Уроки реструктуризации
О реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом за последние годы было написано и сказано более, чем достаточно.
Что же такое реструктуризация? Что она дает государству? Нужна ли она предприятию? Каков механизм ее проведения? Попытаемся ответить на эти и некоторые другие вопросы.
Итак, в широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.
В более узком, конкретном понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и "замораживание" на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.
Проблема накопленных долгов по налогам и иным платежам в бюджетную систему вот уже несколько последних лет серьезно стоит на повестке дня и, к сожалению, до сих пор не перестает быть достаточно актуальной.
По-прежнему, несмотря на изменившуюся в лучшую сторону общую экономическую ситуацию в стране, задолженность налогоплательщиков перед государством продолжает нарастать. По данным МНС России, должниками бюджета являются более 700 тыс. предприятий, а общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням составляет более 1,1 трлн руб., что сопоставимо с объемом годового федерального бюджета!
Не лучше обстоят дела и в нашей области. Общий долг новосибирских предприятий в бюджеты всех уровней увеличился за 2000 год на 33%. При этом тенденция его роста сохранялась, к сожалению, и в 2001 году. Так, если по состоянию на 1 января 2001 года задолженность (с учетом пени и штрафов) составляла 14,5 млрд руб., то на 1 ноября 2001 года она возросла на 43% и достигла 20,8 млрд руб.
Одним из путей решения проблемы сокращения и последующего погашения задолженности является реструктуризация.
Что же дает она государству?
Прежде всего это обеспечение своевременного и полного поступления в бюджетную систему начисляемых текущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов. Выгодно? Несомненно.
Но не менее выгодно это и самим налогоплательщикам.
За годы экономического кризиса серьезно ухудшилось финансовое состояние большого числа российских предприятий. Разбалансированность расчетно-платежной системы, наряду с другими негативными явлениями, привела к накоплению предприятиями больших объемов задолженности, в структуре которой значительную часть составляют обязательства перед бюджетной системой. "Висящие" тяжелым грузом долги являются фактором недостаточной финансовой устойчивости предприятий, их инвестиционной непривлекательности.
В данной ситуации именно реструктуризация позволит сделать более стабильным финансовое состояние предприятий:
- срочные и долгосрочные обязательства будут разграничены;
- прекратится начисление пени на отсроченные платежи, а следовательно, сократятся непроизводительные расходы;
- будут разблокированы счета (отозваны инкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволит нормализовать процесс производства;
- на плановой основе будут распределяться доходы предприятий, часть из которых может быть направлена в виде инвестиций в развитие производства, и т.д.
Таким образом, нормализация взаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для улучшения собираемости налогов и увеличения налоговых поступлений и фактором оздоровления экономики предприятий.
Неслучайно Президент Российской Федерации и Правительство РФ уделяют этой проблеме сегодня очень серьезное внимание. В разные годы Правительство РФ предпринимало попытки погасить задолженность предприятий перед бюджетом путем ее реструктуризации.
В частности, в 1997 году в соответствии с постановлением от 05.03.1997 N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" предприятиям предоставлялось право реструктурировать задолженность перед федеральным бюджетом под залог ценных бумаг при выпуске акций сроком на 5 лет и облигаций - сроком на 2 года. Задолженность по пеням и штрафам могла быть отсрочена на 10 лет. Провести реструктуризацию могли предприятия, обладающие правом выпуска и размещения ценных бумаг и уплачивающие текущие налоги в полном объеме.
В 1998 году механизм реструктуризации регулировался постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" и предусматривал предоставление рассрочки по уплате задолженности по налогам, имеющейся по состоянию на 1 января 1998 года, сроком до 4 лет и по пеням и штрафам - до 10 лет, с уплатой процентов в размере одной четвертой действующей ставки рефинансирования Банка России. При этом важнейшим условием получения права на реструктуризацию являлось предоставление предприятием обеспечения, достаточного для покрытия реструктурируемой задолженности, в качестве которого могло выступать передаваемое в залог имущество либо банковские гарантии. При этом платежи в соответствии с утвержденными графиками погашения реструктурированной задолженности, а также текущие платежи должны были осуществляться исключительно в денежной форме.
Жесткие условия реструктуризации, угроза потери собственности и хозяйственной самостоятельности, невозможность уплаты платежей "живыми" деньгами в условиях, когда в расчетах между предприятиями преобладали товарообменные (бартерные) операции, стали причиной того, что в 1997 году ни одно предприятие Новосибирской области не воспользовалось правом на проведение реструктуризации, а в 1998 году из 11 тыс. налогоплательщиков, имеющих просроченную задолженность, заявления подали десять, а осуществило реструктуризацию лишь одно предприятие.
В значительной степени недостатки, имевшие место в процессе проведения реструктуризации задолженнос в 1997-1998 годах, были устранены в постановлении Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
В частности, были предусмотрены более простые и привлекательные по сравнению с постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 условия реструктуризации:
- отсутствовало требование о предоставлении должником залога имущества или банковской гарантии;
- исключено начисление процентов на рассроченную задолженность по пеням и штрафам;
- увеличен с 4 до 6 лет срок рассрочки платежей по налогам, а погашение задолженности по пеням и штрафам отнесено на 7-10-й годы реструктуризации;
- снижена с 1/4 до 1/10 ставки рефинансирования Банка России процентная ставка за предоставленную отсрочку;
- появилась возможность списания пеней и штрафов при досрочном гашении реструктурированных платежей и полной уплате текущих налогов и т.д.
Все это наряду с заметным улучшением экономической ситуации, стабилизацией финансового состояния многих налогоплательщиков сыграло значительную роль в повышении интереса к процедуре ре-структуризации.
Так, в рамках постановления от 03.09.1999 N 1002 были приняты решения о проведении реструктуризации в отношении 200 предприятий нашей области на сумму около 957 млн руб.
Вместе с тем в 2000 году процесс реструктуризации, несмотря на его очевидную необходимость, так и не приобрел массового характера. И основными причинами этого стали прежде всего невозможность для многих предприятий жестко выдерживать режим текущих платежей, а также достаточная "забюрократизированность" самого процесса оформления права на реструктуризацию.
Определенную роль сыграла инертность руководителей ряда предприятий, считавших, что неуплата налогов - это норма, с которой, если уже мирились ранее, будут мириться и впредь.
Однако ситуация изменилась. 2001 год должен был стать определяющим в решении проблемы урегулирования задолженности по платежам в бюджетную систему.
Во-первых, в силу крайне жесткой позиции Правительства РФ, заявившего, что реструктуризация 2001 года станет последней, а в случае отказа от ее проведения будет осуществлена процедура банкротства; во-вторых, в силу объективной готовности многих предприятий провести реструктуризацию и выполнять ее условия, тем более, что эти условия в 2001 году с выходом постановления Правительства РФ от 23.05.2001 N 410 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002" были существенно упрощены.
Основным условием осуществления реструктуризации долгов в 2001 году стала полная уплата текущих налогов. Не требуется залога имущества и каких-либо гарантий, нет необходимости в получении заключения органов ФСФО России, сведен к минимуму пакет документов, предоставляемых налогоплательщиком для оформления права на реструктуризацию. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика вне зависимости от суммы реструктурируемой задолженности. Да и уплата текущих платежей признается своевременной, если они поступят до 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. По-прежнему для многих предприятий достаточно привлекательной является возможность списания долгов по начисленным пеням в случае досрочного погашения реструктурированной задолженности.
Нельзя не отметить еще один шаг, который сделан Правительством РФ навстречу предприятиям-должникам. В начале ноября опубликовано постановление от 23.10.2001 N 742 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002", в соответствии с которым предприятия, однажды воспользовавшиеся правом на проведение реструктуризации и утратившие его до 12 июня 2001 года, смогут восстановить право на реструктуризацию.
Существенно изменилась позиция налоговых органов и органов исполнительной власти регионов по отношению к реструктуризации. Из сторонних наблюдателей они превратились в непосредственных активных участников этого процесса, заинтересованных в его положительном результате.
Во многом в силу названных выше причин в процессе реструктуризации, проходившем в 2001 году, наметился заметный прогресс.
Так, по состоянию на 1 декабря 2001 года в налоговые органы области подано 1295 заявлений о проведении реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 6,83 млрд руб., принято 642 положительных решения на сумму 3,74 млрд руб.
Отрадным является и тот факт, что к реструктуризации задолженности обратилось большинство крупнейших предприятий-налогоплательщиков области, в последние годы являвшихся и крупнейшими должниками по платежам в бюджетную систему.
Важной особенностью кампании по реструктуризации, проводившейся в 2001 году, стало и то, что впервые одновременно с реструктуризацией задолженности по налоговым платежам налогоплательщики имели возможность реструктурировать долги по страховым взносам, пеням и штрафам перед государственными социальными внебюджетными фондами, что, безусловно, является залогом успеха, поскольку реструктуризация задолженности по налогам при наличии долгов по страховым взносам не привела бы к желаемому результату.
Все вышесказанное позволяет надеяться на то, что реструктуризация оправдает возлагаемые на нее надежды и проблема просроченных долгов будет решена с взаимной выгодой как для государства, так и для налогоплательщиков.
Налоговые же органы смогут сконцентрировать свои усилия на организации работы по контролю за соблюдением налогового законодательства, а не тратить свои и без того ограниченные ресурсы на "выбивание" долгов.
М.Н. Шалюхина,
заместитель руководителя УМНС России
по Новосибирской области
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1