Методическое обеспечение возмещения убытков
Порядок возмещения убытков в нашей стране закреплен в различных правовых актах. Наиболее общие принципы отражены в Гражданском кодексе РФ (прежде всего в ст.15, 393 - 397, 401, 404, 524, посвященных возмещению убытков как виду ответственности). Кроме того, существуют многие другие нормы ГК РФ, в частности, регулирующие исполнение и прекращение обязательств, закрепляющие понятие договора и порядок его заключения, изменения и расторжения. Важно также использовать положения, касающиеся отдельных видов договоров, например, купли-продажи, поставки. Непосредственное отношение к убыткам имеют нормы о видах нарушений договора и требованиях, вытекающих из отдельных нарушений. Все это нужно учитывать при составлении договора и уметь применять.
К сожалению, для того чтобы решить все проблемы, связанные с возмещением убытков, норм ГК РФ явно недостаточно. В Гражданском кодексе не указан детальный поэлементный состав убытков, совсем не упоминаются непонесенные расходы, не конкретизированы меры, направленные на уменьшение убытков, не уделено внимание проблемам доказывания факта нарушения договора, причинной связи между нарушением и убытками, отдельным элементам состава убытков. Ничего не сказано и об организации работы по возмещению убытков.
Однако правовое регулирование убытков не исчерпывается одними гражданско-правовыми нормами. Важнейшим инструментом работы по возмещению убытков является бухгалтерское законодательство. Это связано с рядом обстоятельств.
Во-первых, первичные документы бухгалтерского учета составляют доказательственную базу убытков. Согласно п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете*(1), первичными учетными документами оформляются все хозяйственные операции, проводимые организацией. Указанные документы могут подтверждать или не подтверждать принятие или отправку товара, совершение потерпевшей стороной тех или иных действий в связи с нарушением договора, они обосновывают понесенные расходы и их размер, отчасти показывают причинную связь между нарушением договора и убытками.
Во-вторых, осведомленность о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, оказывает немалую помощь при возмещении убытков. Расчет непонесенных расходов и упущенной выгоды строится на основе градации видов затрат, включаемых в себестоимость, а также калькуляции себестоимости. Большинство затрат может включаться в состав убытков в виде фактически понесенных или будущих необходимых расходов.
Наконец, умение работать с данными бухгалтерского баланса и анализировать их также способствует успеху в деле возмещения убытков. Исходя из показателей бухгалтерского баланса, можно определить хозяйственную ситуацию, сложившуюся в результате нарушения договора, выявить убытки и их размер. Бухгалтерский баланс можно использовать как обоснование расчета убытков.
Назовем нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету, которые желательно использовать в работе, связанной с возмещением убытков. Это упомянутый Закон о бухгалтерском учете; Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых в налогообложении прибыли*(2); Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1994 г. N 34н; постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичных документов по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Целесообразно применять и другие нормативно-правовые акты, утверждающие унифицированные формы первичных учетных документов.
Имеющаяся судебная практика вряд ли может оказать существенную помощь в деле возмещения убытков, так как, во-первых, количество рассматриваемых в судах дел такого рода сравнительно невелико, во-вторых (и это главное), в судебных актах, особенно в основополагающих для судебной практики постановлениях Президиума ВАС, принципиальные вопросы, которые возникают при рассмотрении дел о возмещении убытков, обычно излагаются чрезвычайно кратко. "За кадром" остаются способы и приемы расчета убытков, методы доказывания отдельных элементов убытков, выводы часто формулируются без обоснования.
Следует обратить особое внимание на постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", а также письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 1993 г. N С-13/ОП-276 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике"*(3). Оба эти акта являются результатами обобщения судебной практики и обязательны для учета во всех арбитражных судах.
Кроме того, имеется целый ряд постановлений Президиума ВАС РФ, в которых затрагиваются различные аспекты возмещения убытков, раскрываются понятия, например, реального ущерба, упущенной выгоды, будущих необходимых расходов, мер и приготовлений для извлечения прибыли, разумных мер к уменьшению убытков, причинной связи между нарушением договора и убытками. В некоторых случаях можно обращаться и к решениям и постановлениям нижестоящих инстанций, так как эти судебные акты, как правило, содержат больше подробностей.
К сожалению, существующие источники правового регулирования не могут оказать действенной помощи в деле возмещения убытков. Они не решают проблемы надлежащей организации данной работы, не предлагают приемов и способов ее выполнения. Важно учитывать два основных аспекта указанной работы: доказательственный и организационный. Для взыскания убытков нужно знать, какие доказательства требуются для подтверждения факта нарушения договора, понесения убытков, причинной связи между нарушением и убытками. Следует уметь обосновать правильность исчисления убытков, а это весьма нелегкая задача. Наконец, нельзя обойтись без доказывания принятия кредитором мер к уменьшению убытков.
В то же время для получения результатов мало представлять себе, какие нужны доказательства, - их надо еще уметь подготовить. Тут возникает проблема организации взаимосвязной деятельности структурных подразделений субъектов торгового оборота в целях правильной, согласованной и своевременной подготовки документов для доказывания убытков.
Таким образом, успешное взыскание убытков немыслимо без соответствующего методического обеспечения как доказательственного, так и организационного направлений данной работы. Во-первых, необходимы экономико-правовые методики, создаваемые на общегосударственном и на отраслевом уровнях и, что самое главное, на уровне конкретного предприятия. Они служат для расчета и документального обоснования убытков. Во-вторых, насущной задачей является разработка, преимущественно на уровне конкретных фирм, организационно-правовых методик. Их назначение состоит в организации сбора доказательств для возмещения убытков службами и специалистами фирмы.
В настоящее время существуют две экономико-правовые методики, которые не утратили законную силу, хотя и должны применяться в части, не противоречащей ГК РФ и новому законодательству. Это Методические указания о порядке определения и взыскания убытков, причиненных организациям и предприятиям системы Министерства торговли СССР нарушением обязательств по договору поставки, утвержденные приказом Министерства торговли СССР от 21 февраля 1985 г. N 37 (далее - Методика Минторга), и Временная методика определения размера убытков, причиненных нарушениями хозяйственных договоров (приложение к письму Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225) (далее - Временная методика). Необходимо понимать, что эти методики в большей части устарели и нуждаются в коренной переработке с учетом изменившихся обстоятельств.
Названные документы отражают два взгляда на технику расчета убытков. В Методике Минторга подход основан на соотношении конкретных видов нарушения договоров с конкретными методами расчета убытков и перечнями доказательств, причем отдельно реального ущерба, отдельно упущенной выгоды. Такой достаточно детальный подход требует охвата всех видов договорных нарушений, что в одной методике сделать весьма трудно. Поэтому приводятся в качестве примера только два случая: расчет реального ущерба в связи с поставкой некачественных или некомплектных товаров и расчет упущенной выгоды при недопоставке товара.
Временная методика основывается на том, что убытки определяются исходя не из содержания нарушения договора, а из характера последствий такого нарушения, так как одно нарушение может повлечь различные последствия, как и различные нарушения порой вызывают одно последствие. В результате предлагается примерный перечень характерных последствий нарушения договоров и соответствующие им поэлементные составы убытков.
Можно упомянуть также Методику расчета и доказывания убытков (потерь), возникающих у производственных объединений при нарушении условий поставки бурильных, обсадных и насосно-компреcсорных труб (1983 г.), которая сейчас не действует. Но для нас существенно, что в ней также заложен подход, использованный в Методике Минторга. Однако Методика 1983 г., исходя из отраслевой производственной специфики, выделяет множество типичных видов нарушений договора. И для каждого вида предусмотрены свои расчет убытков и перечень доказательств.
В целом можно сказать, что в настоящее время экономико-правовые методики требуются как воздух, особенно на уровне конкретных фирм. То же касается и организационно-правовых методик, которые просто отсутствуют. Без них налаживание взаимосвязанной деятельности структурных подразделений фирмы по подготовке документальных доказательств невозможно, а значит, невозможно и полное возмещение убытков.
Теперь переходим к более детальной характеристике экономико-правовых и организационно-правовых методик.
Экономико-правовые методики
Знание и применение общих положений законодательства о возмещении убытков является основой работы по применению данного вида ответственности. Однако этого недостаточно. Залогом успешного результата может быть только владение конкретными приемами и способами доказывания и расчета убытков. Средоточием таких приемов и способов призваны стать методики расчета убытков, созданные на основе обобщения деловой и судебной практики. Данные методики называют еще экономико-правовыми, и это не случайно. Все они составляются, исходя из анализа хозяйственных диспропорций, возникающих в результате нарушений договоров, а также мер (по сути своей экономических), направленных на преодоление диспропорций. В методиках указываются виды расходов, связанных с предпринятыми в результате нарушения хозяйственными мерами, и отражаются формулы расчета убытков. Вместе с тем экономический анализ, проводимый в методиках, служит обеспечению правовой деятельности, направленной на взыскание убытков. Таким образом, методики расчета убытков являются результатом синтеза экономического и правового начал.
Основываясь на существующих методиках расчета убытков, можно выделить две основные концепции методического обеспечения работы по возмещению убытков. Первая основана на выделении предполагаемых последствий нарушения договора, независимо от вида нарушения, и указании соответствующих мер для преодоления неблагоприятных последствий. Составы понесенных расходов группируются по видам мер, так же распределяются и перечни доказательств по факту нарушения, причинной связи и наличию и размеру убытков. В тех случаях, когда последствия нарушения нельзя преодолеть какими бы то ни было мерами (например, судебное взыскание с потерпевшей стороны неустойки или убытков), составы расходов и перечни доказательств относятся к последствиям. В методике в отношении упущенной выгоды общая формула расчета убытков и перечень доказательств даются отдельно.
Вторая концепция во многом производна от первой, но при этом строится исходя из конкретных нарушений договора. По видам нарушений распределяются и неблагоприятные последствия, и меры по их преодолению. Соответственно выделяются расходы и перечни доказательств применительно, например, к недопоставке, поставке некачественного, некомплектного товара и т.д.
Каждая из концепций имеет свои плюсы и минусы. Первая имеет более универсальный характер, на ее основе целесообразно создавать и применять методики общегосударственного уровня. В то же время непосредственно использовать такие методики в повседневной прикладной деятельности не очень удобно. Здесь лучше предложить методики расчета убытков по видам нарушений договора. Они предлагают более четкий порядок работы по возмещению убытков, и фирмы могут разрабатывать такие методики с учетом своего документооборота, типичных для своей деятельности нарушений договоров и наиболее часто повторяющихся последствий нарушений. Причем, с точки зрения упорядоченности торгового оборота, желательно, чтобы локальные методики разрабатывались на основе общегосударственных.
Для разработки локальных методик большое значение имеют отличия, существующие между производственными предприятиями и торговыми организациями. Прежде всего, они связаны с разным составом убытков. Торговые организации в результате нарушения, естественно, не могут нести расходы, связанные с производством товара, а неполученная прибыль возникает у них не из-за отсутствия возможности нормального производства, а из-за проблем с перепродажей товаров. Таким образом, состав убытков производителей шире, чем у торговых организаций, и включает, помимо коммерческих и транспортно-заготовительных, расходы производственные. Следствием таких отличий в составе убытков является то, что на производственных предприятиях доказательственная работа требует больших финансовых, технических и организационных (в том числе методических) усилий.
Организационно-правовые методики
Работа по возмещению убытков начинается не с момента подачи иска и прилагаемых к нему документов в арбитражный суд, и даже не с момента нарушения договора. Ее начало лежит в организационном обеспечении применения ответственности. Иначе говоря, если центральной проблемой возмещения убытков является проблема доказывания, возникает задача организовать сбор доказательств. Такой системный подход к вопросам ответственности одобряют многие ученые*(4). Однако важно понимать, что методики расчета убытков, содержащие приемы и способы расчета и доказывания убытков, сами по себе не дадут желаемого результата. Они являются лишь предпосылкой для налаживания взаимосвязанной деятельности структурных подразделений фирмы по документированию убытков. Само же налаживание такой деятельности определяется целой системой организационных мер, проводимых на фирме. К таким мерам можно отнести:
а) предварительную разработку образцов документов, необходимых для доказывания убытков, на основе соответствующих методик расчета убытков;
б) закрепление за каждым подразделением и исполнителем обязанностей по подготовке определенных видов документов и совершению действий в рамках совместной работы с другими подразделениями и исполнителями;
в) обучение исполнителей разработке необходимых документов и способам совместной деятельности (проведение деловых игр по совместному заполнению и составлению комплекта документов);
г) установление дублеров, т.е. лиц, заменяющих основных исполнителей в случае их отсутствия;
д) закрепление временных рамок деятельности (в частности, сроков подготовки отдельных видов документов, общего комплекта документов, сроки исправления ошибок в соответствующих документах);
е) налаживание информационного взаимодействия между подразделениями, регистрирующими нарушение, и юридической службой, а также руководством;
ж) создание системы контроля за точным и своевременным заполнением документов;
з) стимулирование работы по возмещению убытков;
и) установление ответственности за упущения;
к) обобщение практики по рассмотренным искам о возмещении убытков, анализ причин неудачного применения данной меры ответственности и внесение корректив в работу по возмещению убытков.
Для создания надежной организационной системы указанные меры должны быть нормативно закреплены при помощи локальных правовых актов. В первую очередь, необходимы организационно-правовые методики или стандарты предприятия, которые нацелены на регулирование взаимосвязанной деятельности подразделений фирмы по возмещению убытков. Данные акты желательно подкреплять положениями об отделах и службах и должностными инструкциями работников. Положения и инструкции определяют конкретные обязанности тех или иных участников работы по возмещению убытков. Чтобы механизм деятельности был четким, перечисленные документы должны разрабатываться в едином комплекте.
При создании организационно-правовых методик следует учитывать уже действующие на предприятии формы первичных документов и правила документооборота. В соответствии с п.3 ст.6 Закона о бухгалтерском учете они должны утверждаться при издании приказа или распоряжения главного бухгалтера о принятой в организации учетной политике. На практике для организации документооборота на фирме главный бухгалтер разрабатывает специальные графики движения первичных учетных документов или графики документооборота, которые утверждаются приказом руководителя. В графике документооборота определяются перечни работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, а также всеми сотрудниками, с указанием их взаимосвязи и сроков исполнения. Исполнителям вручается выписка из графика с указанием их обязанностей. Контроль за соблюдением графика осуществляет главный бухгалтер. Таким образом, если на предприятии имеется работающий график документооборота, то при разработке организационно-правовой методики следует прежде всего использовать именно его.
Поскольку главным условием возмещения убытков является взаимодействие подразделений при подготовке и сборе необходимых документов, представляется полезным, опираясь на общую методику расчета убытков, предложенную в данной работе, уточнить соответствующие обязанности подразделений фирмы. За основу можно взять предельно простую структуру предприятия, на котором в работе по возмещению убытков задействованы: отдел снабжения, отдел сбыта, производственный отдел, финансово-экономический отдел, бухгалтерия, юридический отдел. Указанные подразделения готовят следующие документы.
Производственный отдел: справку о среднестатистическом объеме выпуска продукции; справку о фактической производительности за предшествующий нарушению месяц; справки о расходе материалов на единицу производимого товара; акт о простое; листок о простое; справки о количестве соответствующего товара, требуемого для производства; выписки из требования-накладной на отпуск материалов; выписки из лимитно-заборной карты на отпуск материалов; наряд на выполнение работ; наряд на перевод на другую, нижеоплачиваемую работу; наряд на выполнение временных работ за период простоя; акты приемки-сдачи отремонтированных объектов; справки о размере энергозатрат на единицу продукции; акт на списание инструментов; накопительную ведомость выпуска готовой продукции на соответствующий месяц; накладные, оформляющие сдачу готовой продукции на склад; акт о браке.
Отдел снабжения: копии первоначальных договоров с поставщиками; копии заменяющих договоров; товарно-транспортные накладные; копии договоров перевозки; копии договоров транспортной экспедиции; документы, подтверждающие размер транспортных тарифов; справки об отсутствии в наличии товаров; акты приемки товаров; акты экспертизы; копии поручений на экспертизу; копии договоров с экспертной организацией; выписки из карточек учета материалов; выписки из инвентарных карточек учета основных средств; справки о количестве поставщиков данной продукции; справки о наличии материалов, необходимых для производства; копии договоров на закупку материалов; копии договора энергоснабжения; договор о выполнении работ по устранению недостатков; акт приемки работ; копии договора аренды складских площадей.
Отдел сбыта: копии договоров на реализацию готовой продукции; преддоговорные документы; материалы деловой переписки; копии исполненных договоров на реализацию аналогичной продукции; прайс-листы с указанием розничных цен товара на соответствующий месяц.
Финансово-экономический отдел: заключения от товарных бирж о текущей цене; данные о средней рыночной цене (при отсутствии заключения); технико-экономические и финансовые обоснования принятия тех или иных мер в связи с нарушением договора; копию финансового плана на год.
Бухгалтерия: соответствующие балансовые данные; калькуляцию себестоимости фактически произведенной продукции; нормативную калькуляцию себестоимости запланированной продукции; комплект первичных документов, фиксирующих затраты, включаемые в себестоимость; калькуляцию себестоимости работ (например, при устранении дефектов); расчетные и платежные ведомости; табели учета рабочего времени и справки-расчеты; расходные кассовые ордеры; счета на оплату транспортных расходов, экспедиторских услуг; платежные документы, подтверждающие дополнительные денежные затраты; расчеты затрат на хранение товаров; расчет и расшифровку издержек обращения (непонесенных расходов); консолидированный расчет убытков.
Хотелось бы отметить особую роль в организации работы по возмещению убытков, которую играет юридическая служба. Помимо сбора и представления используемых для доказывания претензий, исков, судебных актов, материалов судебных дел, исполнительных листов, коллективных договоров, локальных актов предприятия, юридическая служба является непосредственным организатором и координатором этой работы. Она обязана наладить предварительно разработку образцов документов, подлежащих заполнению, и распространить их по соответствующим подразделениям. Юридическая служба обязана готовить локальные правовые акты, обеспечивающие работу по возмещению убытков, в частности, организационно-правовые методики или стандарты предприятия, дополнения и изменения в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников. Работники этой службы следят за сроками подготовки документов и осуществляют окончательный контроль за правильностью их заполнения. Желательно организовывать проведение деловых игр для обучения совместной работе по возмещению убытков.
Чрезвычайно перспективным и многообещающим направлением является автоматизация работы по возмещению убытков. Это предполагает разработку специальных программ для ЭВМ, позволяющих оперативно произвести расчет убытков и подобрать нужные документы для обоснования различных элементов реального ущерба, а также упущенной выгоды. Такой продукт не может быть универсальным: он должен учитывать особенности деятельности каждой отдельно взятой фирмы. Возможно, потребуется несколько подобных программ, построенных в расчете на различные договоры, договорные нарушения, элементы состава убытков. Попробуем схематично показать основные этапы создания упомянутых программ для ЭВМ.
1. Обобщение типовых нарушений, с которыми сталкивается фирма, выделение всех возможных типовых последствий таких нарушений и группировка их по определенным основаниям.
2. Создание системы разумных мер по уменьшению убытков, которая позволяет преодолеть типичные последствия нарушений договоров.
3. Анализ и выявление расходов, связанных с каждой из возможных мер по уменьшению убытков.
4. Определение и фиксирование документов, подтверждающих каждый из расходов в связи с принятием мер по уменьшению убытков.
5. Четкое взаимоувязывание отдельных видов нарушений договоров с отдельными видами последствий, а затем с разумными мерами по уменьшению убытков, произведенными в связи с ними расходами и подтверждающими документами. То есть создаются ряды логических зависимостей: вид нарушения договора - последствия нарушения договора - разумные меры к уменьшению убытков - понесенные расходы - подтверждающие документы. Такие логические цепочки формируются для каждого нарушения в рамках одного договора.
6. Привлечение программистов-профессионалов, для которых с учетом перечисленных этапов (1 - 5) формулируется задание.
7. Участие в разработке программы группы специалистов, состоящей из финансистов, экономистов, бухгалтеров, технических специалистов фирмы и юристов.
8. Создание программы программистами-профессионалами при активном участии работников фирмы, контролирующих отдельные этапы проведения работ.
9. Испытание созданной программы, которое при положительном результате является основанием для приемки работ.
Юристы играют особую роль на всех этапах создания программы. Они обязаны сформировать исходные параметры и определить целевое назначение программы; составить запросы в адрес соответствующих специалистов для получения необходимой информации; контролировать составление задания программистам; активно взаимодействовать с программистами на всех этапах выполнения работ согласно договору о создании программы; обязательно участвовать в приемке программы и организации ее испытания.
Следует отметить, что разработка электронных программ по расчету и доказыванию убытков, к сожалению, не получила распространения в нашей коммерческой практике. Поэтому требуется сосредоточение немалых усилий (финансово-экономических, юридических, технических, организационных) для достижения успеха в автоматизации учета убытков. И, в первую очередь, необходима инициатива юристов фирмы.
Важным участком деятельности юридической службы является общение с руководством предприятия. Во-первых, перед юристами стоит непростая задача - доказать значимость работы по возмещению убытков. Здесь необходимо указывать на экономический и организационный эффект такой работы: снижение непроизводительных расходов, существенное уменьшение числа нарушаемых договоров, приобретение персоналом навыков совместной работы при решении общих задач, качественно иной уровень функционирования юридической службы. Во-вторых, совместно с руководством юридической службе следует разработать систему типичных мер по уменьшению убытков, применяемых на предприятии. Сразу после нарушений договоров контрагентами юристы должны связываться с руководством и активно участвовать в выработке решения о мерах по уменьшению убытков. Такое решение лучше оформлять приказом руководства.
В.С. Евтеев |
"Законодательство", N 1, январь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г.).
*(2) Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552.
*(3) Вестник ВАС РФ. 1993. N 11.
*(4) См., напр.: Замойский И.Е. Предотвращение нарушения договорных обязательств на предприятии. Киев, 1978. С. 20; Коростей В.И. Убытки от нарушений обязательств по поставкам и их доказывание: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,1983. С.1; Пугинский Б.И., Сафиуллин И.Д. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991. С. 222.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методическое обеспечение возмещения убытков
Автор
В.С. Евтеевa
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 2002, N 1