Кредитные организации становятся более прозрачными*(1)
Одним из важнейших условий доверия к банковской системе в целом и каждой из кредитных организаций в отдельности является доступность корректной информации об их деятельности для специалистов и клиентов. Своеобразный закон финансовых рынков гласит, что движение капиталов (предоставление кредитов, инвестиционный процесс и т.д.) зависит от ожиданий, которые складываются в настоящее время. А эти ожидания прямо связаны с тем, какую информацию получают потенциальные и актуальные инвесторы, кредиторы (в том числе вкладчики - физические лица) и насколько достоверной она им кажется. Поправки, принятые в банковском законодательстве, позволят сделать более понятными процессы, происходящие в банковской сфере, для всех заинтересованных лиц. Расскажем об основных новшествах.
1. Обеспечение прозрачности отчетности кредитных организаций
В соответствии со ст.8 Закона о банках*(2) увеличен перечень сведений о деятельности кредитной организации, которые последняя будет обязана публиковать или доводить до сведения клиентов, а также установлено требование о более регулярном, чем ранее, режиме публикаций.
Появление этих новелл связано с рекомендациями, сформулированными Базельским комитетом по банковскому надзору*(3) в отношении отчетности кредитных организаций, кроме того, при разработке поправок были учтены положения Международных стандартов финансовой отчетности*(4). Как определяет Международный стандарт финансовой отчетности N 30, "банки представляют собой важный и влиятельный сектор мирового бизнеса. Большинство физических лиц и организаций пользуются банками либо как вкладчики, либо как заемщики. Банки играют основную роль в поддержании доверия в денежной системе посредством их тесных взаимоотношений с регулирующими органами и правительствами и правил, установленных для них правительствами. Поэтому и существует значительная и широко распространенная заинтересованность в информации о благополучии банков, и в частности, об их платежеспособности, ликвидности и относительной степени риска, связанной с различными видами их деятельности"*(5) (курсив мой. - А.Г.).
Закон о банках (ст.8, ч.2 ст.43) устанавливает, что кредитная организация обязана будет публиковать ежеквартально бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, а ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности (новые виды информации выделены курсивом). Формы и сроки публикации указанных документов устанавливаются нормативными актами Банка России.
Почему выбраны именно эти показатели? Что касается бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, то публикация этой информации характерна для всех хозяйствующих субъектов и признается обязательной, вероятно, во всех странах мира (во всяком случае, имеющих рыночную экономику). Баланс кредитной организации должен дать информацию о структуре активов и пассивов с учетом их ликвидности, отразить качество активов, а также раскрыть основные инструменты привлечения и размещения средств банков. Отчет о прибылях и убытках призван в сгруппированном виде дать информацию о доходах и расходах кредитной организации; он раскрывает основные виды доходов (проценты за пользование кредитами, иные сборы за предоставленные услуги и др.) и расходов (выплаченные проценты, иные сборы за полученные услуги, убытки по предоставленным кредитам, административные расходы и др.). Отчет о прибылях и убытках должен показывать, насколько эффективны (в целом) те финансовые инструменты, которыми оперирует банк. Формы баланса и отчета о прибылях и убытках установлены Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации N 61*(6). Кроме того Банк России ежегодно принимает нормативные акты, устанавливающие формы отчетности, которые должны быть помещены кредитными организациями в открытой печати*(7).
Величина достаточности капитала в отношении кредитных институтов рассматривается как универсальный показатель их финансовой надежности. Смысл этого показателя в том, чтобы зафиксировать экономически оправданный (достаточный) капитал для покрытия банковских рисков. За счет капитала банк должен иметь возможность возместить потери, "превышающие ожидаемый нормальный для данных условий уровень, который должен быть предусмотрен ценой (и резервами на возможные потери)"*(8), и относимые к категории неожидаемых (unexpected) потерь, а также непредвиденные потери от рыночных и прочих рисков.
С учетом методологии, предложенной еще в 1988 г. Базельским комитетом по банковскому надзору*(9), норматив достаточности капитала в Российской Федерации определяется как соотношение собственных средств (капитала) к активам, взвешенным с учетом рисков (в том числе кредитного риска по инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, кредитного риска по срочным сделкам, а также рыночного риска)*(10). Расчет собственных средств (капитала) кредитных организаций производится в соответствии с Положением Банка России от 1 июля 1998 года N 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций"*(11).
Кредитные организации создают резервы под сомнительные активы (кредиты, ценные бумаги и др.) для того, чтобы иметь возможность возместить потери, которые могут быть причинены банку, если "сомнительность" актива реализуется в потерях. Проще говоря, это компенсация тех убытков, которые кредитная организация может понести, если должник не исполнит свои обязательства или актив будет реализован по более низкой, чем планировалось, цене. Подобные резервы можно рассматривать как определенную плату за риск: чем хуже финансовое положение заемщика, чем он менее известен банку либо менее прозрачен, чем хуже он предоставляет обеспечение, тем, соответственно, выше должна быть плата за риск коммерческих отношений с таким заемщиком, тем большего объема необходимы резервы. Отчет о резервах позволяет судить, насколько рискованную политику проводит банк и, если известно о его должниках, насколько добросовестно обеспечивает свою финансовую надежность и текущую ликвидность с помощью резервирования. В Российской Федерации резервы под сомнительные ссуды и иные активы создаются кредитными организациями в соответствии со ст.24 Закона о банках, а также в силу требований ряда нормативных актов Банка России*(12).
С вопросом обеспечения прозрачности кредитных организаций, повышения качества их отчетности связаны изменения, внесенные в Закон о Банке России*(13) и в Закон о банках. Первое касается полномочий Банка России, связанных с обеспечением достоверности отчетности кредитных организаций; второе - с установлением ряда дополнительных требований к аудиторам кредитных организаций; третье - с режимом составления, представления и опубликования так называемой консолидированной отчетности.
2. Полномочия Банка России по обеспечению достоверности
отчетности кредитных организаций
Изменения в ст.73 Закона о Банке России предоставляют ему полномочие самостоятельно, т.е. независимо от данных, содержащихся в отчетности кредитной организации, оценивать ее активы и пассивы на основании методик, установленных в нормативных актах Банка России, для определения величины собственных средств (капитала) такой кредитной организации. Капитал является одним из важнейших факторов, определяющих финансовую надежность отдельных банков; совокупный капитал позволяет судить о стабильности и потенциале банковской системы. Важность определения реальной величины собственных средств для оценки финансового состояния банков очевидна*(14): этот показатель является составляющим многих обязательных нормативов, которые устанавливаются Банком России на основании Закона о Банке России*(15). Величина собственных средств дает возможность оценить стоимость самого банка.
Большинство актов, определяющих методику оценки активов и пассивов кредитных организаций, к настоящему времени уже действует. Это упоминавшиеся положения от 1 июля 1998 г. N 31-П "О методике расчета собственных средств кредитных организаций" и от 12 апреля 2001 г. N 137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери", инструкции от 1 октября 1997 г. N 1 "О регулировании деятельности банков" и от 30 июня 1997 г. N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", Письмо Банка России от 8 декабря 1994 г. N 127 "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг", Правила бухгалтерского учета в кредитных организациях от 18 июня 1997 г. N 61. Вероятно, предстоит разработать методики проведения проверок и оценки активов с учетом как внутренних, так и внешних факторов (в том числе оценки экономической среды, состояния потенциальных заемщиков и др.).
Обращает на себя внимание формулировка указанного полномочия Банка России: Банк России проводит оценку активов и пассивов. Не "вправе проводить", а именно "проводит". Тем самым законодатель как бы указывает, что Банк России должен иметь возможность получать сведения о движении денежных потоков в банке и ряд иных видов информации практически в тот же момент, в который эти данные получает руководство банка. Что касается оценки качества активов, то орган надзора должен либо проводить оценку ссудозаемщиков самостоятельно (что дорого и нерационально), либо пользоваться услугами рейтинговых агентств (что не всегда возможно), либо постоянно контролировать работу соответствующих органов самих кредитных организаций, связанных с оценкой активов, прежде всего - систему внутреннего контроля. При сложившейся ситуации в российской банковской и экономической системе, вероятно, наиболее приемлема последняя модель с принятием в некоторых случаях Банком России собственных решений по вопросу качества активов.
Закон устанавливает строгие требования и в отношении действий кредитной организации в случае, если Банк России признает необходимость внесения коррективов в показатели капитала банка. Так, кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности величину собственных средств (капитала), определенную Банком России. Эта поправка к блоку банковских законов может быть признана одной из самых важных, так как она реализует 22-й Базельский принцип ("Формальные полномочия органа надзора"): "Орган банковского надзора должен иметь в своем распоряжении адекватные надзорные меры, чтобы вовремя скорректировать деятельность банка, когда последний оказывается не в состоянии выполнять пруденциальные требования (такие, как требование по достаточности капитала), или когда он регулярно нарушает требования надзорного органа, или когда существует угроза кредиторам (вкладчикам)"*(16).
Конечно, есть соблазн продолжить обсуждение этой нормы (или, точнее, режима ее правоприменения) с точки зрения универсального запрета вмешательства надзорного органа в оперативную деятельность кредитных организаций (ст.55 Закона о Банке России). Однако закон предусматривает формальные возможности вмешательства, если соответствующее право предоставлено Банку России федеральным законом. Кроме того, как нам представляется, термин "вмешательство в оперативную деятельность" нельзя трактовать чрезмерно широко: он означает определение направлений и условий ведения предпринимательской деятельности кредитной организации (в том числе споры с клиентами, связанные с характером ведения кредитной организации своего бизнеса). Но вопросы обеспечения финансовой надежности и - как элемент режима финансовой надежности - прозрачности не только могут, но и должны относиться к сфере компетенции надзорного органа, и в пределах своей компетенции он вправе, а в некоторых случаях даже обязан предпринимать необходимые действия для реализации основной функции - обеспечения стабильности банковской системы (и в связи с этим - стабильности национальной валюты).
3. Требования к аудиту кредитных организаций*(17)
С вопросом обеспечения прозрачности кредитных организаций, как было сказано, связан вопрос повышения требований к специалистам, осуществляющим аудит кредитных организаций. В преддверии принятия закона, регулирующего вопросы об аудиторской деятельности в Российской Федерации, в Законе о банках не был сформулирован широкий перечень дополнительных требований к аудиторам, а также не определялся характер взаимоотношений их с надзорными органами (в том числе с точки зрения применения мер ответственности). Однако ряд изменений появился: в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о банках (новеллы выделены курсивом) отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет.
В соответствии с указанными дополнениями аудиторскую проверку кредитных организаций могут осуществлять только аудиторские организации, и только те из них, которые проработали в сфере оказания услуг общего аудита не менее двух лет. Иными словами, только по прошествии двух лет работы с лицензией общего аудита аудиторская организация вправе обратиться в лицензирующий орган с ходатайством о получении ею лицензии на банковский аудит. Еще более жесткие требования предъявлены к аудиторским организациям, которые будут осуществлять аудиторские проверки отчетности банковских групп и банковских холдингов. Они вправе приступить к проведению аудита таковых без получения дополнительных лицензий после двух лет работы в сфере услуг банковского аудита.
Необходимо обратить внимание на некоторые терминологические различия статей 8 и 42 Закона о банках в отношении аудиторов кредитных организаций. В статье 8 сохранилась прежняя терминология и используется термин "аудиторская фирма (аудитор)". Может возникнуть впечатление, что аудиторские проверки кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (в том числе ежегодные) могут проводить индивидуальные аудиторы (предприниматели без образования юридического лица). Однако в ст.42 фигурирует термин "аудиторская организация". И более того, ограничен круг лиц, которым может быть выдана лицензия на осуществление банковского аудита: ее получают только аудиторские организации (юридические лица), которые уже имеют лицензию на осуществление общего аудита. Поэтому термин "аудитор", примененный в ст.8 Закона о банках, не может рассматриваться вне системной связи с нормами ст.42 указанного Закона и должен восприниматься как одно из обозначений аудиторской организации, которое существует наряду с рядом иных терминов ("аудиторская организация", "аудиторская фирма", "аудитор"), но не подчеркивает организационных отличий.
4. Обеспечение прозрачности кредитных организаций:
новые требования по консолидированной отчетности
4.1. Банковские группы и банковские холдинги: структурные элементы обеспечения прозрачности кредитных организаций. С вопросом обеспечения прозрачности деятельности кредитных организаций связан вопрос об отчетности кредитных организаций в рамках более широких образований - как с учетом участия самой кредитной организации (в капиталах кредитных и иных организаций), так и с учетом участия в капитале этой кредитной организации. К сожалению, новеллы законодательства в этой области были восприняты как специальное регулирование новых институтов - банковских групп и банковских холдингов*(18). Однако цель этих нововведений была иной: требовалось создать правовые предпосылки:
1) для учета при оценке финансового состояния кредитных организаций: а) так называемого перекрестного владения капиталом, б) характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций определенных операций и сделок с теми юридическими лицами, в которых кредитная организация владеет акциями (долями), в) возможностей управлять деятельностью таких юридических лиц, а также
2) для определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) такого рода групп.
Предпосылки указанного подхода были сформулированы еще в прежней редакции Закона о банках: ч.3 ст.43. устанавливала, что в случае, если банк имеет в собственности более 50% голосующих акций (долей) другого банка, он представляет в Банк России в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, консолидированную отчетность о своей деятельности и деятельности дочерних банков, включающую в себя консолидированный бухгалтерский баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках. С учетом этих положений, а также на основе соответствующих рекомендаций Базельского комитета Банк России в 1998 г. издал ряд положений*(19), в которых были сформулированы некоторые принципы составления консолидированной отчетности, в частности, круг лиц, на которых (в обязательном и рекомендательном плане) распространяются указанные акты, методика сопоставления отчетности некредитных и кредитных организаций и др.
В частности, в Положении N 29-П впервые давалась попытка дать определение банковской (консолидированной) группы, хотя, на наш взгляд, оно было чрезмерно формализовано (впрочем, это можно считать естественным на этапе отработки методики вопроса). Банк России формально мог требовать представления консолидированной отчетности только от банков, владеющих акциями (долями) иных кредитных организаций, составляющими более 50% их уставного капитала. Поэтому в отношении тех кредитных организаций, которые могли оказывать существенное влияние на решения, принимаемые иными юридическими лицами (независимо от степени участия в капитале) или кредитными организациями (при участии менее 50%)*(20), порядок составления консолидированной отчетности действовал как рекомендация (п.4.2 Положения N 29-П).
Изменения, внесенные в Закон о банках, затрагивают несколько "образований", в отношении которых действует принцип консолидации отчетности.
Во-первых, эта сама кредитная организация, если она имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций) (ч.1 ст.43 Закона о банках).
Во-вторых, это головная кредитная организация в банковской группе, т.е. в не являющимся юридическим лицом объединении кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций) (ч.1 ст.4, ч.3 ст.43 Закона о банках).
В-третьих, это головная организация (управляющая компания) банковского холдинга, т.е. не являющеeся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций) (ч.2 ст.4, ч.3 ст.43 Закона о банках).
Основным признаком, который объединяет три указанных в Законе о банках типа "консолидаций", является фактор существенного влияния. При этом в данном акте подчеркнуто, что это существенное влияние может быть как прямым (например, в силу прямого участия в капитале), так и косвенным (через третье лицо, на которое оказывается прямое существенное влияние). Закон о банках под существенным влиянием признает возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица (ч.3 ст.4 Закона о банках).
Закон о банках, таким образом, придерживается смешанного подхода. Есть качественные оценки: возможность определять решения органов управления и условия ведения предпринимательской деятельности с помощью двух основных инструментов - участия в капитале и в силу договора. Есть количественные признаки: возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.
Количественные признаки более удобны для правоприменения: выяснить, что более половины членов совета директоров одного банка являются сотрудниками другого банка, не так уж трудно. Но для современных корпоративных структур подобная ситуация - редкость. Поэтому действительно универсальной является оценка с точки зрения качественных критериев. Эта оценка труднее для применения и требует того, что называется "разумным суждением", и соответствующего отношения к возможности сформулировать такое разумное суждение со стороны судебной системы. Но она может позволить учитывать реальные, а не только формальные отношения, которые складываются в структуре управления кредитными организациями и в системе управления кредитными организациями третьих лиц. А реальные отношения могут зависеть и от участия в капитале (через третьи и далее лица), и от возможности определять финансовое состояние того или иного юридического лица (например, банк размещает в другом банке депозит, без которого второй сразу станет банкротом), и от других факторов, которые необходимо выявлять и оценивать.
Отличие трех названных "образований" состоит в том, что первое замыкается на уровне кредитная организация - ее "дочерние" (здесь и далее терминология использована в смысле ст.4 Закона о банках) небанковские организации. Второе образование связывает (прямо и косвенно, через третьи лица) кредитные организации. Третье (банковский холдинг) отражает связь кредитной организации с теми некредитными организациями, которые (прямо или косвенно) могут оказать на нее существенное влияние.
Пожалуй, самые горячие споры при обсуждении в Государственной Думе (Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам) шли вокруг концепции банковского холдинга. Родившееся в результате описание этого объекта получилось таким, что требуется немало усилий для его анализа. К тому же необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством иных государств (Германии, США и др.) "холдингом", или "холдинговой компанией", признается непосредственно то юридическое лицо, которое владеет кредитными институтами. Согласно Закону о банках, холдинг - это некое образование, а то, что в зарубежном законодательстве обычно именуется "холдингом", в соответствии с нашим Законом о банках является головной организацией банковского холдинга.
Основная проблема, которая возникла при описании модели банковского холдинга, состояла в том, что, с точки зрения консолидации отчетности, нельзя суммировать величины, относящиеся, скажем, к кредитной организации и одному из ее учредителей, если последний владеет активами, суммарно намного превосходящими активы самой кредитной организации. Так, весьма затруднительно консолидировать баланс крупных российских компаний, имеющих международное признание, и их дочерних банков. А модель банковского холдинга, как указывалось ранее, нужна только для того, чтобы обеспечить более корректное понимание финансового состояния самой кредитной организации, а не чтобы создать некие правовые условия, принуждающие такого рода "образования" раскрывать все внутренние взаимосвязи (по крайней мере, это задача не банковского, а антимонопольного законодательства). Поэтому для того, чтобы обеспечить корректность финансовой отчетности в указанных банковских холдингах, сочли возможным дать право создавать внутри банковского холдинга специальные компании, основной целью которых является владение акциями (долями) кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, и соответственно номинальное управление ими. Эти компании - так называемые "управляющие компании банковских холдингов" - в Законе о банках (ч.6 ст.4) определяются как хозяйственные общества, основной деятельностью которых является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг.
По идее, подобные организации должны быть финансовыми (в смысле Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(21)), к примеру, осуществляющими профессиональную деятельность по управлению ценными бумагами*(22). При этом Закон о банках устанавливает определенные ограничения на виды деятельности такой управляющей компании: так, она не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью (т.е. видами деятельности, которые запрещены для кредитных организаций (ч.5 ст.5 Закона о банках), а также собственно банковской деятельностью). При создании подобной организации управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга (ч.5 ст.4 Закона о банках).
Вторым вопросом, обсуждаемым во время подготовки закона, являлось включение в состав отчетности, которая консолидируется в рамках банковского холдинга, сведений о финансовом состоянии публичных органов, которые в силу закона (например, Банк России в соответствии со ст.7 Закона о Банке России) или процессов приватизации государственной собственности владеют акциями кредитных организаций. Опять-таки возникала проблема несводимых величин: отчетность кредитной организации и государства (в рамках бюджетных отношений) вряд ли могли бы быть приравнены друг к другу.
Поэтому Закон о банках подчеркивает, что в структуре банковских холдингов речь идет о "владении" кредитными организациями со стороны коммерческих организаций (т.е., согласно ст.50 ГК РФ, организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли). И именно коммерческие организации, которые в соответствии с Законом о банках могут быть признаны головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга (ч.5 ст.4 Закона о банках). Но при создании управляющей компании банковского холдинга должно быть обеспечено еще одно условие, связанное с ее взаимодействием с коммерческой организацией, которая при отсутствии специальной управляющей компании должна была выполнять функции головной организации банковского холдинга: коммерческая организация, которая в соответствии с Законом о банках может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации (ч.6 ст.4 Закона о банках). С учетом положений законодательства о деятельности соответствующих видов хозяйственных обществ это означает, что если управляющая компания создана в форме общества с ограниченной ответственностью, то коммерческая организация, которая могла бы быть признана головной организацией банковского холдинга, должна владеть 100% уставного капитала, в акционерных обществах - 75% плюс 1 акция.
Как отмечалось, основная цель регулирования банковских групп и банковских холдингов - создание правовых условий для обеспечения прозрачности и открытости кредитных организаций. Поэтому Закон о банках не предусматривает регистрационных процедур, аналогичных тем, которые оговорены в ст.5 Федерального закона
"О финансово-промышленных группах" (необходимость подачи заявки с приложением документов, характеризующих деятельность финансово-промышленных групп, экспертиза поданных документов, возможность отказа в регистрации финансово-промышленным группам и т.д.). В то же время в соответствии с ч.4 ст.4 Закона о банках головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (или управляющая компания банковского холдинга) обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга. Во многом введение уведомительного порядка объясняется надеждой на добросовестность кредитных организаций и их "владельцев", на их понимание необходимости составления и представления консолидированной отчетности, так как такого рода работа соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Вместе с тем Банк России будет требовать от кредитных организаций, которые откажутся представлять консолидированную отчетность, выполнения положений Закона о банках, в том числе в режиме, предусмотренном ст.75 Закона о Банке России (т.е. с применением необходимых мер ответственности).
4.2. Правовые особенности сбора и представления консолидированной отчетности. С точки зрения экономики основной трудностью составления консолидированной отчетности является необходимость сопоставления балансов, принципы формирования которых в кредитных организациях не такие, как в организациях иного типа. Банк России уже провел определенную работу в этом направлении (см. упоминавшееся Положение Банка России от 5 августа 1999 г. N 85-П "О порядке использования отчетных данных участников группы - некредитных организаций при составлении кредитными организациями консолидированной отчетности").
Однако существует и ряд правовых проблем, которые связаны с режимом сбора данных. Вероятно, что часть необходимой информации в соответствии с законодательством*(23) будет подлежать защите со стороны собственника (владельца) в качестве конфиденциальной. Если бы не было специальных оговорок в законе, то собственники указанной информации вполне правомерно могли бы отказать получателю в предоставлении сведений о своей деятельности. И при представлении консолидированной информации в Банк России обязанное лицо (кредитная организация, головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга) могло бы в соответствующих графах ставить прочерки, объясняя это тем, что участники группы (холдинга) отказались предоставлять о себе какие-либо сведения (и это было бы правомерно, хотя явно недобросовестно, по меньшей мере в тех случаях, когда "дочерняя" организация во всем зависит от организации, ее создавшей). Чтобы избежать подобной ситуации, введена норма ч.7 ст.43 Закона о банках, в соответствии с которой юридические лица, в отношении которых головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) оказывают существенное (прямое или косвенное) влияние, для целей составления консолидированной отчетности обязаны представлять им отчетность о своей деятельности (выделено мной. - А.Г.).
Но вместе с тем закон защищает информацию, полученную от третьих лиц, входящих в банковскую группу или банковский холдинг: режим ее распространения ограничен. Указанная информация не может быть открыта третьим лицам, за исключением случаев обязательного представления, предусмотренных Законом о банках (т.е. в Банк России, а также аудиторам для целей аудиторской проверки), либо если такого рода сведения в соответствии с Законом о банках должны быть опубликованы. Как определено в ч.8 ст.43 Закона о банках, головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) не вправе разглашать полученную от иных юридических лиц, входящих в данную банковскую группу (данный банковский холдинг), информацию об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо случаев, вытекающих из задач опубликования консолидированной отчетности. Указанный режим сбора и представления информации, как представляется, обеспечивает необходимый баланс между требованием обеспечить прозрачность деятельности кредитных организаций и задачей сохранить конфиденциальность и доверительность ее отношений с клиентами.
Закон о банках устанавливает различные режимы публикации консолидированной информации и представления ее в Банк России. Так, в соответствии с ч.4 ст.4 головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора). Кредитные организации в соответствии с ч.1 и 2 ст.43 Закона о банках также должны будут ежегодно публиковать свой консолидированной баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках с учетом показателей "дочерних" по отношению к ним организаций.
Обратим внимание на ч.4 ст.43 Закона о банках, в соответствии с которой для целей составления, представления и опубликования консолидированной отчетности о деятельности банковской группы в состав указанной консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность и решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.
Такое же правило установлено ч.5 ст.43 Закона о банках для банковского холдинга: для целей составления, представления и опубликования консолидированной отчетности о деятельности банковского холдинга в состав указанной консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) и (или) кредитные организации, входящие в состав банковского холдинга, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.
Закон предусматривает возможность представления в Банк России и публикации следующих видов отчетности кредитными организациями:
1) на индивидуальной основе (ч.2 ст.43, ст.8), а при наличии "дочерних" некредитных организаций - на индивидуальной основе с включением показателей "дочерних" некредитных организаций (ч.1 и 2 ст.43);
2) в качестве головной организации банковской группы с включением отчетности как кредитных организаций, входящих в банковскую группу (с включением в состав этой отчетности показателей "дочерних" некредитных организаций), так и некредитных организаций;
3) если кредитная организация входит в банковский холдинг, то данные ее отчетности публикуются в составе консолидированной отчетности банковского холдинга (головной организацией банковского холдинга). Вся публикуемая отчетность должна быть в обязательном порядке проверена аудиторскими организациями, которые в соответствии со ст.42 Закона о банках имеют на это право.
В статье 8 Закона о банках - в отличие от ч.2 ст.43 того же акта, где установлена необходимость опубликования кредитной организацией своего годового отчета в открытой печати (т.е. в зарегистрированных в установленном порядке печатных средствах массовой информации), - в отношении публикации консолидированного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках такой оговорки не сделано, что, с нашей точки зрения, позволяет использовать для публикации электронные СМИ. Вместе с тем окончательно порядок публикации, в том числе в части определения режима такой публикации, должен быть определен нормативными актами Банка России.
В состав консолидированной отчетности, которая составляется и представляется в Банк России, в отличие от публикуемой отчетности в соответствии с ч.3 ст.43 Закона о банках, должен быть также включен расчет рисков на консолидированной основе.
Вместе с тем еще раз подчеркнем, что Закон о банках предоставляет Банку России право определить порядок и сроки публикации годовой консолидированной отчетности, а также консолидированной отчетности, которая будет представляться в Банк России. И Банку России в ближайшее время необходимо завершить доработку существующих и издать новые нормативные акты, касающиеся вопросов консолидированной отчетности.
5. Заключение
Принятые поправки, кроме вопросов, связанных с лицензированием банковской деятельности (предварительный надзор) и текущим надзором, внесли ряд весьма существенных изменений в систему работы с так называемыми проблемными банками, а также в процедуры отзыва лицензии на осуществление банковских операций и последующей ликвидации кредитных организаций. Но это - тема для отдельного исследования.
Очевидно, что совершенствование банковского законодательства принятием рассмотренных изменений и дополнений не ограничится. Необходимо принять закон о гарантировании вкладов, нужны поправки, обеспечивающие усиление государственного контроля над процессами ликвидации банков, и законы, которые позволили бы повысить эффективность ряда банковских операций.
А.Г. Гузнов,
кандидат юрид. наук, заместитель директора
Юридического департамента Банка России
"Законодательство", N 1, январь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Автор продолжает исследование, начатое в предыдущей публикации (см. Гузнов А.Г. Новые очертания российского банковского законодательства // Законодательство. 2001. N 11). Настоящий материал не может рассматриваться как выражение официальной позиции Банка России.
*(2) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г.).
*(3) Core Principles for Effective Banking Supervision // Compendium of documents produced by the Basle Committee on Banking Supervision - BIS. Basle, Switzerland.
*(4) Международные стандарты финансовой отчетности подготовлены Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee) в целях гармонизации финансовой отчетности организаций во всем мире, а в конечном итоге - чтобы облегчить движение капитала из одной страны в другую (текст на русск. яз. см.: Международные стандарты финансовой отчетности 1999 г. М., 1999).
*(5) Там же. С. 675.
*(6) Утверждены приказом Банка России от 18 июня 1997 г. N 02-263 (Вестн. Банка России. 1997. N 49).
*(7) Напр., в 2000 г. издано указание Банка России от 2 февраля 2000 г. N 914-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций за 2000 год" (Вестн. Банка России. 2000. N 11).
*(8) Симановский А.Ю. Достаточность банковского капитала: новые подходы и перспективы их реализации // Деньги и кредит. 2000. N 6.
*(9) См.: Международная конвергенция оценки капитала и стандарты капитала. Базель, 1988. Базельский комитет банковского регулирования и надзора (неофициальный перевод на русский язык).
*(10) В соответствии с п.2.2 Инструкции Банка России от 1 октября 1997 г. "О порядке регулирования деятельности банков" в редакции указания Банка России от 27 мая 1999 г. N 567-У (Вестн. Банка России. 1997. N 66; 1999. N 33) "норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) определяется как отношение собственных средств (капитала) банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам 2 - 4-й групп риска. В расчет норматива включается величина кредитного риска по инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, величина кредитного риска по срочным сделкам, а также величина рыночного риска".
*(11) Вестн. Банка России. 1998. N 38. С 1 января 2002 г. Вступает в силу Положение Банка России "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций" от 26 ноября 2001 г. N 159-П.
*(12) Инструкция Банка России от 30 июня 1997 г. N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (Вестн. Банка России. 1997. N 91, 92); Письмо Банка России от 8 декабря 1994 г. N 127 "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг"; Положение Банка России от 12 апреля 2001 г. N 137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (Там же. 2001. N 25).
*(13) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 26 апреля 1995 г.) (с изм. и доп. от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г., 19 июня, 6 августа 2001 г.).
*(14) Проблема оценки капитала являлась предметом множества исследований. Из классических можно назвать труд К. Маркса "Капитал", из последних - работу Е.А. Кошелевой (Кошелева Е.А. Методы определения капитала банка: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2001).
*(15) См.: Инструкция Банка России от 1 октября 1997 г. N 1.
*(16) Core Principles for Effective Banking Supervision.
*(17) Уже после окончания подготовки этого материала был принят и позднее вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в силу которого понятие банковского аудита или аудита кредитных организаций исчезло. Ситуация оказалась немного комичной: один и тот же инициатор законопроекта (Правительство) практически одновременно настояло на ужесточении и либерализации требований по банковскому аудиту. В силу закона об аудите Банку России пришлось прекратить полномочия по лицензированию банковского аудита. Судьба анализируемых поправок в Закон о банках не ясна.
*(18) "Теперь законодательно установлен статус банковского холдинга и банковской группы, введены в юридический оборот соответствующие понятия. Центральному банку осталось выпустить вышеупомянутый подзаконный акт, и появится первая предпосылка для возрождения банковской системы в России" (курсив мой. - А.Г.) (Степанов А. Изменения внесены в закон "О банках и банковской деятельности" // Известия. 2001. 27 июля).
*(19) Положения от 12 мая 1998 г. N 29-П "О консолидированной отчетности кредитных организаций" (далее - Положение N 29-П), от 30 июля 1998 г. N 47-П "О порядке использования отчетных данных кредитных организаций при составлении консолидированной отчетности" и от 5 августа 1999 г. N 85-П "О порядке использования отчетных данных участников группы - некредитных организаций при составлении кредитными организациями консолидированной отчетности" // Вестн. Банка России. 1998. N 33, 58; 1999. N 51, 52.
*(20) Фактически Положение N 29-П опиралось на ряд дополнительных критериев.
*(21) Согласно его ст.3, "финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг. Положения настоящего Федерального закона в отношении финансовой организации распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг" (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174).
*(22) В соответствии со ст.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами (Там же. 1996. N 17. Ст. 1918).
*(23) См.: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ. 1995. N 8. ст.609); ст.26 Закона о банках и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кредитные организации становятся более прозрачными
Автор
А.Г. Гузнов - кандидат юрид. наук, заместитель директора Юридического департамента Банка России
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 2002, N 1