Система управления предприятием: критерии выбора
Развитие товарного производства и высокое качество стандартизации выпускаемой продукции создают предпосылки для пересмотра классического отношения к товару как к предмету потребления. В условиях отсутствия товарного дефицита смена потребительской парадигмы обусловливает постепенный переход от классического маркетинга продукта к маркетингу отношений. Данная тенденция отчетливо прослеживается и на рынке делового программного обеспечения.
В последние годы многие разработчики объявили о переходе от относительно несложных учетных тиражных систем к системам управления "среднего класса", сопоставимым по своим возможностям с западными аналогами (стандарт MRP II). Такой подход вполне отражает современные требования рынка. Действительно, по мере развития российских предприятий управлять ими лишь на основе здравого смысла становится все более сложно, поэтому прогрессивные руководители, опираясь на комплексные системы управления, стремятся повысить финансовую устойчивость предприятия в условиях рынка, а бизнес сделать более предсказуемым и успешным.
Основные предпосылки выбора
Для практической реализации стратегии перехода к комплексным системам управления требуются радикальные преобразования во многих сферах деятельности как для компаний-разработчиков, так и для их предприятий-клиентов. Остановимся на некоторых практических аспектах, которые могут оказаться значимыми при выборе подрядчика для проекта комплексной автоматизации.
Сегодня на российском рынке делового программного обеспечения представлено несколько десятков как отечественных, так и зарубежных систем для комплексной автоматизации предприятий, различающихся идеологией построения, функциональными возможностями, сроками внедрения, сложностью освоения и эксплуатации, стоимостью одного рабочего места и т.д.
Условно предлагаемые решения можно подразделить на две группы: "большие" и "средние" системы. Первые представлены решениями зарубежных разработчиков. Такие системы с успехом внедрены и эксплуатируются за рубежом, обладают значительным жизненным циклом. Однако для их внедрения и эксплуатации требуются значительные финансовые и людские ресурсы. С учетом высокой стоимости "больших" систем они ориентированы в первую очередь на автоматизацию крупных холдингов и естественных монополий. Предложение "средних" систем на рынке значительно шире со стороны как отечественных, так и зарубежных разработчиков.
Современные программные платформы, используемые для реализации той или иной комплексной системы управления, в основном не имеют принципиальных ограничений для применения, поэтому практически любая комплексная система, корректно выполненная на одной из современных платформ, оказывается вполне работоспособной, масштабируемой и переносимой.
Большинство "средних" систем схожи по функциональности, по крайней мере в пределах конкретной отраслевой реализации, и явно просматривается тенденция к их дальнейшему сближению. Сегодня компании-разработчики, как правило, включают в состав своих систем развитые средства для автоматизации бухгалтерского и складского учета, расчета заработной платы, управления персоналом и производством, организации документооборота, проведения финансового анализа, бизнес-планирования и т.д. С учетом этого для клиента не принципиально, какая система берется за основу. Отработанный механизм модификации произвольной системы позволяет удовлетворять требования практически любого клиента.
Переход предприятия с одной комплексной системы управления на другую более сложен по сравнению со сменой бухгалтерской учетной системы. Это связано с необходимостью использования значительных финансовых, временных и людских ресурсов.
Курс на построение долгосрочных отношений
В настоящее время одним из наиболее значимых критериев выбора является качество внедрения и сопровождения комплексной системы управления в долгосрочной перспективе. Ключевой позицией в оценке клиентом уровня сервиса становится гибкость компании, ее способность динамично развивать систему под требования заказчика и самой развиваться вместе с рынком. В этой связи перед предприятием для осуществления комплексного проекта автоматизации встает вопрос выбора не столько конкретной системы управления, сколько компании, способной претворить в жизнь заявленные цели.
Курс на построение долгосрочных отношений предприятия с поставщиком комплексной системы предполагает более детальный предварительный анализ его деятельности, информацию о которой можно почерпнуть из различных источников: корпоративный сайт, информационные и рекламные материалы, публикации в прессе и т.д. К факторам, влияющим на выбор будущего партнера, относятся:
бизнес-практика компании как субъекта определенной деятельности. В качестве значимых критериев здесь выступают стаж работы на рынке, деловая репутация (соблюдение этических норм бизнеса), а также деловая активность компании - относительная доля рынка, объемы продаж, инновационность технологии и степень ее освоения, разнообразие товаров, гибкость ценовой политики и т.д.;
основные клиенты с учетом их общественного статуса, характера деятельности, масштаба бизнеса, отраслевой принадлежности и т.д. Важна также степень их удовлетворенности осуществленными компанией проектами комплексной автоматизации;
позиция основных руководителей по основным вопросам развития информационной отрасли в целом, их способность отслеживать наиболее важные тенденции и вносить коррективы в решения собственной компании. Высокая публичная активность руководителей компании в прессе, их участие в работе конференций, "круглых столов" и других мероприятий позволяют прояснить их позицию;
бизнес-культура компании как интегрированное представление о ее нормах и ценностях, а также социально-психологический климат в коллективе. Такие впечатления могут быть сформированы путем прямого контакта с сотрудниками компании в процессе посещения торговых и демонстрационных залов, переговоров и т.д. Применительно к персоналу заслуживают внимания его образование и квалификация, степень подготовленности к различным видам деятельности, доброжелательность, ответственность, возраст и т.д.
Д. Аглицкий,
независимый консультант
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 14, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71