Буденновская квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны Российской Федерации является бюджетной организацией и финансируется из федерального бюджета. КЭЧ обслуживает войсковые части Минобороны России, находящиеся в восточной зоне Ставропольского края: предоставляет им бесплатные коммунально-бытовые услуги от собственных объектов коммунального хозяйства (артезианских скважин, котельных центрального отопления и т.д.), а также вывозит с территорий войсковых частей твердые и жидкие бытовые отходы.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации предприятия, имеющие артезианские скважины и котельные установки, обязаны платить налог за загрязнение окружающей природной среды. Однако в смете расходов Минобороны России, а значит, и КЭЧ района экологический налог за этот вид деятельности не предусмотрен.
Пунктом 7.5.4 Инструктивно-методических указаний, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26 января 1993 г., установлено: "Воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Минобороны России, Минбезопасности России, МВД России, Погранвойск России, финансируемые из госбюджета, освобождаются от платы за загрязнение окружающей природной среды".
Руководство КЭЧ неоднократно обращалось к председателю Буденновского комитета по охране окружающей среды, главе администрации Буденновского района, председателю Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю, губернатору Ставропольского края с заявлением об освобождении от платы за загрязнение окружающей природной среды, однако вопрос до настоящего времени не решен.
Должна ли КЭЧ вносить плату за воспроизводство минерально-сырьевой базы, использование недр, коллекторно-дренажные и ливневые стоки, выбросы в окружающую среду от передвижных и стационарных источников выбросов и вывоз твердых бытовых отходов?
Обязанность оплаты использования природных ресурсов установлена Законом РФ от 19 декабря 1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды". Согласно п.1 ст.20 этого Закона организации должны вносить плату:
за природные ресурсы;
загрязнение окружающей природной среды;
другие виды воздействия.
В вопросе приводится ссылка на НК РФ, которым установлен экологический налог. Отметим, что частью первой НК РФ данный налог действительно установлен, но до полного введения в действие части второй НК РФ перечень налогов, установленных Кодексом, не действует. Поэтому судить о том, кто, в каком размере, исходя из какой налоговой базы и т.д. будет платить экологический налог, мы сможем лишь после принятия соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В настоящее время необходимо руководствоваться Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно же данному Закону к налогам относятся только платежи за пользование природными ресурсами.
Строго говоря, плата за загрязнение окружающей природной среды и плата за другие виды воздействия на природную среду налогами не являются, поскольку не упоминаются в перечне налогов, установленном Законом. Тем не менее анализ арбитражной практики показывает, что и данные платежи необходимо квалифицировать как налоги. Основанием для этого служит включение платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в категорию налоговых доходов бюджетов Российской Федерации (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации").
Однако несмотря на это все основные характеристики данных платежей устанавливаются все тем же Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и рядом других документов.
Порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды установлен Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26 января 1993 г., на которые и дается ссылка в вопросе.
Ответ на вопрос о наличии обязанности уплаты платежей за загрязнение окружающей среды (выбросы в окружающую среду от передвижных и стационарных источников выбросов и вывоз твердых бытовых отходов) содержится в самом вопросе. Согласно ст.7.5.4 Инструктивно-методических указаний воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Минобороны России, Минбезопасности России, МВД России, Погранвойск России, финансируемые из госбюджета, освобождаются от платы за загрязнение окружающей природной среды, если они соблюдают установленные допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов.
Если учреждение забирает воду из водных объектов или осуществляет сбросы в водные объекты (в том числе через коллекторно-дренажные и ливневые стоки), то должно уплачивать плату за пользование водными объектами. Данная обязанность установлена Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Порядок исчисления и уплаты данного налога установлен Инструкцией Госналогслужбы России от 12 августа 1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами". Согласно п.23 этой Инструкции суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: 40% - в федеральный бюджет; 60% - в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты.
Согласно же п.13 названной Инструкции законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Поэтому правительство Ставропольского края может лишь уменьшить плату за пользование водными объектами, но не отменить ее. Та часть платежей, которая подлежит перечислению в федеральный бюджет, должна быть уплачена независимо от наличия или отсутствия финансирования на данную статью расходов. В смете расходов учреждения должны учитываться расходы на все обязательные налоги и платежи.
Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" при заборе подземных вод и добыче других полезных ископаемых производятся следующие виды платежей:
сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
платежи за пользование недрами;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
акцизы.
Льготы для бюджетных учреждений или подразделений Минобороны России данным Законом не предусмотрены. Но согласно ст.42 Закона распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством Российской Федерации (т.е. в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами"). Таким образом, учреждение в этом случае также может рассчитывать на введение законодательным органом субъекта Российской Федерации льготы по уплате соответствующей доли данного платежа.
И.Н. Токарев,
президент компании "Центр экономического анализа",
г. Нижний Тагил
1 марта 2002 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru