Интервью с С.И. Истоминым, начальником Правового управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации
- Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, как идет работа над проектом новой редакции Таможенного кодекса РФ.
- В ноябре 1999 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят в первом чтении проект новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации. В течение последующих двух лет продолжалась активная работа над его текстом.
После того как с положениями данного документа ознакомились все заинтересованные органы государственной власти и особенно представители деловых кругов, разработчики получили множество предложений, направленных на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих в сфере внешней торговли. И эта работа продолжается, в настоящее время законопроект обсуждается в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, где в ходе согласований предлагаются те или иные изменения и дополнения.
Необходимо отметить, что законопроект в его сегодняшнем виде существенно отличается от того варианта, который был представлен в Государственную Думу для рассмотрения в первом чтении.
- Учитывается ли авторами законопроекта намерение Российской Федерации вступить в ВТО?
- Да, несомненно. В течение нескольких последних лет идут переговоры о присоединении нашей страны ко Всемирной торговой организации, но более интенсивными они стали лишь с 1999 г., когда было окончательно решено, что Россия заинтересована в том, чтобы стать членом ВТО.
В это же время в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которая регулирует международную торговлю, внесен ряд новых положений, и их необходимо принимать во внимание при разработке российского законодательства.
Указанные обстоятельства обусловили внесение в законопроект существенных изменений и дополнений, которые значительно скорректировали его структуру и содержание.
- Изменится ли компетенция Государственного таможенного комитета после вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса РФ?
- Определение компетенции Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ (в терминологии законопроекта - федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела) относится к наиболее сложным проблемам, возникшим при работе над Кодексом. В частности, обсуждается круг полномочий ГТК РФ в области оперативно-розыскной деятельности, валютного контроля и др. Некоторые вопросы, отнесенные в настоящее время к компетенции ГТК РФ, будут переданы в ведение Правительства РФ. Это, в частности, касается установления пунктов пропуска на таможенную территорию страны отдельных категорий товаров.
За ГТК РФ сохраняется право определять, в каких таможенных органах осуществляется декларирование конкретных категорий товаров. Однако в проекте содержится положение, направленное на защиту интересов участников внешнеэкономической деятельности: согласно ему, данное право используется ГТК РФ только в том случае, когда это необходимо для обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства с учетом интересов торговых и транспортных организаций.
Разграничивается компетенция в определении порядка уведомления таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию России. При перевозке товаров воздушным, морским (речным), автомобильным и железнодорожным транспортом соответствующие правила будет устанавливать ГТК РФ, согласовав их с федеральными органами исполнительной власти в области транспорта. В настоящее время такой порядок определяют таможенные органы.
Изменяется также компетенция сотрудников таможенных органов. Внесенные в проект дополнения существенно расширили круг субъектов, финансово-хозяйственная деятельность которых может быть подвергнута проверке таможенными органами. В этот перечень вошли: лица, перемещающие товары; декларанты; таможенные брокеры; владельцы складов; иные лица, имеющие прямое или косвенное отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу; лица, приобретшие товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности сотрудники таможенных органов наделяются целым рядом прав, включая право изымать товары либо налагать на них арест, производить изъятие документов.
Изменения, нашедшие отражение в проекте Кодекса, предоставляют таможенным органам дополнительные полномочия при обнаружении товаров, ввезенных на таможенную территорию России с нарушением установленного порядка, незаконное перемещение которых повлекло неуплату таможенных платежей или несоблюдение нетарифных мер регулирования. Такие товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение, либо на них налагается арест. Лица, приобретшие упомянутые товары на таможенной территории России, вправе уплатить за них таможенные платежи (данное правило не распространяется на товары, ввоз которых в нашу страну запрещен). При отказе лиц, приобретших рассматриваемые товары, от уплаты таможенных платежей за такие товары последние обращаются в федеральную собственность на основании решения суда, арбитражного суда по иску таможенного органа.
- Каковы наиболее важные положения проекта, касающиеся декларирования товаров?
- Согласно новой редакции Кодекса, в качестве декларантов могут выступать не только российские, но и иностранные лица. Такая возможность предусматривается при перемещении товаров: физическими лицами не для коммерческих целей; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также выпуска для свободного обращения товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита.
Важные дополнения внесены в положения, регулирующие принятие таможенной декларации. Факт подачи декларации фиксируется в день ее получения таможенным органом. По запросу декларанта таможенный орган выдает письменное подтверждение о подаче декларации. Таможенный орган не вправе отказать в приеме декларации, кроме следующих случаев: названный документ подается лицом, не являющимся декларантом или таможенным брокером; в декларации не указаны требуемые сведения; декларация не подписана или не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; в отношении декларируемых товаров не уплачены платежи либо не выполнены другие действия, которые должны совершаться одновременно с подачей декларации или ранее. О причинах отказа в принятии декларации таможенный орган обязан уведомить лицо, подавшее декларацию, не позднее следующего дня после ее подачи. По желанию декларанта такое объяснение представляется в письменном виде.
Предлагается предоставить декларанту право отозвать декларацию до выпуска товаров для заявления другого таможенного режима. При отзыве декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв, однако отзыв не продлевает сроков уплаты таможенных пошлин, налогов.
Правила выпуска товаров также дополнены рядом новых положений. В частности, таможенные органы должны производить выпуск товаров в как можно более короткие сроки, но не позднее следующего дня после окончания проверки товаров либо принятия решения об отказе от осуществления такой проверки. При обнаружении признаков административного правонарушения выпуск товаров может быть осуществлен по решению начальника таможенного органа, возбудившего дело или составившего протокол об административном правонарушении, до завершения производства по делу или его рассмотрения, при условиях, что товары, являющиеся объектом нарушения, не подлежат конфискации и не могут быть в дальнейшем истребованы в качестве вещественных доказательств, и что обеспечена уплата таможенных пошлин, налогов, которые могут быть начислены по результатам рассмотрения дела, а также штрафов либо иных мер взыскания по делу.
Дополнения, внесенные в проект, позволят сократить сроки осуществления проверки документов и товаров. При декларировании товаров проверка таможенной декларации и других документов, представляемых одновременно с ней, должна быть завершена в срок не более трех дней с момента принятия декларации. Проверка товаров также должна быть проведена в течение трех дней с момента их представления таможенному органу.
- Фактически все товары, перемещаемые через таможенную границу России, проходят процедуру временного хранения. Останутся ли в проекте основные положения действующего таможенного законодательства, касающиеся упомянутого института?
- Как раз этот институт претерпел значительные изменения. В проекте Таможенного кодекса временное хранение определяется как таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения к товарам нетарифных мер регулирования до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо помещения под иную таможенную процедуру. Предлагается продлить срок нахождения товаров на складе временного хранения до двух месяцев.
В проекте содержится важное положение, в соответствии с которым товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
В соответствии с проектом будет значительно снижен размер сбора за выдачу лицензии на учреждение склада временного хранения, который должен составить 10-кратный установленный законом минимальный размер оплаты труда. По действующему законодательству сбор составляет 800-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. Следует отметить, что предлагается уменьшить сбор за выдачу всех лицензий, выдаваемых таможенными органами.
Предусматриваются особенности временного хранения товаров, в частности, перевозимых железнодорожным транспортом. Допускается временное хранение товаров непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях в местах, не являющихся складами временного хранения. Временное хранение может осуществляться на складе получателя товаров без наличия лицензии на учреждение склада временного хранения, когда это не противоречит законодательству.
- Изменится ли порядок уплаты таможенных платежей?
- Положения, относящиеся к регулированию уплаты таможенных платежей, по существу, полностью переработаны с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации.
В проекте предлагается разграничить предметы регулирования Налогового и Таможенного кодексов. Так, законодательством о налогах и сборах устанавливаются: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы; объект обложения; порядок исчисления указанных платежей; порядок и сроки их уплаты. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию и вывозимых с этой территории, также отнесены к ведению Налогового кодекса. В то же время некоторые особенности определения таможенной стоимости при применении и изменении отдельных таможенных режимов рассматриваются в соответствующем разделе проекта Таможенного кодекса.
Все вопросы, связанные с уплатой таможенных сборов (т.е. их установление, порядок и сроки уплаты), предлагается регулировать Таможенным кодексом. К таможенным сборам отнесены сборы за таможенное оформление и таможенное сопровождение. Определение размера сборов за таможенное оформление товаров и транспортных средств отнесено к компетенции Правительства РФ, однако величина сбора не может превышать приблизительную стоимость затрат таможенных органов на совершение таких операций.
Взыскание неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, возврат излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных платежей, предоставление отсрочки и рассрочки их уплаты отнесены к кругу вопросов, регулируемых Таможенным кодексом.
Существенные дополнения внесены в положения проекта, касающиеся способов обеспечения уплаты таможенных платежей, что связано с некоторыми особенностями применения норм Гражданского кодекса РФ. Например, речь идет о применении залога товаров и иного имущества. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требований таможенного органа за счет таких товаров производится без обращения в суд.
Обозначены новые подходы к вопросам взыскания таможенных платежей, в частности, пени. Так, при выставлении требования об уплате таможенных платежей поручителю или гаранту пеня начисляется не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией. В случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на временном хранении за период такого хранения пеня не начисляется и уплате не подлежит.
В случае неуплаты или неполной уплаты платежей в установленные сроки таможенные органы взыскивают платежи с юридических лиц в принудительном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или иного имущества, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание с физических лиц производится лишь в судебном порядке.
- Сергей Иванович, благодарим Вас за интересный и содержательный рассказ о предполагаемых изменениях таможенного законодательства.
"Законодательство", N 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с С.И. Истоминым, начальником Правового управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Автор
Сергей Иванович Истомин родился 1 июля 1949 г.
В 1972 г. закончил Свердловский юридический институт.
С 1998 г. - заместитель Правового управления ГТК.
С ноября 1999 г. - руководитель Правового управления ГТК.
Женат, имеет сына.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2002, N 1