Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ
Восстановление законодательства Китайской Народной Республики, разрушенного "культурной революцией", было связано прежде всего с введением в действие Конституции КНР 1978 г., ставшей первоначальной базой начавшегося процесса. Несмотря на то, что эта конституция являлась компромиссным документом, отразившим в какой-то мере влияние "культурной революции" (в частности, закреплялись некоторые политические институты, возникшие в тот период, например, "ревкомы"), она восстановила многие положения Конституции 1954 г., регулирующие организацию и деятельность государственных органов (в том числе прокурорские органы), гарантии гражданских прав. Да и "ревкомы" по конституционной версии получили статус лишь исполнительных органов собраний народных представителей (СНП), а вскоре и вовсе были отменены. Их место заняли местные народные правительства.
В год принятия Конституции была обнародована программа принятия или восстановления действия наиболее важных для страны законодательных актов в форме доклада политико-юридической группы ЦК КПК на Всекитайском совещании по вопросам законодательного строительства*(1). В качестве приоритетных были определены нормативные акты в хозяйственной и природоохранной сферах, в охране общественного порядка и организации государственных органов.
Программный характер для возрождения правовой системы КНР и преодоления правового нигилизма, характерного для "культурной революции", имели решения III пленума ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 года). На пленуме подчеркивалось, что "социалистическая модернизация нуждается в строгом соблюдении закона и дисциплины... Необходимо добиться, чтобы у нас были законы, на которые можно положиться, исполнение законов должно быть строгим, нарушение законов должно расследоваться и пресекаться"*(2). Первые после пятнадцатилетнего перерыва нормативные акты были опубликованы в начале 1979 года. Это Положение об арестах и задержаниях и введенный в экспериментальном порядке Закон КНР о лесном хозяйстве (Лесной кодекс КНР). Первый из указанных актов основывался на аналогичном положении 1954 г. и как бы заново вводил отброшенные "культурной революцией" правовые нормы об органах, имеющих право производить аресты и задержания, о различных гарантиях прав в связи с действиями этих органов.
Совсем не случайно и появление в числе первых актов Закона о лесном хозяйстве. В докладе политико-юридической комиссии ЦК КПК было официально заявлено, что бессистемная вырубка лесов в ряде районов страны отрицательно повлияла на климатические условия и сельскохозяйственное производство. Позднее в китайской печати указывалось, что чрезмерный урон, нанесенный лесам, привел к тому, что ряду городов страны, в том числе и Пекину, "серьезно угрожают пески"*(3).
На состоявшейся в 1979 г. сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, законы об организации местных органов власти и управления, народных судов и народных прокуратур, а также Закон о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом*(4), который положил начало целой серии законодательных и иных нормативных актов, направленных на создание в стране благоприятного для иностранных вкладчиков инвестиционного климата.
В дальнейшем хозяйственное законодательство, закрепляющее курс III пленума ЦК КПК 1978 г. на модернизацию страны, стало преобладающей по количеству нормативных актов отраслью права КНР (70 процентов действующих актов). Вместе с ним получили первоочередное развитие акты, направленные на создание эффективной государственной структуры и усиление борьбы с преступностью. Затем начинается постепенное развитие других отраслей права, принявшее в 80-е годы характер своего рода "законодательного бума", особенно после принятия в 1982 г. действующей Конституции Китая.
Конституция была принята 4 декабря 1982 года на 5-й сессии ВСНП пятого созыва после более чем двухлетней ее подготовки. Из нее были изъяты все установки и формулировки, порожденные "культурной революцией". В отношении регулирования организации и деятельности государственных органов Конституция 1982 г. почти полностью вернулась на позиции первой Конституции КНР. Вслед за Конституцией на той же сессии ВСНП были приняты в новой редакции органические законы ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств и новый избирательный закон*(5). В Конституцию 1982 г. трижды вносились поправки. Вначале в 1988 г. (1-я сессия ВСНП седьмого созыва) были легализованы на конституционном уровне частные хозяйства и установлена возможность передачи права землепользования*(6). Целая серия разнообразных поправок в Конституцию была внесена в 1993 г. (1-я сессия ВСНП восьмого созыва). Первая из них (третья по общей нумерации) вносила изменение в преамбулу и связывалась с вынесением на конституционный уровень "социализма с китайской спецификой", то есть регулируемой государством рыночной экономики с сохранением ряда социальных завоеваний революции. В Конституцию было введено сформулированное еще в конце 80-х гг. понятие "начальной стадии социализма". Вместе с ним появились и такие формулировки, уже вошедшие к тому времени в политический лексикон КНР, как "социализм в модернизированном виде", "реформы и открытость", "многопартийное сотрудничество под руководством КПК".
Постатейные изменения 1993 г. главным образом закрепляли уже начавшуюся перестройку экономической системы страны. Поправкой к ст.7 государственный сектор экономики преобразовывался в сектор экономики, основанной на государственной собственности. Тем самым закреплялась хозяйственная самостоятельность владельцев государственной собственности. Поправками коренным образом изменялось содержание ст.15 Конституции, ранее закреплявшей принцип планового ведения хозяйства. Теперь в статье говорится о претворении в жизнь социалистической рыночной экономики, усилении хозяйственного законодательства, совершенствовании макрорегулирования, запрещении нарушения экономического порядка общества. Конкретизация изменений в системе была продолжена в ст.16 и 17 Конституции. Устанавливалась хозяйственная самостоятельность предприятий государственной и коллективной собственности. Предписания о подчинении этих предприятий государственному плану из Конституции были исключены. Все эти изменения закрепляли существенный отход от прежней командно-административной системы управления экономикой. В дальнейшем они привели к серьезным изменениям и в административной системе страны.
Последние по времени поправки в Конституцию КНР были внесены на 2-й сессии ВСНП девятого созыва в марте 1999 года. В большинстве случаев они закрепляли уже сложившуюся практику государственной жизни и даже произошедшие изменения в законодательстве. Третья серия поправок связана с изменениями и в конституционные положения, которые уже были объектом предыдущих поправок. Так, фраза во Введении о том, что "Китай находится на начальной стадии социализма", была дана в новой редакции: "Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма"; в текст Введения внесены упоминания о "теории Дэн Сяопина" и развитии "социалистической рыночной экономики".
Первая из постатейных поправок относилась к ст.5 Конституции, в которой устанавливались принципы единства и соблюдения законности, распространенные на все организации и учреждения, включая правящую партию. Теперь к статье добавлен новый первый абзац, гласящий: "Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством". Лозунг "становление КНР в качестве правового государства" также не относится к политическим новеллам страны, он и ранее присутствовал в политической и научной литературе. Но пока это скорее программное положение, обращенное к будущему.
Из постатейных изменений экономического характера важным явилось установление иного, чем раньше, принципа оплаты труда. Рыночная экономика заставила творцов конституционных поправок внести добавление о том, что "распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими формами распределения". Особенно важной поправкой экономического блока явилась новая редакция ст.11, согласно которой легализованный еще в 1988 г. частный сектор получил статус "важной составляющей социалистической рыночной экономики"*(7).
Таким образом, большинство изменений Конституции КНР в период реформ относится к ее вводной части и главе об общих положениях и прямо почти не касается вопросов, связанных с гражданскими правами и государственной структурой. Главный их смысл - закрепление изменений в общественном строе страны, заключающихся прежде всего в признании равноправия на длительный исторический период различных форм собственности. Анализ принятых конституционных поправок и основных тенденций внутриполитического развития страны приводит к выводу о том, что в обозримом будущем вряд ли возможны сколько-нибудь серьезные изменения в политической системе КНР. Главная внутриполитическая задача руководством КНР видится сейчас во всемерной поддержке политической стабильности внутри государства, исключающей сколько-нибудь значительное экспериментирование с политической системой, не исчерпавшей, как показывает опыт двух последних десятилетий, своей сравнительно высокой эффективности в обеспечении экономического прогресса и модернизации страны.
Отдельной ветвью конституционного законодательства КНР является принятие ВСНП основных законов особых административных районов (ОАР). Первым был принят Основной закон Сянганского (Гонконгского) ОАР 4 апреля 1990 года, который вступил в действие с июля 1997 года, вторым - Основной закон ОАР Аомынь (Макао) 31 марта 1993 года с вступлением в действие с 20 декабря 1999 года*(8). Основные законы предоставили бывшим британской и португальской колониям широкое самоуправление, не сравнимое с довольно узкой административной автономией национально-территориальных единиц. Из компетенции ОАР изъяты только вопросы обороны и иностранные дела, хотя за ними сохранено право регулирования въезда в район и выезда из него (выдача виз) и даже право заключения международных соглашений неправительственного уровня.
В ОАР создаются свои суды окончательной инстанции, решения которых не могут быть обжалованы в какие-либо судебные органы КНР. Действующая в ОАР система права сохраняется в существующем виде, за исключением актов, противоречащих Основным законам. Одновременно за центром в лице Госсовета остается право назначения главы администрации каждого из ОАР, но обязательно из местных жителей и после определенной процедуры отбора кандидатуры для назначения коллегией выборщиков. По представлению глав администрации назначаются другие высшие должностные лица соответствующего района. Основные законы гарантируют сохранение в ОАР на 50 лет капиталистического строя и образа жизни. Китайскими официальными лицами допускается возможность сохранения в ОАР прежнего общественного строя и на более длительный период, предположительно, на весь XXI век.
Вместе с конституционным законодательством развивались и другие отрасли законотворчества. В целом последовавший за принятием Конституции КНР 1982 г. период характеризовался довольно бурным, но в то же время и достаточно осмотрительным законодательным строительством. Многие нормативные акты принимаются в качестве временных положений, широко практикуется издание актов, проходящих экспериментальную проверку на практике. Характерно, что в КНР до сих пор не принят Гражданский кодекс. Вместо него в 1986 г. введены в действие Общие положения гражданского права*(9). В них собраны преимущественно те институты и нормы гражданского права, которые не будут требовать последующей корректировки по мере продолжения экономических преобразований либо будут нуждаться в незначительных изменениях. Иначе говоря, содержание Общих положений оказалось близко к функциям традиционно понимаемой общей части гражданского кодекса.
По отдельным гражданско-правовым институтам китайский законодатель предпочитает "принимать отдельные законы, в которых возникает потребность и для которых созревают условия"*(10). В частности, были изданы такие значительные акты, как законы о хозяйственном договоре (1981 г.), о товарных знаках (1982 г.), о патентах (1984 г.), о внешнеэкономическом договоре (1989 г.), о наследовании (1985 г.), о техническом договоре (1987 г.), об авторском праве (1990 г.), о компаниях (1993 г.), о векселях (1995 г.) и многие другие. Нельзя не отметить, что ряд упомянутых актов достаточно краток, состоит в основном из установлений общего характера, что, естественно, затрудняло использование их на практике. Выход был найден: через определенный промежуток времени государственные органы общей компетенции (прежде всего Госсовет) принимают подзаконные акты, обычно именуемые положениями о порядке применения того или иного закона. В них развиваются и конкретизируются нормы исходного акта. Разработке общекитайских законодательных актов нередко предшествует появление местных актов, регламентирующих новые права и обязанности субъектов гражданского права, закрепляющиеся за ними в ходе экономической реформы.
Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) КНР сначала был принят ПК ВСНП для применения в опытном порядке (1982 г.)*(11). В качестве экспериментального закона он действовал девять лет. По мере развития регулируемой рыночной экономики и проведения политики открытости Китая для внешнего мира потребовалось внести изменения в положения, регулирующие процессуальную сторону рассмотрения гражданских дел в судах. ГПК в новой редакции и в постоянном варианте принят на сессии ВСНП 9 апреля 1991 года. В результате внесенных на основании опытного применения изменений в Кодекс количество его статей было увеличено с 205 до 270. В частности, уточнена процедура рассмотрения гражданских дел, касающихся иностранных граждан, апатридов, иностранных предприятий и организаций*(12).
Административно-процессуальный кодекс КНР также был принят в отсутствие административного кодекса. Дата принятия АПК - 7 апреля 1989 года, введения в действие - 1 октября 1990 года*(13), но еще в 1982 г. утвержденный в опытном порядке ГПК предоставил народным судам право принимать к рассмотрению административные дела, и тогда же в Верховном и некоторых местных народных судах начали создаваться палаты (коллегии) по административным делам. Был также принят ряд законов и постановлений, установивших основания для административного производства по обращениям граждан и организаций. Новейшим актом, играющим в настоящее время роль важной составляющей Административного кодекса КНР, является Закон о наказаниях за административные правонарушения (март 1996 года)*(14).
В большом пласте административно-правовых актов последнего периода значительна роль положений по вопросам государственной службы. Лидирующим нормативным актом является Временное положение о государственных служащих, принятое Госсоветом КНР в 1993 году*(15). В общей сложности на его разработку ушло восемь лет. Еще на этапе обсуждения первоначального проекта с санкции Госсовета началось выборочное его применение некоторыми центральными ведомствами и на местах (1988 г.). Положение предусмотрело набор служащих по результатам экзаменов, четкое определение порядка их назначения и смещения, систему периодических аттестаций, отводы от должностей (например, из-за родственных связей в аппарате), ротацию кадров. За Положением последовал целый ряд нормативных актов, его конкретизирующих и развивающих. Это, например, Временные положения о поощрении государственных служащих (1995 г.) и о повышении и понижении в должностях государственных служащих (1996 г.) и многие другие*(16).
Непосредственное отношение к вопросам государственной службы имели и некоторые документы, принятые в партийном или партийно-государственном порядке. К ним, прежде всего, относится довольно обширное Временное положение о работе по подбору и назначению на должности руководящих работников партийных и правительственных органов (1995 г.)*(17). Это положение применяется не только к руководящим партийным и правительственным работникам уездного и вышестоящего уровня, но также к руководящим работникам комитетов Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), Всекитайской федерации профсоюзов, комсомола Китая, Всекитайской федерации женщин и других общественных организаций. Установленная им процедура отбора кандидатов на руководящие посты направлена как на улучшение качественного состава руководящих кадров, так и на недопущение "вертолетных" карьерных взлетов, которыми отличался период "культурной революции". Отсюда требования опыта низовой работы, специального образования, гласно обсуждаемых рекомендаций и т. д. Партийно-государственными документами урегулированы также вопросы пользования автотранспортом партийных и государственных органов и регистрации подарков, получаемых руководящими работниками этих органов в ходе поездок по стране. Канцеляриями ЦК КПК и Госсовета принято и разослано Постановление о декларации доходов руководящими работниками уездной и вышестоящих ступеней*(18). Эти акты направлены на пресечение довольно распространенных в партийно-государственном аппарате Китая случаев коррупции.
Трудовой кодекс КНР был принят только в 1994 г. (введен в действие с 1января 1995 года)*(19). До этого трудовые отношения регулировались отдельными нормативными актами. Трудовой кодекс кодифицировал ранее принятые акты в области трудового права, ввел новые правовые нормы, порожденные нынешним социально-экономическим развитием Китая, его движением к регулируемой рыночной экономике. Состоящий из 13 глав Трудовой кодекс урегулировал вопросы заключения трудовых и коллективных договоров, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, безопасности и гигиены труда, профессионального обучения и подготовки, социального страхования и обеспечения, порядка разрешения трудовых споров и другие. Двумя годами ранее - 3 апреля 1992 года на 5-й сессии ВСНП седьмого созыва был принят новый Закон КНР о профсоюзах, заменивший свой аналог образца 1950 года*(20).
Начиная с 1979 г. в КНР введено в действие значительное количество нормативных актов в области охраны окружающей среды. Некоторые из них первоначально действовали в качестве экспериментальных актов, затем стали постоянными. Так, в 1979 г. были приняты упоминавшийся экспериментальный Лесной кодекс КНР и тоже опытный Закон КНР об охране окружающей среды. Последний явился основой для формирования всей системы природоохранного законодательства КНР. В конце 1989 г. он заменен более совершенным постоянным актом с аналогичным названием. Важно отметить, что Законом 1989 г. была создана отсутствовавшая ранее ступенчатая система органов по административному управлению охраной окружающей среды вплоть до уездного уровня, а также в экономических ведомствах и в армии.
Экспериментальный Лесной кодекс 1979 г. был пересмотрен и утвержден в качестве постоянного закона в 1984 г., а в 1998 г. принята его новая редакция*(21). Он является одним из самых больших по объему и внутренней разработанности природоохранных законов КНР и регулирует охрану и рациональное использование лесных ресурсов и лесоразведение. В действующей ныне редакции Лесного кодекса усилена ответственность государства, общественных и частных организаций и отдельных лиц за сохранность лесного фонда. Леса остаются преимущественно в государственной собственности, но допускается и возможность коллективной собственности на них при условии ее высокой эффективности в хозяйственном и лесовосстановительном аспектах. Вслед за тогда еще опытными Законом об охране окружающей среды и Лесным кодексом с начала 80-х гг. принимается ряд других природоохранных нормативных актов. Отметим Закон об охране окружающей среды морей и океанов (1982 г.), Закон о предотвращении загрязнения водной среды (1985 г.), Закон о предотвращении загрязнения атмосферы (1987 г.), Водный кодекс (1988 г.), Закон об охране диких животных (1988 г.), Положение об охраняемых природных зонах (1994 г.)*(22). Последний из перечисленных законов укрепил правовую базу заповедного дела в КНР, первоначально заложенную в первых природоохранных законах, особенно в Лесном кодексе, а затем и в Законе об охране диких животных. Этим актом решаются многие сложные проблемы дифференцированного статуса заповедников, их внутреннего организационно-функционального устройства, соподчинения и координации, правовой ответственности. Впервые четко обозначены права и обязанности иностранцев, посещающих заповедники. Неуклонное наращивание в КНР нормативных актов, связанных с охраной окружающей среды, продолжалось и в последующие годы (отметим, в частности, Закон о предотвращении шумового загрязнения окружающей среды 1996 г.)*(23).
Обновление законодательства коснулось и некоторых силовых структур. В 1990 году Госсоветом КНР было принято Положение о местах предварительного заключения, с введением которого прекратил свое действие соответствующий раздел Положения о трудовом перевоспитании 1954 года*(24). Этим актом регулируется содержание подследственных заключенных и заключенных, отбывающих наказание согласно приговорам о краткосрочном заключении (до одного года). В конце 1994 г. Постоянным комитетом ВСНП принимается Закон КНР о тюрьмах*(25). Общее направление этих актов можно определить как гуманизацию содержания заключенных под стражей, а применительно ко второму акту - и как общую гуманизацию системы исполнения наказаний (возможность смягчения наказания или досрочного условного освобождения по ходатайству тюремной администрации, исполнение наказания вне мест заключения и т.п.). Вместе с тем режим содержания заключенных продолжает оставаться достаточно строгим.
Новое законодательство не предусматривает исправительно-трудовых лагерей (отрядов) в качестве мест заключения, ограничив последние тюрьмами и воспитательными учреждениями для несовершеннолетних преступников. Тюрьмы возвращены в ведение Министерства юстиции, но при этом внешнюю их охрану осуществляют войска вооруженной народной полиции (китайский аналог внутренних войск). Места предварительного заключения по-прежнему оставлены в ведении Министерства общественной безопасности, а некоторые могут находиться в ведении Министерства государственной безопасности или Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Закон не содержит и норм, легализующих "трудоустройство" при местах заключения лиц, отбывших наказание, как это было предусмотрено в Положении 1954 года.
К местам заключения законом не отнесены уже упоминавшиеся воспитательно-трудовые учреждения, пребывание в которых является формой изоляции от общества правонарушителей, не подлежащих уголовной ответственности. Эти учреждения были созданы в соответствии с Постановлением Госсовета по вопросам трудового воспитания от 1 августа 1957 года и дополнительными установлениями к Постановлению Госсовета по вопросам трудового воспитания от 29 ноября 1979 года*(26). Изоляция производится в административном порядке и не является теперь бессрочной (до "перевоспитания"), хотя может достигать четырех лет.
Одна из тенденций современного правового развития КНР - постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенно меняют их содержание и во многих случаях могут рассматриваться как новые законы. Так, в 1996 г. с вводом в действие с 1 января 1997 года на сессии ВСНП был принят в новой редакции Уголовно-процессуальный кодекс КНР*(27). Его прежняя редакция была разработана еще до "культурной революции" и уже в момент вступления в силу не полностью соответствовала изменившимся условиям в стране, а в равной степени и государственным потребностям момента. Конечно, принятие Кодекса после многих лет произвола и беззаконий стало важным событием в жизни китайского общества. Его пришлось дополнять различными параллельно действовавшими нормативными актами, которые теперь вошли в основной текст УПК либо отменены. Новый кодекс должен был учесть и рост правовой грамотности населения, и существенное расширение числа дипломированных юристов. УПК 1996 г. существенно усилил правовые гарантии судебного разбирательства. В частности, им впервые в истории права КНР была декларирована презумпция невиновности. Это отразилось и на значительном увеличении числа статей в Кодексе - со 164 до 225. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положение КНР об арестах и задержаниях, Постановление ПК ВСНП о порядке срочного вынесения судебных решений в отношении преступников, серьезно нарушающих общественный порядок, Постановление ПК ВСНП по вопросу о сроках разрешения уголовных дел.
Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, впервые принятого одновременно с УПК в 1979 году. Действующая его редакция принята ВСНП в 1997 году*(28). Вскоре после введения первого УК в действие он стал обрастать всевозможными положениями и иными нормативными актами, содержавшими уголовные санкции. Кроме того, отдельные статьи законов по другим отраслям права содержали основания для привлечения нарушителей к уголовной ответственности. В 1989 г. Постановлением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за коррупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность была введена Постановлением ПК ВСНП о санкциях за нарушение Закона о компаниях*(29). Эти постановления, как и многие другие, были инкорпорированы в новую редакцию Кодекса. В этой связи в нем резко возросло как общее количество статей (со 192 до 452), так и статей Особенной части (со 101 до 351). Из Общей части Кодекса была устранена статья о возможности назначения уголовного наказания по аналогии (ст.79 УК в редакции 1979 г.). Из Кодекса исключено понятие контрреволюционного преступления, первая глава Особенной части УК озаглавлена "Преступления против государственной безопасности". Значительно увеличилось число статей в главе об экономических преступлениях, которая ранее называлась "Преступления против социалистического экономического порядка" и содержала всего 15 статей. Теперь глава называется "Преступления против порядка социалистической рыночной экономики" и содержит свыше 90 статей. Всего в Особенной части кодекса десять глав вместо восьми, имевшихся в первой редакции. Теперь в отдельные главы выделены воинские преступления, коррупция и взяточничество, преступления против интересов национальной безопасности. В то же время не выделены в отдельную главу преступления против семьи и брака. В целом Уголовный кодекс в редакции 1997 г. может быть охарактеризован как шаг вперед в уголовном праве КНР. Он сочетает задачи поддержания строгого порядка в государстве и обществе с гуманизацией права и правосудия.
В марте 1999 года на 2-й сессии ВСНП 9-го созыва принят обширный (428 статей) Закон КНР о договорах*(30), весьма важный для развития рыночной экономики. Закрепленные в нем модели договоров характерны именно для рыночной экономики, в связи с чем прежние нормативные акты, регулирующие отдельные виды договоров, прекратили свое действие. Установлено равноправие сторон договора, независимо от того, какие формы собственности они представляют. Закон дифференцирует договорные обязательства по их содержанию (купля-продажа, подряд, аренда), а не по составу участников. Разумеется, государство оставляет за собой определенные регулирующие функции правового характера.
Следующим важным шагом в совершенствовании правовой системы КНР явилось принятие на следующей сессии ВСНП в марте 2000 года Закона КНР о правотворчестве (лифа фа)*(31), регулирующего порядок принятия нормативных актов различными законодательными и административными органами, определяющего сферы осуществляемого ими правотворчества. Большое значение имеет установление перечня вопросов, по которым могут приниматься только законы. В частности, это вопросы государственного суверенитета; образования, организации и полномочий представительных органов, правительств, судов и прокуратур; систем национальной автономии, особых административных районов и низового самоуправления; основ экономического строя и финансовой, налоговой, таможенной и внешнеторговой систем. Эти вопросы не будут, как часто бывало прежде, регулироваться административными постановлениями. Правотворческая роль высших законодательных органов возрастает.
Все это свидетельствует о том, что в стране продолжает наращиваться и модернизироваться достаточно обширный пласт законодательства по различным отраслям права, что само по себе весьма позитивный фактор общественного развития. Однако обеспечение действия права в социально-экономической и политической жизни Китая - непростая задача. Она тесно связана со всем ходом развития страны, преодолением экономической и культурной отсталости, распространением образования.
Л.М. Гудошников,
главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
"Журнал российского права", N 2, февраль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Жэньминь жибао. 1978. 28 окт.
*(2) Там же. 1978. 24 дек.
*(3) Гунмин жибао. 1979. 2 марта.
*(4) Указанные законы на русском языке опубликованы в сборнике: Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984. С.103-120; 121-128; 233-256; 331-336; 377-414.
*(5) Тексты Конституции и названных законов см. в том же сборнике. С. 20-55; 56-68; 69-71; 77-91; 92-102; 111-120; 121-128.
*(6) См.: Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М., 1989. С.482.
*(7) Конституционные поправки 1993 г. см.: Новое законодательство КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1994. Вып. N 5. С.10-14.
*(8) См.: Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы//Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1990. Вып. N 8. С.19-59; Формирование статуса Аомыньского особого административного района КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. Вып. N 4. М., 1993. 19-60.
*(9) См.: Китайская Народная Республика. Законодательные акты. С.389-416.
*(10) Жэньминь жибао. 1986. 4 апр.
*(11) См.: Китайская Народная Республика. Законодательные акты. С.417-457.
*(12) Постоянный ГПК КНР на русский язык не переводился. Китайский текст: Чжунго фалюй нянь цзянь (Китайский юридический ежегодник). 1992. Пекин, 1992. С.134-150.
*(13) См.: Чжунхуа жэньминь гунхэго синьфалюй хуэйбянь (Сборник новых законов Китайской Народной Республики). Пекин, 1992. С.12-76.
*(14) См.: Чжунхуа жэньминь гунхэго синь фагуй хуэйбянь (Сборник новых законов и постановлений Китайской Народной Республики). Пекин, 1996. Вып.1. С.9-23.
*(15) См.: Новое законодательство КНР // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1994. Вып. N 5. С.18-37.
*(16) Там же. С.52-60.
*(17) Там же. С.25-46.
*(18) Там же. С.67-72.
*(19) См.: Новое законодательство КНР // Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1995. Вып. N 3. Ч. II. С.62-85.
*(20) См.: Новое законодательство КНР // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1994. Вып. N 5. С.18-37.
*(21) См.: Новое законодательство КНР // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 2000. Вып. N 10. С.66-83.
*(22) Большинство упомянутых законов опубликованы в сборнике "Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты" (М., 1984) и информационной серии ИДВ РАН "Новое законодательство КНР" (в частности, N 7, 1996; N 8, 1997).
*(23) См.: Новое законодательство Китайской Народной Республики // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1998. Вып. N 9. С.66-81.
*(24) См.: Новое законодательство КНР // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1994. Вып. N 5. С.63-73.
*(25) См.: Новое законодательство КНР//Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1995. Вып. N 3. Ч.I. С.72-88.
*(26) См.: Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984. С.433-436.
*(27) См.: Чжунхуа жэньминь гунхэго синь фагуй хуэйбянь (Сборник новых законов и постановлений Китайской Народной Республики). Пекин, 1996. Вып. 1. С.55-103.
*(28) Уголовный кодекс КНР 1997 г. с поправками 1999 г. опубликован в книге Х. М. и Н. Х. Ахметшиных и А. А. Петухова "Современное уголовное законодательство КНР" (М., 2000. С.254-411, 416-421).
*(29) См.: Новое законодательство Китайской Народной Республики // Экспресс-информация ИДВ РАН. М., 1996. Вып. N 7. С.70-75.
*(30) См.: Жэньминь жибао. 1999. 22 марта.
*(31) См.: Там же. 2000. 19 марта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ
Автор
Л.М. Гудошников - главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
"Журнал российского права", 2002, N 2