Новое в уголовно-исполнительном законодательстве
Как показала жизнь, при принятии Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) (1996 г.) и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) (1997 г.) российский законодатель исходил из неверного прогноза относительно социально-экономического развития нашего государства, а также уровня, структуры и динамики преступности в стране. Это привело к появлению в указанных кодексах некоторых нереалистичных положений. Так, в ст.4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" было определено, что положения УК РФ о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу УИК РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Заметим, что в Федеральном законе от 13 июня 1996 г. не упоминалось новое для УК РФ наказание в виде ограничения свободы, для исполнения которого требуется создать исправительные центры*(1).
В связи с экономическими трудностями введение в действие перечисленных наказаний остается невозможным: для их исполнения придется основать не менее 140 арестных домов и 600 исправительных центров, на что необходимо затратить около 16 млрд.руб. Такую сумму государство выделить не в состоянии.
Массовая безработица, царящая в стране, не позволяет применять наказания в виде обязательных работ. К тому же исполнение обязательных работ должны организовывать уголовно-исполнительные инспекции, которые и так перегружены делами. Они занимаются исполнением наказаний в виде исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осуществляют персональный контроль за лицами, условно осужденными в течение испытательного срока (ст.187 и др. УИК РФ), а также за женщинами, беременными или имеющим малолетних детей в возрасте до 14 лет, которым вследствие этого предоставлена отсрочка отбывания наказания (ст.177, 178 УИК РФ).
В России насчитывается менее 2000 уголовно-исполнительных инспекций, а районов - 2485, поэтому 337 инспекций являются межрайонными. В каждой из них работают по 2 - 3 сотрудника, а на учете в среднем состоят по 600 - 650 осужденных. Через эту систему проходят до 1,5 млн. осужденных в год. По существующим нормативам персонал инспекции составляет 0,6% от числа прикрепленных к ним осужденных. В таких условиях уголовно-исполнительные инспекции лишены возможности руководить исполнением обязательных работ.
Отметим, что УИК РФ был создан на базе ИТК РСФСР*(2), некоторые положения которого вошли в УИК РФ без достаточных к тому оснований. Кроме того, практика деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, и наука уголовно-исполнительного права требовали внесения некоторых изменений и дополнений в УК РФ, УИК РФ и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РСФСР.
Настоящая статья посвящена анализу изменений УИК РФ.
По инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в мае 1999 г. был разработан проект закона о внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы. При создании документа были учтены предложения и замечания Президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры и ряда министерств, заинтересованных во внесении изменений в УК РФ, УИК РФ и УПК РСФСР.
Данный акт успешно прошел третью процедуру голосования в Государственной Думе, но при рассмотрении в Совете Федерации был отклонен. Однако вскоре Согласительная комиссия Совета Федерации и Государственной Думы сняла возникшие разногласия. В феврале 2001 г. Государственная Дума единогласно приняла проект, представленный Согласительной комиссией. Совет Федерации его одобрил. Закон был подписан Президентом РФ 9 марта 2001 г.
Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 9 марта 2001 г.) направлен на либерализацию, гуманизацию УК РФ и УИК РФ, на смягчение режима исполнения наказания для лиц, осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести или проявивших законопослушание в местах лишения свободы.
Вместе с тем, исходя из избыточного количества осужденных в некоторых видах мест лишения свободы и с учетом трудностей финансирования их деятельности государством, он внес некоторые коррективы в исполнение наказания в виде лишения свободы.
Законом от 9 марта 2001 г. внесены значительные изменения и дополнения в ст.16 УИК РФ, в которой приведен перечень учреждений и органов, исполняющих наказания. Вместо 8 в ней теперь 14 частей. По непонятным причинам в этой статье в прошлом не упоминались органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы.
В части 9 ст.16 УИК РФ определено, что наказание*(3) в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима, либо тюрьмой, а в отношении лиц, впервые осужденных к лишению свободы и оставленных с их согласия в СИЗО для их хозяйственного обследования, - в тюрьме (но на условиях режима, предусмотренного для исправительных колоний общего режима).
Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительными колониями особого режима.
По состоянию на начало 2001 г. среди лиц, осужденных к лишению свободы, 90 тыс. поражены туберкулезом, 7,6 тыс. - ВИЧ-инфицированы. В течение нескольких лет наблюдается стабильный рост общего числа осужденных-наркоманов. К 1 июня 2000 г. в учреждениях уголовно- исполнительной системы содержалось 54 тыс. наркоманов, из них 29 тыс. нуждались в принудительном лечении. Для этих целей в уголовно-исполнительной системе функционируют 9 специализированных лечебно-исправительных учреждений на 10 тыс. мест. Создаются еще 20 таких учреждений для лечения осужденных от наркомании.
В соответствии с Законом от 9 марта 2001 г. в уголовно-исполнительной системе (ч.2 ст.101 УИК РФ) для медицинского обследования осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебно-исправительные учреждения. В уголовно-исполнительной системе функционируют 119 больниц, 189 медицинских частей и медицинских пунктов. Для лечения осужденных, больных туберкулезом, созданы 33 специализированных лечебно-профилактических учреждения и 53 лечебно-исправительные колонии.
Напомним, что принудительные меры медицинского характера назначаются судом, а обязательные меры медицинского характера - специальными медицинскими комиссиями. Уклонение от применения этих мер является злостным нарушением режима (ч.1 ст.116 УИК)*(4).
Необходимо подчеркнуть, что осужденные, находящиеся в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, отбывают там наказание (ч.8 ст.74 УИК РФ).
В статье 16 УИК РФ перечень наказаний воспроизводит систему наказаний, приведенную в ст.44 УК РФ. Но ее в УК РФ открывает штраф, а регламентация исполнения наказаний в Особенной части УИК РФ начинается с наказания в виде обязательных работ (ст.25).
В отличие от системы наказаний, определенной ст.44 УК РФ, в ст.16 УИК РФ наказания, назначаемые военнослужащим (содержание в дисциплинарной воинской части, аресты и ограничение по военной службе), включены в ч.12 ст.16 УИК РФ и расположены после лишения свободы. При этом обоснованно учтена специфика субъекта исполнения наказания - военнослужащего.
Согласно ч.14 ст.16 УИК РФ, учреждениями, входящими в уголовно-исполнительную систему являются: уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры и места лишения свободы (колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима (различные для лиц, отбывающих срочное и пожизненное лишение свободы) и тюрьмы). В рассматриваемой статье указано, что наказания в виде штрафа и конфискации имущества исполняются судом. Это неверно. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества возлагается на судебных приставов-исполнителей, функционирующих в составе отделов юстиции Минюста России.
Законом от 9 марта 2001 г. изменена ст.58 УК РФ, устанавливающая правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения*(5) - вида места лишения свободы. В предшествующей редакции этой статьи предусматривался один вид колоний-поселений, в которые направлялись лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за совершенные по неосторожности преступления. Заметим, что в ст.78 и 128 УИК РФ предусмотрены колонии-поселения, в которые направляются положительно себя зарекомендовавшие осужденные из колоний общего и строгого режимов. Этот вид колоний-поселений в ст.58 УК РФ не упоминается. Таким образом, налицо противоречие между УК РФ и УИК РФ.
При этом необходимо исходить из того, что уголовное право является фундаментальной отраслью права, а уголовно-исполнительное - производной. Законом от 9 марта 2001 г. в ст.58 УК РФ внесено изменение: лишение свободы может отбываться в колонии-поселении и лицами, впервые осужденными к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести (на любой срок). Как подчеркнуто в п."а" ст.58 УК РФ, суд с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.
Итак, в настоящее время функционируют три вида колоний-поселений, в которых раздельно содержатся: а) лица, осужденные за неосторожные преступления;
б) лица, впервые осужденные за умышленно совершенные преступления небольшой и средней тяжести; в) лица, переведенные в эти колонии за примерное поведение. Режимные правила колоний-поселений одинаковы.
В пункте "а" ч.1 ст.129 УИК РФ определено, что осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии; в часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения на территории колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения осужденные могут передвигаться вне территории колонии без надзора. Осужденным может быть разрешено проживание со своими семьями не только на территории колонии-поселения, но и вне ее. Они могут иметь при себе деньги, пользоваться обычной одеждой и т.д. Как видим, в колониях-поселениях отсутствуют обязательные основные признаки мест лишения свободы, определенные ст.82 УИК РФ: охрана и изоляция осужденных. Таким образом, отнесение УК РФ колоний-поселений к видам мест лишения свободы представляется необоснованным. Осуществляемый здесь вид наказания во многом схож с ограничением свободы (лица, отбывающие ограничение свободы, должны проживать, как правило, в общежитиях; осужденные, имеющие семью, могут получить разрешение на проживание вне исправительного центра и т.д. (ст.50 УИК РФ)).
Необходимо отметить, что режимные правила отбывания наказания в колониях-поселениях, установленные в прошлом в ИТК РСФСР, были почти аналогичны ныне действующим согласно УИК РФ.
Вероятно, следует рассмотреть проблему "воссоединения" ограничения свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях. Полагаем, это приведет и к некоторому снижению уровня применения лишения свободы.
Вместе с тем следует отметить, что качество деятельности колоний-поселений вызывает серьезную озабоченность.
В 2000 г. в колониях-поселениях отбывало наказание 27,5 тыс. осужденных*(6), что составляет всего 3,4% от общего числа осужденных к лишению свободы, однако в этих учреждениях было совершено 33% преступлений от общего числа совершенных в местах лишения свободы, в том числе 33% от общего числа побегов.
В колониях-поселениях осужденные находятся на собственном иждивении, но проблема привлечения их к труду поставлена из рук вон плохо. Без ее решения невозможно наладить успешную работу этих учреждений.
С увеличением числа категорий лиц, направляемых в колонии-поселения, значительно сузится круг осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях общего режима. Это важно, ибо по прогнозам без рассматриваемого нововведения к концу 2001 г. в этих колониях будет примерно 80 тыс. "сверхнормативных" осужденных*(7).
В первоначальной редакции ч.6 ст.88 УК РФ предусматривалось отбывание лишения свободы несовершеннолетними лицами мужского пола, впервые осужденными к этому наказанию в воспитательных колониях общего режима, а ранее отбывавшими лишение свободы в воспитательных колониях усиленного режима. Такой же порядок назначения различных видов воспитательных колоний для отбывания наказания в форме лишения свободы несовершеннолетними лицами мужского пола устанавливался в прошлом и в п.6 ст.24 УК РСФСР 1960 г.
Законом РФ от 9 марта 2001 г. воспитательные колонии усиленного режима были упразднены. Следовательно, теперь все несовершеннолетние мужского пола, отбывали ли они лишение свободы в прошлом или же направляются в места лишения свободы впервые, отбывают это наказание в единых воспитательных колониях.
Несовершеннолетние женского пола отбывали и ныне отбывают наказание только в единых воспитательных колониях.
Представляется, что установление различных видов режима воспитательных колоний для рассматриваемых категорий несовершеннолетних мужского пола было обоснованно. Повторное осуждение несовершеннолетнего к лишению свободы свидетельствует о неудаче предшествовавшего отбывания этого наказания, что предполагало усиление режимных правил отбывания ими лишения свободы. Однако УИК РФ не предусматривал деления воспитательных колоний на два вида, а предлагал единые режимные правила для воспитательных колоний как общего, так и усиленного режима. Упразднение Законом от 9 марта 2001 г. деления воспитательных колоний по видам режима представляется спорным. Многолетняя практика, сложившаяся в период существования СССР, показала обоснованность дифференцированного подхода к различным по общественной опасности категориям несовершеннолетних осужденных.
Однако в известной мере это обстоятельство уравновешивается тем, что несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы впервые, начинают отбывать это наказание в обычных условиях, а отбывающие его повторно - в строгих. Вероятно, такое решение рассматриваемой проблемы было избрано именно вследствие его упрощенности по сравнению со сложной регламентацией более строгих режимных правил отбывания наказания несовершеннолетними рецидивистами.
В соответствии со ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Это правило обоснованно, так как перемещение осужденных из одного региона в другой экономически обременительно для государства. В 2000 г. перевозками осужденных и лиц, заключенных под стражу, занимались 16,4 тыс. человек. За 1999 г. было перевезено 21,14 тыс. осужденных и лиц, заключенных под стражу, а в 1998 г. - на 10% больше*(8).
Кроме того, перемещения осужденных из одного места лишения свободы в другое затрудняет их контакты с близкими, осложняет проблему бытового и трудового устройства освобожденных из мест лишения свободы и т.д.
Однако порой это неизбежно, так как не во всех субъектах федерации имеется полный набор всех видов мест лишения свободы. По состоянию на январь 2000 г. в России было, в частности, 13 тюрем, 64 воспитательные колонии (из них только 3 для несовершеннолетних женского пола), 33 исправительные колонии для женщин (из них 3 - строгого режима). Только в 10 исправительных колониях для женщин имеются дома ребенка. Отметим также неравномерное распределение осужденных по регионам и периодическое "перенаселение" отдельных видов мест лишения свободы. По прогнозам, к концу 2001 г. в местах лишения свободы будут отбывать наказание 700 тыс. осужденных. Причем, например, в колонии особого режима, вероятно, поступят около 10 тыс. человек сверх лимита.
В ряде регионов страны периодически возникает дефицит каких-либо видов мест лишения свободы. В целях его устранения в ч.2 ст.74 УИК РФ внесено изменение, согласно которому в одной колонии могут образовываться изолированные участки с различными видами режима*(9). Так, в колонии общего режима возможно создание изолированного участка для содержания заключенных, которые должны отбывать наказание в колониях строгого режима, и наоборот. Однако совершенно очевидно, что не удастся организовать комбинированные колонии для содержания несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин.
Для управления колонией с упомянутыми изолированными участками необходимо привлечь дополнительные кадры.
УИК РФ устанавливает безналичный порядок приобретения лицами, отбывающими лишение свободы, продуктов питания и предметов первой необходимости. Согласно этой норме деньги, находящиеся в распоряжении осужденных, делятся на две части. Использование первой части никак не ограничивается, а второй - строго лимитировано. К первой части относятся деньги, заработанные осужденным в процессе отбывания наказания, пенсии и социальные пособия, ко второй - иные средства.
Максимальный размер использования иных средств в зависимости от вида места лишения свободы установлен в ст.121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ. В силу Закона от 9 марта 2001 г. суммы, которые осужденный имеет право ежемесячно тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, значительно увеличились.
Так, в колонии общего режима до введения анализируемых изменений УИК РФ осужденный, находившийся в обычных условиях содержания, имел право приобретать по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, составляющую до 50% минимальной заработной платы, в облегченных условиях - до одной минимальной заработной платы. В настоящее время эти суммы увеличены: первая - до трех минимальных заработных плат, вторая теперь не имеет ограничения.
Лица, отбывавшие наказание в колониях особого режима, согласно прежним правилам, могли ежемесячно тратить на покупки сумму, составляющую до 30% от минимальной заработной платы, а находившиеся в облегченных условиях - до 60% минимальной заработной платы. Теперь эти суммы возросли соответственно до одной и двух минимальных заработных плат.
Лица, отбывающие наказание в строгих условиях содержания в исправительных колониях, могут пользоваться только заработанными деньгами.
Без каких-либо ограничений расходуют деньги беременные женщины и женщины, имеющие детей в доме ребенка колонии в возрасте до трех лет (до введения изменений в УИК РФ они могли тратить суммы, составляющие до 1,5 минимальных заработных плат), инвалиды I и II групп (ранее - до одной минимальной заработной платы).
Рассматриваемые новшества вызваны стремлением к дальнейшей либерализации исполнения наказания в форме лишения свободы. В какой-то мере они будут способствовать и решению проблемы обеспечения осужденных продуктами питания. В 2000 г. государство имело возможность выделять на питание осужденных не 18 руб. в сутки, как это было положено, а только 10 руб.
Об уровне гуманизма по отношению к лицам, лишенным свободы, в известной мере можно судить по режимным правилам, определяющим порядок получения ими посылок, передач и бандеролей. Так, в соответствии со ст.28 ИТК РСФСР у осужденных, отбывавших лишение свободы в исправительно-трудовых колониях, право на получение посылок и передач возникало лишь по отбытии ими не менее половины срока наказания. Вес посылок и передач не мог превышать 5 кг. В исправительно-трудовых колониях общего режима в течение года можно было получать три посылки или передачи (ст.62 ИТК РСФСР); в исправительно-трудовых колониях усиленного режима - две (ст.63 ИТК РСФСР); в исправительно-трудовых колониях строгого режима - одну (ст.63 ИТК РСФСР). Получение посылок или передач в тюрьмах не разрешалось.
В соответствии с УИК РФ число передаваемых осужденным посылок и передач значительно увеличилось, а их вес возрос до веса почтовой посылки. Так, осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях общего режима в облегченных условиях, в течение года могут получить 12 посылок или передач; в обычных условиях - шесть; а в строгих условиях - три (ст.121 УИК РФ).
Даже в тюрьме содержащийся на общем режиме осужденный может получить в течение года две посылки или передачи, а на строгом режиме - одну посылку или передачу.
В воспитательных колониях несовершеннолетние, отбывающие наказание в льготных условиях, могут получать посылки и передачи без каких-либо ограничений; в облегченных условиях - 12 в течение года; в обычных условиях - восемь; в строгих - четыре (ст.133 УИК РФ).
В соответствии со ст.90 УИК РФ (в первоначальной редакции) больные осужденные, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей в доме ребенка колонии, имели право на получение дополнительных посылок и передач в количестве и ассортименте, определенными в соответствии с медицинскими заключениями. Законом от 9 марта 2001 г. рассматриваемое предписание изменено. Отныне в отношении осужденных к лишению свободы женщин и лиц, содержащихся в воспитательных колониях, все ограничения количества получаемых посылок и передач отменены.
Перечень злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания (режима) осужденными к лишению свободы, приведенный в ч.1 ст.116 УИК РФ, является исчерпывающим. Первоначальная редакция этого перечня оказалась неудачной: в ней не учитывались некоторые злостные нарушения режима отбывания лишения свободы, например, употребление осужденным спиртных напитков и психотропных веществ, уклонение от применения принудительных мер медицинского характера или обязательного лечения и др.
Отныне, согласно новому перечню, злостными нарушениями режима являются:
а) употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ, мелкое хулиганство;
б) угроза представителям администрации, неповиновение им, их оскорбление при выполнении ими служебных полномочий, если это не подпадает под признаки состава преступления;
в) изготовление, хранение или передача запрещенных к употреблению предметов;
г) уклонение от применения принудительных мер медицинского характера или обязательного лечения;
д) организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;
е) мужеложство и лесбиянство;
ж) организация группировок осужденных, направленная на совершение перечисленных нарушений режима, а равно активное участие в них;
з) отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Рассматриваемый перечень следовало бы дополнить хотя бы следующими, весьма опасными нарушениями режима: азартные игры, принудительное нанесение другим осужденным позорящих татуировок, приготовление к неквалифицированному побегу, членовредительство, симуляция болезни.
По сложившимся среди осужденных традициям проигрыш в карты должен быть оплачен во что бы то ни стало. Неплательщик проигрыша может быть "опущен", в результате чего он превращается в лицо всеми презираемое, вынужденное заниматься самыми грязными и тяжелыми работами (мыть уборные и т.д.). Кстати, насильственное нанесение татуировок нередко имеет целью пожизненно отразить принадлежность лица к этой категории изгоев. Встречаются и факты нанесения вопреки желанию осужденного татуировок в виде нецензурных слов и выражений.
Как известно, приготовление к совершению преступлений небольшой и средней тяжести не влечет уголовную ответственность (ч.2 ст.30 УК РФ). В соответствии с ч.1 ст.313 УК РФ побег из места лишения свободы относится к преступлениям средней тяжести и поэтому приготовление к нему не является преступлением. Следовательно, подобные действия являются простым нарушением режима, ибо они не включены в перечень злостных его нарушений.
Членовредительство и симуляция болезни могут иметь различные цели. Например, заражение туберкулезом порой совершается в надежде на досрочное освобождение от отбывания наказания по болезни (ст.81 УК РФ) или с расчетом обеспечить себе на длительный срок больничные условия и тем самым облегчить карательное содержание наказания и т.д.
Отметим, что в § 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено: если осужденные переводятся в лечебно-профилактические учреждения из штрафных и дисциплинарных изоляторов, либо помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, одиночных камер колоний особого режима, либо со строгого режима в тюрьмах в связи с членовредительством или симуляцией болезни, то время их нахождения в лечебно-профилактических учреждениях в срок отбывания меры взыскания не засчитывается. Тем самым подчеркивается опасность, злостность нарушения режима отбывания наказания в виде членовредительства или симуляции болезни.
В исправительных колониях общего режима и, как правило, в воспитательных колониях осужденные начинают отбывать наказание в общих условиях содержания.
По отбытии не менее шести месяцев срока наказания в общих условиях в исправительных колониях общего режима при отсутствии взысканий за нарушение режима и добросовестном отношении к труду осужденному могут быть предоставлены облегченные условия содержания.
В воспитательных колониях установлен трехмесячный минимальный срок нахождения в обычных условиях отбывания наказания, по отбытии которого возможен перевод осужденных на облегченные условия содержания*(10).
В Законе от 9 марта 2001 г.*(11) установлено, что при рассматриваемых переводах осужденных из обычных на облегченные условия содержания в минимально необходимый срок, по отбытии которого такие переводы возможны, засчитывается время нахождения осужденных в следственном изоляторе со дня заключения под стражу, если они не были признаны злостными нарушителями порядка нахождения (режима) в этом учреждении (ч.1 ст.120, ч.2 ст.132 УИК РФ).
В статьях 18, 25 Закона от 9 марта 2001 г. определено: если осужденный в период пребывания в СИЗО не признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то срок его нахождения в обычных условиях в колонии общего режима и воспитательной колонии исчисляется со дня заключения под стражу. Однако в данном предписании допущена ошибка: во время нахождения лица в СИЗО до вступления приговора в законную силу наказание отсутствует.
Такая льгота предусмотрена только для лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима и воспитательных колониях. Подобное нововведение призвано стимулировать законопослушание лиц, находящихся в СИЗО. К тому же оно смягчает карательное содержание наказания в процессе его отбывания рассматриваемыми категориями лиц в исправительных колониях общего режима и в воспитательных колониях.
Если в СИЗО находится лицо, в отношении которого приговор вступил в законную силу*(12), то оно уже начало отбывать наказание, и признание его злостным нарушителем режима осуществляется в соответствии с предписаниями ст.116 УИК РФ. На иных лиц, содержащихся под стражей, действие УИК РФ не распространяется.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон о содержании под стражей) нет понятия злостного нарушения режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Однако из анализа этого акта можно сделать вывод о том, что злостными нарушителями содержания в СИЗО являются достигшие совершеннолетия лица, которые водворяются в карцер, одиночную камеру, на гауптвахту на срок до 15 суток, и несовершеннолетние, помещаемые в карцер на срок до 7 суток (ст.38-40 Закона о содержании под стражей).
В статье 40 Закона о содержании под стражей определено, что водворение в одиночную камеру или карцер может быть назначено подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений за следующие действия:
а) притеснение и оскорбление других заключенных; нападение на сотрудников СИЗО или других лиц;
б) невыполнение законных требований администрации СИЗО и неоднократное нарушение правил изоляции;
в) хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, наркотических веществ;
г) хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
д) участие в азартных играх, мелкое хулиганство.
Приведенный список нарушений режима содержания арестованных в СИЗО почти полностью совпадает с перечнем злостных нарушений режима лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, приведенным в ст.116 УИК РФ. Во многом он схож и с перечнем злостных нарушений режима в местах лишения свободы, приводившимся в ст.64 ИТК РСФСР. Напомним, что в прошлом лицо, совершившее злостное нарушение режима, автоматически становилось злостным нарушителем режима вне зависимости от назначенного за это дисциплинарного взыскания.
Если лицо, находившееся в СИЗО, не признавалось злостным нарушителем режима содержания в нем в течение более продолжительного срока, чем это необходимо для рассматриваемого изменения условий содержания в исправительной колонии общего режима или воспитательной колонии, то оно сразу же после 15-дневного карантина направляется в облегченные условия содержания.
В соответствии с ч.3 ст.116 УИК РФ осужденный, совершивший какие-либо входящие в перечень злостные нарушения порядка отбывания наказания, может признаваться злостным нарушителем режима, если ему назначается взыскание в виде водворения в штрафной изолятор или более строгое взыскание, например, водворение в помещение камерного типа. Если же за совершение злостного нарушения режима назначено взыскание в виде выговора (устного или письменного) или дисциплинарного штрафа, то такой осужденный не может быть признан злостным нарушителем режима отбывания лишения свободы.
Вот некоторые данные о количестве злостных нарушителей режима содержания в СИЗО в разных возрастных группах*(13):
Возраст, лет |
14 - 15 |
16 - 17 |
18 - 19 |
20 - 24 |
25 - 29 |
30 - 39 |
40 - 49 |
50 - 54 |
55 - 59 |
60 и старше |
Количес- тво нарушаю- щих режим, % |
1,4 | 3,8 | 1,6 | 1,2 | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,8 | 0 | 0 |
Период содер- жания в СИЗО |
До 1 месяца |
от 1 до 2 месяцев |
от 2 до 3 месяцев |
от 3 до 6 месяцев |
от 6 месяцев до 1 года |
от 1 года до 1,5 лет |
свыше 1,5 лет |
Количе- ство наруша- ющих режим, % |
2,9 | 5,7 | 9,3 | 12,9 | 16,3 | 16,9 | 18,8 |
Из приведенных данных следует, что чаще всего злостные нарушения режима в СИЗО совершаются лицами в возрасте от 14 до 19 лет (6,8%). Среди них доминируют лица в возрасте 16 - 17 лет (3,8%).
Это свидетельствует о повышенной активности несовершеннолетних, которая порой принимает негативные формы, о том, что в восприятии этой категории лиц правонарушения нередко окутаны романтикой.
Необходимо отметить, что чем продолжительнее срок нахождения в СИЗО подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, тем вероятнее нарушение им режима. Проиллюстрируем это утверждение цифрами*(14):
Период содер- жания в СИЗО |
До 1 месяца |
от 1 до 2 месяцев |
от 2 до 3 месяцев |
от 3 до 6 месяцев |
от 6 месяцев до 1 года |
от 1 года до 1,5 лет |
свыше 1,5 лет |
Количе- ство наруша- ющих режим, % |
2,9 | 5,7 | 9,3 | 12,9 | 16,3 | 16,9 | 18,8 |
Возраст, лет |
14 - 15 |
16 - 17 |
18 - 19 |
20 - 24 |
25 - 29 |
30 - 39 |
40 - 49 |
50 - 54 |
55 - 59 |
60 и старше |
Количес- тво нарушаю- щих режим, % |
1,4 | 3,8 | 1,6 | 1,2 | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,8 | 0 | 0 |
Совершенно очевидно, что вследствие сокращения сроков содержания арестованных в СИЗО могло бы уменьшиться число лиц, злостно нарушающих режим этих учреждений. В результате стало бы значительно больше осужденных, которым в срок нахождения в обычных условиях в исправительных колониях общего режима и в воспитательных колониях, необходимый для их перевода в облегченные условия, будет зачтено время их нахождения в СИЗО. Это один из элементов смягчения карательного содержания лишения свободы.
Итак, если лицо не признавалось злостным нарушителем режима содержания СИЗО, то время его пребывания в данном учреждении засчитывается в срок содержания в обычных условиях в колониях общего режима и воспитательных колониях.
Лица, которые являлись злостными нарушителями режима СИЗО, согласно закону, также должны направляться в обычные условия содержания мест лишения свободы. Но этот вывод противоречит ч.3 ст.120 и ч.6 ст.132 УИК РФ, в которых определено, что осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях и признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (режима), переводятся в строгие условия отбывания наказания. Поэтому, по нашему мнению, лица, признанные злостными нарушителями режима во время их нахождения в СИЗО, должны начинать отбывание наказания в колониях общего режима и воспитательных колониях в строгих условиях содержания. Лишь в этом случае можно говорить о соответствии условий отбывания наказания рассматриваемой категорией осужденных их поведению в период нахождения в СИЗО.
Более того, представляется целесообразным поставить вопрос о направлении в строгие условия содержания лиц, осужденных к отбыванию наказания в колониях строгого и особого режима, для отбывающих срочное лишение свободы в случае признания их злостными нарушителями режима в СИЗО. Во всяком случае, как отмечалось ранее, такое решение актуально в отношении тех лиц, которые признаны злостными нарушителями режима во время нахождения в СИЗО после вступления приговора в законную силу.
В уголовно-исполнительном праве в соответствии с принципами дифференциации назначения и исполнения наказания различные группы осужденных отбывают лишение свободы: а) в разных видах мест лишения свободы (тюрьмах и колониях); б) на строгом и общем режиме в тюрьме и исправительных колониях различных видов режима; в) в различных условиях содержания в исправительных колониях.
Что касается колоний-поселений, то к исполнению осужденными наказания в них указанный подход отношения не имеет. Поэтому единые режимные правила установлены в колониях-поселениях: а) для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; б) для впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; в) для лиц, положительно зарекомендовавших себя в исправительных колониях общего и строгого режимов и вследствие этого переведенных в колонию-поселение. Но общественная опасность указанных категорий лиц неодинакова, поэтому целесообразно установить в рассматриваемых видах колоний-поселений какие-либо элементы дифференциации исполнения наказания.
За годы перестройки фактически разрушилась система общеобразовательного и профессионально-технического обучения в местах лишения свободы.
В 1999 / 2000 учебном году здесь работали 199 общеобразовательных вечерних школ и 145 учебно-консультативных пунктов.
В этот период в системе ГУИН функционировали 737 исправительных колоний и 64 воспитательные колонии. Если допустить, что общеобразовательная школа имелась в каждой воспитательной колонии, то на исправительные колонии их остается существенно меньше: одна школа на 5 - 6 исправительных колоний. В том же учебном году общеобразовательное обучение охватило только 42 182 осужденных, из них в сфере начального обучения - 983 человека, основного общего - 6097 человек, полного среднего - 5727 человек. Положение следует признать катастрофическим.
Вместе с тем, в ст.112 УИК РФ определено: в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Это предписание выполняется лишь частично. Не намного лучше организовано в местах лишения свободы и профессионально-техническое обучение. Поэтому часть 4 ст.108 УИК РФ, посвященная организации и проведению профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы, дополнена следующим предписанием: с учетом имеющихся возможностей администрация исправительных учреждений оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования. Непонятно, почему упоминание о среднем общем образовании появилось в ст.108, а не в ст.112 УИК РФ, в которой речь идет об организации получения общего образования в местах лишения свободы.
В первоначальной редакции ч.1 ст.139 УИК РФ было определено, что достигшие совершеннолетия осужденные должны были, как правило, оставаться в воспитательной колонии, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. Доля таких лиц составляла около 13,1 % от общего числа находившихся в воспитательных колониях. На таких осужденных распространяются режимные правила воспитательной колонии.
В соответствии с поправкой, внесенной в ч.1 ст.139 УИК РФ, установлено, что в воспитательных колониях совершеннолетние могут быть оставлены в целях закрепления результатов их исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. Это правило приведет к некоторому сокращению числа совершеннолетних, находящихся в воспитательных колониях, что сделает коллектив осужденных в этих колониях более однородным.
Законом от 9 марта 2001 г. часть 2 ст.78 УИК РФ была дополнена пунктом "б", в котором устанавливается возможность перевода судом положительно характеризующихся осужденных, отбывающих наказание в колониях особого режима по отбытии ими не менее половины назначенного судом срока наказания, в колонию строгого режима. Это еще один стимул к законопослушному поведению лиц, отбывающих наказание в колониях особого режима. Однако в рассматриваемом предписании не предусмотрен обратный перевод таких осужденных судом из колонии строгого режима в колонию особого режима, если они не оправдали оказанного им доверия.
Напомним, что в ст.33 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик говорилось о возможности перевода судом лиц, твердо ставших на путь исправления, из исправительно-трудовых колоний особого режима в исправительно-трудовые колонии строгого режима. В соответствии со ст.34 Основ такие лица за злостное нарушение режима вполне обоснованно могли быть переведены судом из исправительно-трудовой колонии строгого режима обратно, в исправительно-трудовую колонию особого режима. Эти предписания Основ были воспроизведены во всех ИТК союзных республик.
В ныне действующий УИК РФ необходимо ввести положение о возврате злостных нарушителей режима из колоний строгого в колонии особого режима*(15).
Одним из эффективных средств стимулирования законопослушного поведения осужденных является применение к ним условно-досрочного освобождения от наказания. Этот институт широко применяется на практике. Так, в 1998 г. условно-досрочное освобождение от отбывания лишения свободы было применено к 23,9% от общего числа лиц, освобожденных от отбывания наказания (по отбытии срока наказания, по амнистии и помилованию, по болезни и условно-досрочно)*(16).
Еще более масштабно применяется условно-досрочное освобождение к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте. В 1999 г. этот институт был применен к 69,15% от общего числа лиц этой категории*(17). Целесообразность столь широкого использования условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы не бесспорна, о чем, в частности, свидетельствует немалый рецидив среди условно-досрочно освобожденных. Поэтому представляется недостаточно обоснованным внесение Законом от 9 марта 2001 г. в ст.79 УК РФ изменения, расширяющего возможность применения условно-досрочного освобождения от наказания. В соответствии с ч.3 ст.79 УК РФ оно было возможно после фактического отбытия осужденным:
а) не менее половины срока наказания, назначенного за совершение преступления небольшой или средней тяжести;
б) не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее трех четвертей наказания, назначенного за особо тяжкое преступление*(18).
В новой редакции ст.79 УК РФ указаны сроки, после отбывания которых допустимо применение условно-досрочного освобождения (они сокращены соответственно до одной трети, половины и двух третей срока наказания), что приведет к более раннему, а следовательно, и более широкому применению данного института. Кстати, по твердо сложившейся традиции, сроки, после отбытия которых возможно условно-досрочное освобождение несовершеннолетних, ниже, чем для взрослых осужденных. Следовательно, изменение ст.79 УК РФ уравняло рассматриваемое основание применения условно-досрочного освобождения от наказания несовершеннолетних (см. ст.93 УК РФ) и взрослых осужденных. Не уменьшится ли в связи с этим стимулирующее к исправлению значение этой нормы?
В первоначальной редакции ст.80 УК РФ замена неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким, наказанием была возможна при отбывании осужденным наказания за преступление небольшой и средней тяжести. Законом от 9 марта 2001 г. часть 2 ст.80 УК РФ была изменена: рассматриваемая замена теперь допускается при отбывании осужденным лишения свободы, назначенного за совершение любого по тяжести преступления. Осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести могут заслужить замену лишения свободы другим, более мягким, наказанием после отбытия ими не менее одной трети срока наказания; осужденные за тяжкие преступления - не менее половины; за особо тяжкие преступления - не менее двух третей срока наказания.
Рассматриваемое обновление ч.2 ст.80 УК РФ значительно расширило возможность применения замены лишения свободы другим, более мягким, наказанием. На практике такие замены применяются редко. Такое положение в немалой степени предопределяется тем, что основания применения условно-досрочного освобождения от наказания (ст.79 УК РФ) и замены неотбытой части срока лишения свободы (ст.80 УК РФ) почти тождественны. Это предопределяет выбор в пользу условно-досрочного освобождения - более льготного института.
Минимальные сроки, по отбытии которых возможно условно-досрочное освобождение от наказания или его замена другим, более мягким, наказанием, почти одинаковы*(19). В соответствии с ч.1 ст.79 УК РФ условно-досрочное освобождение разрешено, если "судом будет признано, что для своего дальнейшего исправления" осужденный не нуждается "в полном отбывании назначенного судом наказания". В части 1 ст.80 УК РФ определено, что "лицу, отбывающему лишение свободы, суд, с учетом его поведения в период отбывания наказания, может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания". Чем отличаются приведенные основания, неясно. А различные институты уголовного права должны иметь собственные, особые основания применения, чтобы не допустить произвола администрации органов, исполняющих наказание (при возбуждении ходатайств перед судом об их применении), и суда, решающего вопросы применения условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части срока лишения свободы более мягким наказанием*(20).
В УИК РФ встречаются предписания, противоречащие УК РФ. Так, в ч.1 ст.174 УИК РФ указано, что осужденные военнослужащие, отбывающие ограничение по военной службе, арест, либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего их отбывания в случае заболевания, делающего названных лиц негодными к воинской службе, а неотбытая часть срока наказания может быть заменена на более мягкий вид наказания. Это положение противоречит ст.80 УК РФ, допускающей замену более мягким наказанием только лишения свободы.
В части 1 ст.176 УИК РФ указано, что условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений режима в течение трех предшествующих лет. Но давность дисциплинарного взыскания равна одному году после его исполнения (ст.117 УИК РФ).
В части 2 ст.176 УИК РФ содержится запрет на возбуждение ходатайств об условно-досрочном освобождении лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, если они в процессе отбывания этого наказания совершили новое тяжкое или особо тяжкое преступление. Но это предписание, возможно, вполне справедливое, противоречит ст.79 УК РФ.
В соответствии со ст.124 УИК РФ осужденные, отбывающие срочное лишение свободы в колониях особого режима на обычных условиях, признанные злостными нарушителями режима, переводятся в строгие условия содержания как минимум на один год. По этим же основаниям возможен перевод осужденных в строгие условия и из облегченных условий содержания (минуя обычные условия содержания) (ч.4 ст.124 УИК РФ).
Также в строгие условия по прибытии в исправительную колонию особого режима, как определено в ч.5 той же статьи, помещаются осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и осужденные за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. Смысл этого предписания неясен. Если имеется в виду совершение осужденным нового умышленного преступления в процессе отбывания наказания, то, несомненно, такое лицо переводится в строгие условия содержания, ибо для этого достаточно даже признания его злостным нарушителем режима. При назначении в подобной ситуации пожизненного лишения свободы осуществляется перевод осужденного в исправительную колонию особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы с водворением его в строгие условия отбывания наказания.
В тех же случаях, когда в процессе отбывания осужденным наказания в колонии общего или строгого режима он совершает новое умышленное преступление, такой осужденный вне зависимости от категории совершенного преступления должен отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима в строгих условиях содержания (ст.122 УИК РФ). Поэтому упоминание в ч.5 ст.124 УИК РФ о совершении осужденным тяжкого или особо тяжкого преступления ошибочно. Непонятно, почему Законом от 9 марта 2001 г. в рассматриваемую норму не были внесены необходимые уточнения.
В УИК РФ имеются и иные огрехи, которые следовало бы устранить. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Законом от 9 марта 2001 г. в него внесены значительные уточнения и изменения, имеющие принципиальное значение для улучшения процесса исполнения лишения свободы, повышения уровня защиты правового статуса осужденных.
Оценивая Закон от 9 марта 2001 г., заместитель министра юстиции РФ Ю.Н. Калинин отметил, что он в первую очередь направлен на "нравственное оздоровление общества, снижение уровня его криминализации, создание надлежащих условий отбывания наказания, снижение затрат государства на содержание уголовно-исполнительной системы"*(21).
Так как УИК РФ является кодексом переходного периода развития нашего государства, то, по нашему мнению, в него следует и в дальнейшем оперативно вносить необходимые уточнения и изменения. Создание стабильного Уголовно-исполнительного кодекса РФ - задача не ближайшего будущего. Это возможно только в государстве с твердо сложившейся социально-политической и экономической системой.
Ю.М. Ткачевский,
доктор юрид. наук, профессор
"Законодательство", N 1, 2, январь, февраль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральным законом от 27 декабря 1996 г. N 161-ФЗ в ст.4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ внесены изменения, и теперь в ней говорится о "наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста".
*(2) Федеральным законом от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ Исправительно-трудовой кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 июля 1997 г.
*(3) Было бы правильнее говорить о "наказаниях" в виде лишения свободы, как это сделано в Федеральном законе от 21 июня 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", согласно которому условия отбывания пожизненного лишения свободы и лишения свободы на определенный срок кардинально отличаются. К тому же, в УК РФ эти виды лишения свободы даже регламентированы в различных статьях (ст.56 и 57).
*(4) Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. N 2. С.64-65.
*(5) Словосочетание "исправительные учреждения" представляется неточным, поскольку речь идет о местах лишения свободы, а не о школах или университетах. Здесь не только осуществляется воспитательная работа, но и реализуется наказание, т.е. идет карательно-воспитательный процесс.
*(6) В 2000 г. началось строительство еще четырех таких колоний с лимитом наполнения 7 тыс. осужденных.
*(7) Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. N 2. С.67.
*(8) Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. N 2. С.67.
*(9) Возможность создания в колонии одного вида изолированного участка для содержания осужденных к отбыванию лишения свободы в колониях иного вида также предусмотрена в ст.59 УИК Республики Узбекистан.
*(10) В строгих условиях начинают отбывать наказание в воспитательных колониях лица, повторно осужденные к лишению свободы, и лица, совершившие в процессе отбывания лишения свободы новое умышленное преступление.
*(11) Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации".
*(12) В статье 75 УИК РФ установлено, что не позднее 10 суток со дня получения администрацией СИЗО извещения о вступлении приговора в законную силу осужденный должен направляться для отбывания наказания в место лишения свободы.
*(13) Характеристика подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах. М., 2000. С.76.
*(14) Характеристика подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах. М., 2000. С.70.
*(15) Отметим, что перевод из колонии особого режима в колонию строгого режима предусмотрен также, в частности, в ст.46 УИК Республики Беларусь, но о возврате в колонию особого режима лиц, не оправдавших доверия, в белорусском кодексе, как и в УИК РФ, не упоминается.
*(16) Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. N 2. С.69.
*(17) Там же. 2000. N 4. С.60.
*(18) Необходимо отметить, что ст.53 УК РСФСР закреплялись такие же части сроков наказания, по отбытии которых к осужденным можно было применять условно-досрочное освобождение. Рассматриваемые сроки определяются также в уголовных кодексах стран - бывших республик СССР (см., напр., ст.90 УК Республики Беларусь; ст.76 УК Республики Таджикистан; ст.61 УК Латвийской Республики) и ряда иных государств (напр., в (1, 2 ст.78 УК Республики Польша; (57 УК ФРГ).
*(19) Исключение составляет п."в" ч.3 ст.79 УК РФ, в котором предусмотрена возможность применения условно-досрочного освобождения осужденных по отбытии ими не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за совершение особо тяжкого преступления. Помимо этого, три четверти срока наказания должны отбывать лица, ранее условно-досрочно освобожденные от наказания, которое было отменено по основаниям, указанным в законе.
*(20) В статье 74 УК Узбекской Республики предусмотрена замена не только неотбытой части срока лишения свободы более мягким наказанием, такая замена допускается и в случае отбывания исправительных работ. Кстати, в УК РСФСР (ст.53) также существовала возможность замены неотбытой части срока лишения свободы и исправительных работ другим, более мягким, наказанием. Практика показала целесообразность такой замены при отбывании исправительных работ (подробнее об этом см.: Ткачевский Ю. М. Замена уголовного наказания в процессе исполнения. М., 1982. С.53-63).
Вызывает интерес и ст.82 УК РФ Украины, в которой предусмотрена замена не только неотбытой части срока лишения свободы, но и ограничения свободы другим, более мягким, наказанием.
*(21) Калинин Ю. Н. Краеугольные задачи реформирования преступления и наказания // Преступление и наказание. 2001. N 7. С.5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новое в уголовно-исполнительном законодательстве
Автор
Ю.М. Ткачевский - доктор юрид. наук, профессор
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2002, N 1, 2