа безработных. После введения в действие Федерального закона от 8.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с 11 февраля 2002 г.) получения лицензии для осуществления указанного вида деятельности не требуется.
Органы службы занятости могут финансировать расходы по оплате труда педагогов и лиц, осуществляющих производственное обучение (стажировку), по оплате разработки, приобретения, изготовления, экспертизы учебных планов и программ, учебно-методических материалов, по оплате аренды учебных помещений, оборудования, инструментов, сырья, других материальных ресурсов, другие расходы, связанные непосредственно с организацией и проведением профобучения.
При организации профобучения в рамках заключенных договоров предусмотрена предоплата в размере до 100% общей стоимости работ по договору.
Трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, органы службы занятости могут компенсировать работодателям расходы по оплате труда отдельных категорий граждан, трудоустраиваемых по направлению этих органов. К таким категориям относятся: молодежь - выпускники учреждений профессионального образования в возрасте от 16 до 26 лет; многодетные и одинокие родители; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; инвалиды; лица предпенсионного возраста; лица, освобожденные из мест лишения свободы; длительно безработные граждане.
В соответствии с заключаемым с организацией договором орган службы занятости может компенсировать работодателю расходы по оплате труда таких категорий граждан на срок до 12 месяцев в размере от 50 до 100% средней заработной платы, сложившейся в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе в зависимости от категории граждан. Работодатели могут рассчитывать на компенсацию расходов по оплате труда только в том случае, если граждане направляются для трудоустройства органами службы занятости и с указанными органами у работодателей заключен соответствующий договор.
Работодатели, желающие принять участие в данной программе, заключают следующий примерный договор.
Договор
об организации трудоустройства безработных граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
__________ Центр занятости населения, именуемый в дальнейшем Центр,
в лице директора ___________, действующего на основании Устава, с одной
стороны, и ___________, именуемый в дальнейшем Работодатель, в лице
__________, действующего на основании ________, с другой стороны,
заключили настоящий договор о нижеследующем:
I. Предмет договора
1.1. Настоящий договор заключен с целью создания дополнительных
возможностей для трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся
в социальной защите, их обеспечения дополнительными гарантиями
занятости и прохождения профессионально-трудовой адаптации и
определяет отношения Центра и Работодателя при организации
трудоустройства _______________________________
(указывается категория граждан)
II. Обязательства сторон
Центр:
2.1. Направляет на собеседование, предварительно согласовав его
время (день и час), к Работодателю безработного, которому подобрана
профессия (специальность) для трудоустройства на свободное (или
дополнительно организованное) рабочее (ученическое рабочее) место в
соответствии с представленным Работодателем перечнем.
2.2. В рамках мероприятий по "Организации трудоустройства
безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите", проводимых
за счет средств федерального бюджета, выделяет:
2.2.1. Финансовые средства для частичной компенсации расходов
Работодателя по оплате труда безработного гражданина, направляемого на
рабочее (ученическое рабочее) место.
2.2.2. Финансовые средства на возмещение расходов Работодателя по
приобретению мелкого инвентаря, спецодежды, а также транспортных расходов
по доставке граждан к месту работы и обратно.
2.3. Предоставляет ежемесячно Работодателю информацию о размере
средней заработной платы по _______________________________.
(субъект Российской Федерации)
2.4. Осуществляет общую координацию действий сторон.
Работодатель:
2.5. Составляет перечень профессий (специальностей), по которым
может принять ___________________________________________________________
(указывается категория граждан)
из числа безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на
свободные и (или) дополнительно организованные рабочие (ученические
рабочие) места.
2.6. Принимает _______ человек на свободные и (или) дополнительные
рабочие (ученические рабочие) места, заключает с ними срочные трудовые
договоры (контракты) сроком до 12 месяцев в случае, если безработные
граждане прошли собеседование с Работодателем. По результатам
собеседования заполняет отрывной талон "Рекомендательного письма" и
направляет в адрес Центра в течение 3 дней.
2.7. Предоставляет возможность получения гражданином
профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с
квалификационными требованиями, определенными общеотраслевыми
квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей
руководителей, специалистов и служащих (ЕТКС и КС).
2.8. При трудоустройстве безработного представляет Центру копию
приказа о его зачислении на рабочее место по конкретной профессии
(специальности) не позднее 3 дней со дня приема на работу.
2.9. Обеспечивает соблюдение правил и норм по охране труда в
соответствии с законодательством.
2.10. Выплачивает гражданину заработную плату в том же порядке, что
и заработную плату работникам организации.
2.11. При расторжении срочного трудового договора (контракта) с
гражданином Работодатель информирует Центр в течение 3 дней о прекращении
участия гражданина в мероприятиях по "Организации трудоустройства
безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите" и его
увольнении.
2.12. По истечении срока договора или при досрочном завершении
участия в мероприятиях по "Организации трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите" высылает в Центр копию
приказа о приеме на работу гражданина по трудовому договору (контракту)
или копию приказа о его увольнении.
2.13. При условии освоения профессии (специальности), соответствии
требованиям производства и наличия вакантной должности гражданин может
быть зачислен на постоянное (временное) рабочее место досрочно или по
окончании срока прохождения мероприятий по "Организации трудоустройства
безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
III. Финансирование и взаиморасчеты
3.1. Центр компенсирует ежемесячно Работодателю расходы по оплате
труда гражданина, трудоустроенного в рамках мероприятий по "Организации
трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной
защите" в размере _____________________ средней заработной платы,
(процент компенсации)
сложившейся в ______________________________.
(субъект Российской Федерации)
Уровень средней заработной платы, сложившийся в
________________________________, уточняется ежемесячно.
(субъект Российской Федерации)
3.2. Центр оплачивает Работодателю расходы на приобретение мелкого
инвентаря, спецодежды и транспортные расходы по доставке граждан -
участников мероприятий к месту работы и обратно на сумму, не превышающую
30% от общих затрат, запланированных по договору.
3.3. Перечисление финансовых средств на счет Работодателя
осуществляется Центром один раз в месяц в недельный срок со дня
предоставления Работодателем:
документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов на
приобретение мелкого инвентаря, спецодежды и транспортных расходов;
списков граждан, трудоустроенных из числа безработных;
заверенных копий следующих документов:
- карточки "Лицевой счет рабочего и служащего" участника мероприятий
по "Организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в
социальной защите";
- ведомости по оплате труда с росписью получателя.
Выделение Работодателю финансовых средств производится после
фактических выплат.
IV. Условия досрочного прекращения договора
4.1. Действие договора может быть прекращено в следующих случаях:
нарушения правил и норм по охране труда на рабочем (ученическом
рабочем) месте;
признания факта несостоятельности (банкротства) организации, начала
в отношении организации процедуры банкротства или вынесения решения о
назначении внешнего управления, санации организации в соответствии с
законодательством;
непредоставления Работодателем документов, указанных в п.3.3
настоящего договора;
нарушения Работодателем одного из пунктов настоящего договора;
увольнения гражданина - участника мероприятий по любым основаниям.
4.2. В случае увольнения гражданина - участника мероприятий до
окончания действия договора по любым основаниям Работодатель и Центр
производят взаиморасчеты в течение двух недель со дня его увольнения.
V. Срок действия договора
5.1. Настоящий договор действует с момента подписания до
"____"_________" 200 г.
5.2. По окончании действия настоящего договора составляется акт о
выполнении сторонами договорных обязательств.
5.3. Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой
стороны, имеющих одинаковую юридическую силу.
VI. Подписи и юридические адреса сторон
Организация общественных работ
К числу приоритетных направлений содействия занятости населения относится организация общественных работ. Вопросы организации общественных работ регулируются Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. N 875 (с последующими изменениями и дополнениями).
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общедоступность общественных работ означает, что они могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ. К ним, в частности, могут относиться:
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).
Перечень не является исчерпывающим, общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности.
В последнее время все большее распространение получают общественные работы, организуемые для обслуживания социальной сферы. К ним относятся уход и оказание иных услуг инвалидам и престарелым гражданам, уход за детьми, работы по обслуживанию социальной сферы - детских учреждений, интернатов, больниц и т.п.
Однако, даже если речь идет о подсобных, вспомогательных и неквалифицированных работах, не допускается организовывать общественные работы при необходимости срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, работы, требующие специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями заключаются договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В договорах определяются права и обязанности сторон, производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест, численность участников, место проведения, характер работ, сроки их начала и окончания, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
Направлению на общественные работы предшествует регистрация граждан в органах службы занятости. Для участия в общественных работах не требуется наличие статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости. Однако именно безработные граждане имеют преимущественное право при направлении на общественные работы, а если речь идет о самих безработных, в первую очередь направления получают безработные, не получающие пособие, а также безработные, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
В соответствии со ст.24 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" наряду с безработными гражданами право на участие в общественных работах имеют также граждане, зарегистрированные в органах службы занятости и не являющиеся безработными. Учащиеся техникумов и студенты вузов, ищущие работу в период летних каникул, при условии их регистрации в органах службы занятости могут направляться на общественные работы.
Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.
Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.
С лицами, желающими принять участие в общественных работах и направленными органами службы занятости, работодатель заключает срочный трудовой договор. Установлен лишь предельный срок трудового договора - не более 5 лет. Минимальный срок не установлен. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работники могут заключать трудовой договор сроком до двух месяцев.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Это значит, что граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, отпуск, обеспечение пособиями по беременности и родам, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
С целью стимулирования безработных граждан участвовать в общественных работах законодательством предусмотрено сохранение за ними права на получение пособия по безработице в период участия в общественных работах. Основанием для выплаты пособия по безработице в этот период является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки о фактически отработанном времени, ежемесячно выдаваемой работодателем.
Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. Однако для проведения таких работ, как правило, привлекаются и средства, предусмотренные в бюджетах органов службы занятости. За счет указанных средств могут профинансироваться расходы по частичной компенсации оплаты труда граждан, которые устроены на общественные работы, в размере 4-кратного размера МРОТ с учетом налогов на фонд оплаты труда, на приобретение мелкого инвентаря, спецодежды и транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно в размере до 30% от сумм, предусмотренных договором на выплату заработной платы.
Компенсация работодателю указанных расходов осуществляется ежемесячно после составления акта о сдаче-приемке работ (услуг), списков граждан, принявших участие в общественных работах, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов.
Организация-работодатель вносит в трудовую книжку соответствующие записи об участии гражданина в общественных работах.
Трудоустройство несовершеннолетних в свободное от учебы время или в период каникул
В целях приобщения к труду несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет центры занятости организуют их временное трудоустройство в организации любых организационно-правовых форм в свободное от учебы время.
Согласно ст.63 Трудового кодекса Российской Федерации с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, может быть заключен трудовой договор. В соответствии со ст.92 Кодекса нормальная продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю) сокращается для работников в возрасте до 16 лет на 16 часов в неделю, в возрасте от 16 до 18 лет - на 4 часа в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, указанных выше.
Оплата труда работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.
При повременной оплате работнику устанавливается тарифная ставка (оклад), которая выплачивается в полном размере в том случае, если отработаны все рабочие часы. Если отработано не все рабочее время, заработная плата начисляется за фактически отработанное время. При применении почасовой формы оплаты труда заработок определяется путем умножения часовой ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов. При этом никаких обязательных доплат до полного заработка не производится.
Пример. Учащийся (15 лет) отработал 50 часов в месяц. Часовая ставка оплаты труда - 7 руб. Заработок составит 350 руб. (50 х 7).
При сдельной оплате труда заработная плата начисляется за фактически выполненную работу (изготовленную продукцию) исходя из заранее установленных расценок за каждую единицу продукции.
Пример. Учащийся убрал 1000 м2 территории. Расценка по выполняемой работе - 80 коп.за 1 м2. Заработная плата составит 800 руб. (1000 х 0,80).
Органы службы занятости компенсируют работодателям расходы по оплате труда несовершеннолетних до 4-кратного размера МРОТ, а также расходы на приобретение мелкого инвентаря, спецодежды и транспортные расходы по доставке несовершеннолетних к месту работы и обратно в размере до 30% от общей суммы затрат, запланированных по договору на эти цели.
Работодатели могут привлекать безработных граждан в качестве руководителей групп, заключать с ними срочные трудовые договоры. В этом случае служба занятости компенсирует работодателям расходы по заработной плате до 5-кратного размера МРОТ.
При определении размеров компенсации расходов работодателей по оплате труда граждан, участвующих в мероприятиях последних двух программ, следует руководствоваться ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размер компенсаций расходов работодателей исчисляется с учетом районного коэффициента к заработной плате. Компенсация расходов осуществляется ежемесячно на основании документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
В рамках данной программы организации могут на основе заключаемых со службой занятости договоров оказывать ей услуги по разработке, изданию и тиражированию справочно-информационных изданий, размещению материалов в СМИ, организации специализированных консультационных пунктов для граждан и организаций и др.
Финансирование указанных работ осуществляется на основании договоров и актов о сдаче-приемке работ (услуг). Положением предусматривается предоплата работ (услуг) в размере до 100% общей стоимости работ по договору.
Программы организации профориентации, профобучения, ярмарок вакансий и учебных мест, информирования населения и работодателей о положении на рынке труда реализуются на конкурсной основе с определением победителя (победителей). В остальных программах могут принимать участие все желающие из числа работодателей.
И. Шкловец,
заместитель руководителя Правового департамента Минтруда России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, 14, март, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71