Деятельность ИПБ России насовременном этапе*(1)
Основные направления работы Института профессиональных бухгалтеров России непосредственно связаны с выполнением Программы Правительства РФ по реформированию бухгалтерского учета.
Как известно, в перечне мер по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на 2001-2002 гг. определены следующие направления работы:
обеспечение достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности;
развитие методологического обеспечения системы бухгалтерского учета;
развитие бухгалтерской профессии;
подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
По первому направлению, связанному с обеспечением достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности, Правительство Российской Федерации приняло решение о переходе предприятий страны к 2005 г. на международные стандарты финансовой отчетности.
Институт активно включился в эту работу и участвовал в создании 15 действующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время завершается разработка 5 ПБУ, а в 2002 г. будут подготовлены еще 4 ПБУ.
Все ПБУ максимально учитывают международный опыт, сконцентрированный в международных стандартах финансовой отчетности.
Однако Институт выступает против бездумного внедрения международных стандартов в нашей стране. Ученые и практики бухгалтерского учета - члены ИПБ России считают, что международные стандарты финансовой отчетности должны быть адаптированы к условиям нашей страны и учитывать правовое поле, в котором они будут действовать, т.е. ПБУ не должны противоречить гражданскому, трудовому законодательству, действующему в Российской Федерации.
В рамках второго направления, охватывающего развитие методологического обеспечения бухгалтерского учета, поставлены следующие задачи:
обеспечение всех пользователей необходимыми достоверными учетными данными;
разработка методических материалов, ориентированных на отраслевую специфику учета;
создание методических указаний, детализирующих и дополняющих документы более высокого уровня, прежде всего, ПБУ.
Первая из этих задач, связанная с обеспечением всех пользователей учетной информации необходимыми данными, является первоочередной и вытекает из требований рыночной экономики и финансовой политики государства.
Работа над адаптацией бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности и требованиям международного сообщества ослабила внимание к интересам ряда пользователей бухгалтерской информации, прежде всего, налоговых и других фискальных органов.
Такое положение привело к появлению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, которая по сути девальвирует бухгалтерский учет, несмотря на то, что последний ориентирован в значительной мере на обслуживание потребностей налоговых органов.
Однако и другие внешние пользователи учетной информации, особенно российские и зарубежные инвесторы, еще недостаточно и крайне настороженно пользуются бухгалтерской информацией, что связано, прежде всего, с недоверием к бухгалтерским службам предприятий. Вместе с тем, иностранные инвесторы в значительной мере увязывают возможность увеличения инвестиций в российскую промышленность с "прозрачностью" данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Введение налогового учета, как это предусмотрено в главе 25 НК РФ, неизбежно приведет к усложнению работы бухгалтерских работников за счет информационной и методологической несогласованности этих видов учета.
На наш взгляд, разработчики главы 25 НК РФ и законодатели явно поторопились с введением налогового учета, так как Программой реформирования бухгалтерского учета предусмотрено до 1 января 2005 г. обеспечить формирование модели взаимодействия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения.
Отсутствие в настоящее время методологической и методической проработки налогового учета, его искусственное отторжение от информационной базы бухгалтерского учета при его внедрении с 1 января 2002 г. может привести к информационному хаосу, потому что ликвидируется возможность использования доказательной базы бухгалтерского учета при возникновении ошибок и злоупотреблений.
Вторая задача - разработка отраслевых методических материалов - решается Институтом уже несколько лет. Совместно со специалистами ряда отраслей народного хозяйства и Министерством финансов РФ разработано несколько отраслевых методических указаний. Эта работа будет продолжаться. Но без широкого привлечения к этой работе профессионалов, особенно из ТИПБ, данную задачу в ближайшее время решить невозможно.
При этом следует активизировать участие отраслевых экспертных советов, которые создаются при Институте.
Большую помощь в этом деле могут оказать аудиторы. Экспертные советы по металлургической промышленности и по страховым организациям привлекают к работам по созданию отраслевых методических материалов квалифицированных аудиторов, проводящих аудит на предприятиях отраслии освоивших отраслевую специфику бухгалтерского учета.
Третья задача направлена на создание специальных методических указаний и пособий, подробно раскрывающих ПБУ и способствующих их освоению практикующими бухгалтерами.
В настоящее время такие материалы, как правило, выпускают по своей инициативе издательства. В то же время данные материалы являются исключительно авторскими разработками и ни издательство, ни сам автор не отвечают за правильность даваемых рекомендаций. Зачастую такие рекомендации противоречат содержанию ПБУ.
В этой связи Институт должен занять активную позицию по созданию таких пособий, которые бы сводили к минимуму возможные ошибки в толковании документов. При этом необходимо привлечь к этой работе лучших специалистов в области бухгалтерского учета.
У ИПБ России уже есть такой опыт. В 2001 г. издан Комментарий к новому Плану счетов бухгалтерского учета под редакцией А.С. Бакаева.
Но возникают новые ситуации, требующие корректировки и самих ПБУ.
В этой связи Институт предполагает создать группу сопровождения действующих нормативных документов, основной целью которой являлась бы аккумуляция всех предложений и замечаний, связанных с их использованием, анализом возникающих на практике проблем по их применению, и подготовка к изданию необходимых изменений и дополнений.
Решить эту проблему можно, создав при ИПБ России научно-аналитический центр бухгалтерского учета и аудита.
ИПБ России постоянно совершенствует свой Вэб-сайт. Сейчас работает его третья версия, на которой открыта рубрика "Форум", позволяющая проводить в оперативном режиме обсуждение самых разных практических вопросов, прежде всего, содержания бухгалтерского учета, действующих и вновь разрабатываемых нормативных документов.
Для работы с Вэб-сайтом ИПБ России необходимо иметь ЭВМ и выход в Интернет. Однако запланирован ряд мероприятий по сокращению затрат членов Института. Кроме обеспечения каждого члена ИПБ бесплатным электронным почтовым ящиком, в настоящее время в Институте ведутся работы по организации провайд-центра. Конечно, это трудоемкая и дорогостоящая задача. Однако при ее успешном решении можно значительно сократить затраты членов ИПБ, предоставив им возможность пользоваться Вэб-сайтом без подключения к Интернету.
Следующее направление деятельности ИПБ России по реализации программы реформирования бухгалтерского учета - развитие бухгалтерской профессии. Оно охватывает решение следующих задач:
признание Института как в среде профессионалов, так и в системе органов власти, заинтересованных в результатах его деятельности по развитию бухгалтерской профессии;
признание Института международным сообществом бухгалтеров;
развитие принципов и механизмов управления деятельностью Института;
создание региональной инфраструктуры ИПБ.
В настоящее время большинство высших учебных заведений страны, готовящих бухгалтеров высшей квалификации, а также государственные органы, регулирующие бухгалтерский учет, участвуют в работе подразделений Института.
Большую роль в этом сыграла не только активная деятельность ИПБ России, но и ее систематическое освещение в прессе. Информационные органы ИПБ России - журнал "Бухгалтерский учет" и "Финансовая газета" - регулярно и оперативно дают информацию о том, что происходит в Институте и какие решения принимает его Президентский совет. Сейчас в эту работу включаются и такие издания, как еженедельник "Экономика и жизнь" и др.
За четыре года существования Институт объединил в своих рядах свыше 100 тыс. бухгалтеров высшей квалификации. Эта работа является для него основной.
Представляется вполне оправданным включение в Закон "О бухгалтерском учете" положения о праве подписи бухгалтерской отчетности организаций только аттестованного главного бухгалтера. Именно такой шаг будет способствовать поднятию профессионального уровня главных бухгалтеров и выполнению правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в России.
Перед Институтом стоят новые задачи по привлечению в состав его членов не только профессиональных бухгалтеров, но и аудиторов и финансовых менеджеров.
Еще в 1998 г. ИПБ России признал право аудиторов, имеющих соответствующий аттестат и соблюдающих уставные нормы ИПБ, вступать в его действительные члены без дополнительной аттестации.
Этим правом воспользовались многие аудиторы и аудиторские фирмы. Есть полная уверенность, что будет преодолен необходимый барьер (1000 аудиторов - членов ИПБ России и (или) 100 аудиторских фирм), установленный Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", чтобы быть аккредитованными при создаваемом федеральном органе, отвечающем за аудит в стране.
Вместе с тем до последнего времени Институт недостаточно внимания уделял привлечению в свои ряды аудиторов. Сейчас ИПБ России и его ТИПБ активно включились в эту работу.
Вторая задача - признание Института в международном сообществе - также активно решается.
Последнее время проводилась большая работа по вступлению ИПБ России в состав членов IFAC, которая успешно завершилась: в ноябре 2001 г.
Институт принят в IFAC в качестве полноправного члена этой организации. Вступление в IFAC, безусловно, будет способствовать повышению авторитета ИПБ, позволит быть в курсе всех решений, принимаемых мировым сообществом в области бухгалтерского учета и аудита, и представлять интересы российских бухгалтеров и аудиторов в этой признанной в мире профессиональной организации.
Наряду с вступлением в IFAC активно ведется работа в региональной федерации бухгалтеров и аудиторов "Евразия". Развиваются также двусторонние отношения с американскими, английскими, китайскими, итальянскими, немецкими, французскими, шведскими и шотландскими профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями. Эта работа пока находится в начальной стадии, хотя с Орденом бухгалтеров-экспертов Франции ИПБ России плодотворно сотрудничает уже на протяжении ряда лет.
Третья задача - это развитие принципов и механизмов управления деятельностью ИПБ России.
Еще при его создании была поставлена цель четкого деления функций управления на распорядительные (предписывающие) и исполнительные, что было реализовано при организации структуры управления Институтом.
Распорядительные функции, определяющие направление деятельности Института, его стратегические и тактические шаги, принимаются коллегиально на Президентском совете ИПБ России.
Исполнение решений, принятых на Президентском совете ИПБ России, возлагается на дирекцию, возглавляемую генеральным директором Института. К настоящему времени система управления Институтом структурно уже сложилась. Последние два года Президентский совет ИПБ России собирается ежемесячно для решения текущих задач. Дирекция, наряду с повседневной работой, выполняет поручения Президентского совета и готовит его заседания.
Отметим лишь некоторые изменения в структуре управления Институтом.
Создан Комитет по налогообложению при Президентском совете, а первый заместитель министра по налогам и сборам теперь является президентом-координатором ИПБ. Это свидетельствует о том, что начата активная работа по сближению позиций налоговых и учетных работников.
Вместо аттестационной комиссии создан совет по профессиональному образованию при президенте ИПБ России.
Четвертая задача заключается в создании региональной инфраструктуры ИПБ.
При определении организационных принципов работы ИПБ России на стадии его создания был принят региональный принцип построения его структуры, который предусматривает создание юридических и финансово самостоятельных территориальных институтов профессиональных бухгалтеров. ТИПБ формируются в соответствии с административно-экономическим делением России. При этом при образовании ТИПБ ставилась цель организовать работу в тесном взаимодействии с региональными органами власти, особенно с финансовыми и налоговыми. Финансовое обеспечение работы также было ориентировано прежде всего на интересы ТИПБ. Так, все поступления от действительных и коллективных членов Института делятся в пропорции: 75% членских взносов поступает на обеспечение ТИПБ и только 25% - в ИПБ России.
Такая стратегия организации инфраструктуры Института способствовала процессу самоорганизации ТИПБ.
Роль ИПБ России заключается в обеспечении создания и становления ТИПБ, в рассмотрении и решении конфликтных ситуаций и оказании организационно-методической помощи. Такой подход позволил организовать ТИПБ в 67 регионах страны. Практически завершено создание региональной сети Института.
В первую очередь необходимо повысить качество и эффективность работы ТИПБ, а также консолидировать всех профессионалов (как бухгалтеров, так и аудиторов) в регионах. 25 ТИПБ превысили тысячный рубеж действительных членов. Московский регион насчитывает более 25000 членов, Северо-западный регион - около 7000 членов, Уральский ТИПБ - около 4500 членов.
Одно из направлений деятельности ИПБ России - подготовка и повышение квалификации специалистов. Уровень квалификации бухгалтеров в современных условиях во многом зависит от знания новых законодательных актов, положений и других нормативных документов.
В настоящее время возникла необходимость создания практически новой системы послевузовского образования бухгалтеров, так как старая система повышения квалификации учетных работников практически не существует. ИПБ России уже в течение четырех лет активно занимается созданием такой системы повышения квалификации главных бухгалтеров предприятий и организаций страны.
Большая работа проводится ИПБ России по созданию инфраструктуры подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Исполнительным звеном этого процесса являются учебно-методические центры (УМЦ), которым по договору с ИПБ России поручается вести подготовку бухгалтеров для последующей их аттестации на звание "Профессиональный бухгалтер" и зачисления в действительные члены ИПБ России.
В соответствии с вновь принятыми Институтом положениями УМЦ теперь аккредитуются при ИПБ России. В настоящее время при ИПБ России аккредитовано около 300 УМЦ, которые соответствуют утвержденным критериям.
Таким образом, в стране практически создана система подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров. В ней задействованы многие вузы страны, осуществляющие подготовку студентов по специальности "Бухгалтерский учет и аудит".
Вместе с тем быстрое развертывание системы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров привело к снижению качества подготовки, на что обратило внимание Министерство финансов РФ.
В связи с этим Президентский совет ИПБ России разработал ряд мероприятий по совершенствованию своей работы в области подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Эти мероприятия в основном касаются следующих направлений:
повышения требований и выработки более качественных критериев отбора УМЦ, которым доверяется подготовка профессиональных бухгалтеров;
изменения и ужесточения порядка аттестации специалистов бухгалтерского учета на получение соответствующего аттестата;
ограничения круга специалистов бухгалтерского учета, допускаемых к квалификационному экзамену на получение аттестата профессионального бухгалтера;
проведения аттестации преподавателей, допускаемых к подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров;
введения контроля за качеством подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Решениями Президентского совета были пересмотрены все документы, регламентирующие деятельность ИПБ России в области подготовки и аттестации, разработан ряд новых документов.
С июля 2001 г. был введен новый порядок аттестации профессиональных бухгалтеров, и уже сегодня можно говорить о некоторых его результатах.
С июля по ноябрь 2001 г. по новой схеме аттестация прошла в 67 группах. Общее количество претендентов составило 1019 человек. Из них успешно прошли аттестацию и получили звание "Профессиональный бухгалтер" 708 человек (69%), звание "Бухгалтер-экономист коммерческой организации" 203 человека (20%), не аттестованы 95 человек (9%). Эти результаты свидетельствуют о том, что новый порядок проведения аттестации предъявляет более высокие требования к знаниям бухгалтеров и заставляет как преподавателей, так и самих обучающихся серьезнее относиться к процессу обучения.
Вместе с тем, работа по совершенствованию обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров еще не завершена.
Первоочередными задачами при этом являются разработка и введение новой 240-часовой программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, которая в настоящее время практически подготовлена и будет внедряться с середины 2002 г. Ведется также работа по совершенствованию существующих и разработке новых тестов для письменных экзаменов.
Институт планирует опубликовать тесты. Но это можно сделать только тогда, когда их количество будет достаточным.
Что касается перспективных направлений работы в области обучения и аттестации, то в настоящее время завершается разработка программы подготовки и аттестации бухгалтеров бюджетных организаций. После завершения ее разработки по согласованию с Министерством финансов РФ необходимо провести обучение и аттестацию бухгалтеров бюджетных организаций с выдачей им аттестата бухгалтера-экономиста бюджетной организации.
В настоящее время ведутся переговоры с МНС России о проведении обучения и аттестации специалистов, занимающихся налогообложением в налоговых органах, и специалистов предприятий, осуществляющих налоговый учет (налоговые расчеты).
По нашему мнению, специалисты, осуществляющие консультации в области налогообложения, также должны подтвердить уровень своих знаний в области бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения.
Система подготовки и аттестации вышеназванных специалистов может быть организована таким же образом, как и система подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Из 3,5 миллионов бухгалтеров России не все должны быть профессиональными бухгалтерами. Существующее деление бухгалтерского персонала на профессиональных бухгалтеров, бухгалтеров-экономистов, бухгалтеров-техников и бухгалтеров-счетоводов требует от Института определенного внимания к различным категориям работников бухгалтерии.
Прежде всего необходима организационная работа, связанная с повышением уровня их профессиональных знаний и навыков. С этой целью начата работа по аттестации бухгалтеров (экономистов) на соответствие занимаемой должности.
Инициатива при этом должна исходить от главных бухгалтеров и руководителей предприятий, которые определяют необходимость аттестации своих учетных работников.
Роль же Института и его ТИПБ сводится в данном случае к тому, чтобы помочь конкретному предприятию определить объем знаний, которыми должен владеть каждый бухгалтер-экономист на своем рабочем месте, и провести работу по аттестации и последующей переподготовке этих работников.
Цель ИПБ в данном случае состоит в том, чтобы помочь действительным членам - главным бухгалтерам предприятий определить уровень знаний своего персонала и при необходимости содействовать организации его переподготовки.
Эта работа пока еще не ведется ИПБ системно, но ряд ТИПБ уже имеют определенный опыт и неплохие результаты. Необходимо обобщить этот опыт и распространить его в России.
А.Н. Романов,
президент Института профессиональных
бухгалтеров России
"Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья подготовлена на основе доклада, с которым автор выступил на Конгрессе бухгалтеров и аудиторов России "Учет, налоги и аудит - 2001".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.