Страны СНГ: новое в законодательстве
Координационный совет руководителей налоговых служб (КСРНС) государств - участников СНГ начинает свою деятельность в непростое время.
В декабре 2001 года исполнилось 10 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. Прошедшие 10 лет показали, что некоторые государства - участники СНГ до сих пор двигаются по разным траекториям экономических реформ. Это объясняется разным стартовым экономическим положением и разной интегрированностью в прежнем едином народнохозяйственном комплексе СССР. Вследствие этого в отдельных государствах сформировались нестыкующиеся, самодовлеющие финансово-хозяйственные механизмы и условия экономической деятельности. Переход к рыночной экономике государства осуществляют, находясь на различных стадиях зрелости рыночных отношений, что создает объективные предпосылки для широкого обмена опытом между их налоговыми службами.
Последствия экономической интеграции в СНГ будут носить двоякий характер. С одной стороны, они будут стимулировать снижение межгосударственных барьеров, препятствующих международной экономической деятельности. Этому будет способствовать формирование зоны свободной торговли - первый этап в создании общего экономического пространства государств - участников СНГ.
С другой стороны, снижение межгосударственных барьеров, как и любое другое ослабление контроля внешнеэкономической деятельности, чревато ростом налоговых правонарушений. Это неизбежно влечет за собой необходимость усиления взаимодействия налоговых служб государств -участников СНГ, позволяющего предпринимать скоординированные действия по пресечению незаконного уклонения от налогообложения.
Проблемы, стоящие перед налоговыми службами государств - участников СНГ, усугубляются необходимостью поиска адекватных механизмов налогового администрирования в условиях глобализации мировой экономики. С возрастанием роли транснациональных компаний, появлением новых технологий, способствующих процессу "дематериализации" экономики, перед налоговыми ведомствами встает задача не только их модернизации с целью адаптации к новым реалиям внешнеэкономической деятельности, но и поиска современных решений, которые позволили бы предотвратить новые возможности уклонения от уплаты налогов.
Для решения общих экономических проблем и равномерного развития государств - участников Содружества Независимых Государств основными направлениями в деятельности Координационного совета руководителей налоговых служб стран СНГ являются:
- повышение качества сотрудничества между налоговыми службами государств - участников Содружества, отвечающих в соответствии с национальным законодательством за налоговую политику и налоговое администрирование;
- выработка предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, регулирующих налоговую политику и налоговое администрирование;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими органами отраслевого сотрудничества государств - участников СНГ и национальными структурами, в функции которых входят вопросы налоговой политики и налогового администрирования, в соответствии с действующими национальными законодательствами и нормами международного права;
- содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных соглашений и решений в области налоговой политики и налогового администрирования;
- обеспечение прозрачности налогового законодательства государств - участников СНГ с целью создания единого налогового пространства, позволяющего обеспечить равные условия хозяйственной деятельности;
- укрепление налогового контроля в сфере внешнеэкономической деятельности;
- интенсификация обмена информацией между налоговыми службами государств - участников СНГ в области контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле при взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения" между государствами -участниками СНГ;
- изучение международного опыта по вопросам налогообложения.
22 февраля 2002 года в г. Москве состоится второе заседание КСРНС. Надеюсь, что на данном заседании удастся закрепить предварительные договоренности и усилить интеграцию и взаимодействие между нашими ведомствами.
Армения
С января 2002 года практически во все налоговые законы Армении внесены поправки, направленные прежде всего на усиление налогового администрирования, борьбу с теневой экономикой и повышение мер ответственности в случаях налоговых уклонений.
В Закон РА "О налоге на прибыль" внесена поправка, согласно которой предусмотрено применение штрафных санкций в размере 20% к излишне показанной сумме убытка. Кроме того, согласно изменению, внесенному в Закон РА "О налогах", налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы отчеты о физических объемах производства и оборота, а также фактических ценах (в том числе усредненных) реализации продукции, включенной в перечень, в порядке, установленном Правительством РА.
В состав нормируемых затрат включены также расходы на маркетинг за пределами Армении.
Льгота по налогу на прибыль предприятий с иностранными инвестициями впредь будет применяться лишь при условии фактического пополнения уставного капитала и не будет распространяться на инвестиции в виде нематериальных активов.
Поправка к Закону РА "О налоге на добавленную стоимость" способствовала четкому разграничению обычного и упрощенного режима налогообложения.
Сокращено количество льгот по НДС, в частности по неоплачиваемым потребителями радио- и телепередачам; операциям, связанным с получением и выдачей патентов и лицензий; сделкам, осуществляемым в рамках гуманитарных и благотворительных программ.
При составлении налоговых счетов без поставки товаров или оказания услуг с лиц, выписывающих такие счета, будет взиматься сумма НДС, выделенная в налоговом счете, а также штраф в размере 100% суммы НДС, но не менее 1 млн. драмов.
В соответствии с постановлением Правительства РА N 481 от 30.05.2001 при превышении величины облагаемого оборота в 500 тыс. драмов, включенной в полученные или представленные счета, налогоплательщик обязан представлять информацию налоговым органам.
Изменения в Закон РА "Об упрощенном налоге" введены для упорядочения применения его отдельных статей.
Поправкой в Закон РА "Об организации и проведении проверок в РА" предусмотрено предоставление налоговым органам дополнительных полномочий для проведения проверок на предмет достоверности конкретных сделок, недоимок и переплат.
Изменениями в Закон РА "О налогах" предусмотрено, что с лиц, не зарегистрированных или не имеющих лицензию, в порядке, установленном законодательством РА, будет взиматься штраф в размере 50% оборота по реализации (валового дохода), исчисленного по результатам их деятельности.
Цель нового пакета законодательных изменений - обеспечить равные условия налогообложения для хозяйствующих субъектов, в частности путем применения налоговых рычагов по отношению к необлагаемому обороту и незаконному предпринимательству. Основополагающие принципы таковы:
- неизменность налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков;
- неизменность подходов к ставкам налогов, порядку их исчисления и уплаты;
- предоставление дополнительных полномочий налоговым органам в целях усиления борьбы с необлагаемым оборотом, незаконным предпринимательством;
- дальнейшее упрощение налогового поля для малого и среднего бизнеса;
- обеспечение законодательного соответствия между различными видами налогов.
Белоруссия
Начало формирования структуры налоговой службы Республики Беларусь положено постановлением Совета Министров БССР от 02.04.90 N 78. Дальнейшее совершенствование законодательства, а именно принятие в феврале 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь", издание Указа Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 N 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам", способствовало возрастанию роли налоговых органов в системе государственного управления и закрепило их основные задачи, права и обязанности.
Основными задачами налоговых органов являются осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, правильностью исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Кроме того, в компетенцию налоговых органов входит осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий; выполнение функций агентов валютного контроля (в пределах своей компетенции); подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта работы последних.
Деятельность Министерства по налогам и сборам в области международных налоговых отношений осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, создается договорно-правовая база Республики Беларусь. Во-вторых, ведется совместная работа с налоговыми органами других государств, в основе которой лежат двусторонние договоры о взаимодействии.
В настоящее время численность работников налоговых органов республики составляет более 10,5 тыс. человек. В структуру министерства входит 171 инспекция МНС, в том числе 7 - по областям и г.Минску, 140 - по городам и районам, 24 - по районам в городах областного подчинения и в г. Минске.
Основной вклад в формирование доходов бюджета вносят государственные предприятия, акционерные общества, объединения (79% всех налоговых поступлений). На долю частных предприятий приходится более 18% поступающих в бюджет налогов и сборов. За счет налоговых поступлений формируется около 90% доходов консолидированного бюджета.
Налоговая нагрузка на экономику республики имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это стало возможным в первую очередь за счет уменьшения ставок платежей из выручки и применения "нулевой" ставки НДС при экспорте продукции.
В 2002 году предприняты шаги по дальнейшему снижению налогового бремени на экономику и унификации национального законодательства с законодательством Российской Федерации. Так, с 2002 года ставка по налогу на прибыль снижена с 30 до 24%. В перспективе -постепенная отмена целевых платежей от выручки, уменьшение размера финансовых санкций и упрощение налогового законодательства.
Казахстан
Министерство государственных доходов Республики Казахстан было образовано Указом Президента Республики Казахстан от 12.10.98.
Министерство объединило практически все фискальные органы страны: налоговую и таможенную службы, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции.
Для того чтобы установить баланс между интересами государства и интересами налогоплательщиков, постоянно совершенствуется налоговое и таможенное законодательства. Принятие 12 июня 2001 года Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" по праву можно считать важным этапом на пути совершенствования законодательства.
В настоящее время в целях упрощения таможенного законодательства для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сотрудниками министерства ведется активная работа по совершенствованию нормативно-правовых актов по таможенному делу.
Не менее важным шагом на пути совершенствования налогового администрирования стало решение проблемы трансфертного ценообразования, связанной с занижением экспортных цен крупными предприятиями-экспортерами и соответственно недопоступлением значительных сумм потенциальных налогов в государственный бюджет. Поэтому в рамках деятельности Министерства был сделан акцент на работе с крупными предприятиями-экспортерами.
Внедрение в 1999 году электронного мониторинга крупных налогоплательщиков сделало возможным контролировать деятельность крупных предприятий с точки зрения формирования цены, реальности отгрузки товаров, достоверности налоговых счетов-фактур, себестоимости, проведения встречных проверок, применения трансфертных цен, что сказалось на резком увеличении поступлений налогов и платежей в бюджет от крупнейших предприятий страны.
Следующей ступенью в реформировании налоговой и таможенной систем является автоматизация процессов налогового администрирования, таможенного оформления, контроля и учета движения грузов, подлежащих таможенному оформлению.
Первостепенная роль отводится созданию системы информационных технологий - внедрению Единой автоматизированной системы таможенной службы, что упростит таможенные процедуры, и системы государственного реестра налогоплательщиков и объектов государственного реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения (РНИОН), суть которой заключается в создании электронных реестров по всем объектам налогообложения в государственных органах, ответственных за их использование, в том числе по земельным ресурсам, транспортным средствам, по пользованию водными, лесными ресурсами, использованию воздушного пространства, недр и т. д.
Главным итогом в работе министерства за годы независимости республики стал поступательный рост доходов государственного бюджета на фоне либерализации налогового законодательства, упорядочения взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками.
Киргизия
История создания Государственной налоговой службы Кыргызской Республики начинается с постановления Совета Министров СССР от 29.01.90 N 76 "О Государственной налоговой службе".
Обретение Кыргызской Республикой, избравшей рыночный путь развития, экономического и политического суверенитета положило начало реформам в налоговой системе.
Действовавшая до 1 июля 1996 года система налогов состояла из 12 республиканских и 12 местных налогов. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов и вело к большим затратам в администрировании и отсутствию знаний у большинства налогоплательщиков о своих обязательствах по налогам.
1 июля 1996 года Кыргызстан первым из стран бывшего Советского Союза принял Налоговый кодекс, которым и был завершен первый этап налоговых реформ в стране. Налоговый кодекс является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков, обязанностям и полномочиям налоговых органов на территории Кыргызской Республики.
Налоговый кодекс постоянно совершенствуется, в его положения вносятся изменения и дополнения. Так, среди прочих изменений, внесенных в Налоговый кодекс, можно отметить уменьшение размеров применяемых штрафных санкций, снижение ставок подоходного налога с 40 до 10%, установление нулевой ставки НДС на поставки работ и услуг, связанных с международными перевозками, и др.
Для упрощения налогообложения малого и среднего бизнеса Налоговой службой широко внедряется патентная система, позволяющая с минимальными затратами оформить разрешение на право занятия предпринимательской деятельностью. С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики "Об упрощенном налогообложении субъектов малого предпринимательства".
Вместе с тем в Налоговый кодекс были внесены более 500 поправок, усложняющих администрирование налогов. Таким образом, назрела необходимость реформирования существующей налоговой системы. В связи с этим в июле 2001 года была принята Концепция совершенствования налоговой политики в Кыргызской Республике. Основными направлениями настоящей налоговой реформы стали:
- снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов, снижение ставок прямых налогов, сокращение количества неэффективных местных налогов и сборов;
- расширение налогооблагаемой базы путем введения налога на имущество, налога за недропользование с одновременной отменой отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы;
- улучшение и усиление администрирования налогов и др.
Реализация отдельных положений концепции уже начата. Так, с 1 января 2002 года ставка налога на прибыль снижена с 30 до 20%, доходы физических лиц облагаются по ставке 10 и 20%.
Налоговая служба Кыргызской Республики постоянно изучает и перенимает положительный опыт работы других стран, работает над соглашениями об избежании двойного налогообложения, установлением тесных контактов по взаимодействию с налоговыми службами стран СНГ, с международными финансовыми организациями, с экспертами ГТЦ, ЮСАИД, ТАСИС.
Молдова
До 1990 года налоговая система в республике развивалась на основании законов и других нормативных актов СССР, а начиная с марта 1990 года - в соответствии с постановлением Совета Министров МССР N 68. В 1990 году в системе Министерства финансов были созданы 40 территориальных налоговых инспекций и Главная государственная налоговая инспекция как структурное подразделение Министерства финансов Республики Молдова.
Первые налоговые законодательные акты были разработаны и вступили в силу в 1991 году. С тех пор были разработаны и введены в действие шесть разделов Налогового кодекса (VII раздел в настоящее время находится в стадии разработки) и целый ряд нормативных актов, вытекающих из этих разделов. Переход на новую единую систему налогообложения доходов юридических и физических лиц был осуществлен одновременно с введением I и II разделов Налогового кодекса.
Принятием III раздела был осуществлен переход обложения НДС по принципу назначения товара.
V раздел носит название "Налоговое администрирование". Безусловно, он является самым важным разделом Налогового кодекса, поскольку определяет права и обязанности органов налогового администрирования и регламентирует налоговую процедуру.
Численность жителей Республики Молдова, исключая Приднестровье, составляет больше 3,6 млн. человек, а число сотрудников Государственной налоговой службы составляет 2800 человек, включая сотрудников Финансовой Гвардии - милитаризированного неказарменного подразделения, в обязаности# которого входят оперативные проверки в целях соблюдения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве и бухгалтерском учете.
Одновременно с введением в действие V раздела Налогового кодекса (1 июля 2002 года) это подразделение - Финансовая Гвардия -будет иметь право проводить предварительное следствие и дознание налоговых преступлений.
В Республике Молдова взимаются 23 общегосударственных и местных налогов и сборов, четыре из них - основные. Их удельный вес в консолидируемом бюджете последних лет распределяется следующим образом: подоходный налог - 13%; НДС - 33%; акцизы - 16%; налог на собственность (земельный и на недвижимость) - 4%; другие налоги и выплаты - около 34%.
В целях предотвращения уклонений от уплаты налогов были созданы 11 общих внутренних контрольных налоговых постов, которые на протяжении 2000 года перечислили дополнительно в бюджет налогов на сумму 27,5 млн. леев.
На данном этапе руководство ГГНИ особое внимание уделяет усовершенствованию информационно-технологического оснащения, выбору оптимальных программ для регистрации и учета информации о деятельности каждого налогоплательщика. В 1999 году ГГНИ перешла на новый метод приема и специализированной обработки налоговой документации. Для этого в начале текущего года запланировано при Главной государственной налоговой инспекции создание центра по обработке всех налоговых деклараций и информаций.
Кроме того, каждый год организовываются курсы повышения квалификации для 300-400 служащих Государственной налоговой службы, а 15-20 работников с этой же целью выезжают за рубеж.
Украина
С 30 октября 1996 года в независимой Украине начала действовать Государственная налоговая служба. Созданная Указом Президента Украины Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) поставила дело первоочередного государственного значения - наполнение бюджета, обеспечение социальных функций и функций безопасности государства - на качественно новый уровень.
В ГНАУ работает команда менеджеров государственной службы, для которых организация работы налоговых служб европейских государств служит примером. Уже несколько лет специалистов ГНАУ консультируют эксперты из Голландии и Канады; они вместе с украинскими коллегами разрабатывают и внедряют проекты администрирования различных налогов.
Соединение эффективной структурной организации и постоянного усовершенствования позволяет налоговой службе решать непростые задачи, выполнять крайне напряженные бюджетные назначения. Не было ни одного года, когда бы ГНА Украины не выполнила контрольных заданий правительства. При этом в период с 1997 года по 2001 год ежегодные поступления в бюджет увеличились в 1,6 раза, а количество работников службы сократилось на 10%. Налоговые органы страны обеспечивают поступление около 80% доходов Сведенного бюджета.
С первого года существования в Государственной налоговой администрации началось создание банка данных о плательщиках налогов. Сегодня это наиболее полная, основанная на самых современных информационных технологиях система в стране, позволяющая за считанные минуты получить необходимые сведения о "налоговой истории" плательщика из любого региона страны.
ГНА Украины еще три года назад разработала проект Налогового кодекса и делает все, для того чтобы он был принят Верховной Радой Украины. Налоговый кодекс несет в себе такие системные изменения налоговой сферы, при которых Украина может стать государством с самым низким уровнем налогообложения в Европе и прозрачной системой администрирования, в которой равнозначно защищены права как государства, так и налогоплательщика.
Налоговая служба имеет на своем счету свыше 200 инициатив, направленных на утверждение в налоговой сфере норм гражданского общества. В частности, сами налоговики предложили идею "налоговых каникул" для малого бизнеса, шкалу налогообложения физических лиц, состоящую из двух ставок (10 и 20%), урегулировали использование контрольно-кассовых аппаратов, воплотили идею общественного контроля в проверках средств массовой информации.
Государственная налоговая администрация ведет настоящее наступление на неоправданные льготы, фиктивное предпринимательство и отмывание денег.
Самоотверженный труд налоговиков получил одобрительную оценку Президента и Правительства Украины. 13 июля 2000 года Президент Украины подписал Указ "О Положении про Государственную налоговую администрацию Украины", в котором подчеркивается, что именно ГНА Украины обеспечивает реализацию единой государственной налоговой политики.
Ф.К. Садыгов,
заместитель Министра Российской Федерации
по налогам и сборам, государственный советник
налоговой службы I ранга
"Российский налоговый курьер", N 4, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99