Расходы предпринимателей, подлежащие включению в состав затрат в отчетном 2001 году
Учет расходов индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, ведется с учетом следующих особенностей.
Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов.
Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации в последующих налоговых периодах.
В случае, когда деятельность носит сезонный характер, т.е. затраты зависят от времени года и природно-климатических условий (например, сельскохозяйственная деятельность), затраты, фактически произведенные в налоговом периоде, но связанные с получением доходов в следующем налоговом периоде, следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав затрат того периода, в котором будут получены доходы.
Расходы подразделяются на:
материальные затраты;
амортизационные отчисления по основным средствам;
амортизационные отчисления по нематериальным активам;
затраты по выплате вознаграждения и оплате труда;
прочие расходы, связанные с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Материальные затраты
Все материалы подразделяются на сырье, основные и вспомогательные материалы.
Стоимость потребленных на производство продукции предметов труда (материалов), в отличиеот основных средств, полностью включается взатраты предпринимателя на производство продукции.
В составе материальных затрат отражается стоимость:
приобретенных материалов и сырья, которые входят в состав изготовленной продукции (товаров) или используются при проведении работ (оказании услуг);
покупных изделий (в том числе полуфабрикатов, комплектующих изделий, тарных материалов), используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки продукции (товаров), а также оплата стоимости услуг производственного характера, не относящихся к основному виду деятельности и выполняемых сторонними организациями. К последним можно отнести затраты на оплату электроэнергии, произведенные в пределах отчетного года по обособленному нежилому помещению, используемому для извлечения дохода; транспортные расходы как по разъездам предпринимателя, связанным с извлечением дохода и предпринимательской деятельностью, так и по перемещению материальных объектов. При использовании личного автомобиля для осуществления предпринимательской деятельности учитываются расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах установленных норм на основании подтверждающих эти расходы документов, а также путевых листов по формам, утвержденным приказом Минтранса РФ от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте";
вспомогательных материалов, содействующих созданию продукции.
Материальные затраты на изготовление или приобретение одной единицы товара не должны превышать размера дохода, полученного от реализации этой продукции или товара.
Стоимость тары в случае ее реализации исключается из материальных расходов.
Расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств, произведенные индивидуальными предпринимателями в налоговом периоде, рассматриваются как материальные расходы.
Документами, подтверждающими материальные затраты, являются: товарные чеки, счета, торгово-закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих оплату данного товара за наличный расчет; банковские документы, подтверждающие его оплату в безналичном порядке. Для подтверждения транспортных расходов предприниматель должен вести журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя.
Необходимы также документы, подтверждающие факт оплаты проезда. Кроме того, необходимо подтверждение факта осуществления в том или ином месте мероприятий, связанных с деятельностью предпринимателя, а также обязательно - с получением дохода, что подтверждается, например, заключением соответствующих договоров. В том случае, если такой договор не заключен, расходы, связанные с проездом, не включаются в состав затрат.
Основные средства и амортизационные отчисления на их восстановление
Правила формирования в учете информации об основных средствах устанавливает Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2000 N 26н. При принятии к учету основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование основных средств в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг;
б) использование основных средств в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) не предполагается последующая перепродажа данных основных средств;
г) способность основных средств приносить доход в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого объект основных средств приносит доход. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате применения этого объекта.
Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги,
связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, производимые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к учету проценты по целевым заемным средствам, если они направлены на приобретение, сооружение или изготовление этого объекта.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются с учетом суммовых разниц (уменьшаются или увеличиваются), возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их рыночная стоимость на дату получения денежных средств одаряемым.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, стоимость основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости приобретения аналогичных объектов основных средств в сравнимых обстоятельствах.
В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты на доставку объектов и приведение их в пригодное для использования состояние.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации и переоценки.
Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем перерасчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату получения объекта одаряемым.
Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01
Для начисления амортизации объекты основных средств должны быть приобретены после того, как физическое лицо зарегистрировалось в налоговом органе в качестве предпринимателя. В противном случае эти объекты не могут относиться к основным производственным фондам.
Списание на затраты амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется без учета переоценки.
Затраты на проведение всех видов ремонта основных производственных средств включаются в себестоимость по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда и т.д.).
Амортизация начисляется по всем объектам основных средств, за исключением: объектов жилищного фонда (жилых домов, общежитий, квартир и др.), внешнего благоустройства и других аналогичных объектов (лесного и дорожного хозяйства, специализированных сооружений судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивного скота, буйволов, волов и оленей, многолетних насаждений, не достигших эксплуатационного возраста, земельных участков и объектов природопользования, потребительские свойства которых не изменяются с течением времени.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результата деятельности в отчетном периоде и отражается в учете того отчетного периода, к которому оно относится.
Нормы амортизационных отчислений утверждены постановлением Совета Министров СССР от22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" на один год.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
линейным способом - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной на основесрока полезного использования этого объекта.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение налогового периода производится ежемесячно в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
Если основное средство использовалось целый год, то полная годовая норма амортизационных отчислений умножается на первоначальную (покупную) стоимость основного средства. Если основное средство приобретено в течение года или деятельность осуществлялась не целый год, то сумма амортизации исчисляется исходя из количества месяцев его фактического использования.
Пример.
Первоначальная стоимость машины для химической чисткии крашения одежды, приобретенной в апреле, составила 60000 руб., годовая норма по Единым нормам (шифр 49008)- 14,3%.
Годовая норма амортизации:
60000 руб. х 14,3% = 8580 руб.
Месячная норма амортизации:
8580 руб. : 12 мес. = 715 руб.
Сумма амортизационных отчислений, включаемая в расходы налогового периода:
715 руб. х 8 мес. = 5720 руб.;
способом уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где числителем является количество лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а знаменателем - количество лет срока полезного использования объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа начисления, в размере 1/12 исчисленной годовой суммы;
способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Начисление амортизационных отчислений по приобретенным объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, производится следующим образом: индивидуальным предпринимателем (новым владельцем основных средств) определяется срок их полезного использования путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации, подтверждаемого документами, полученными от продавца. Срок полезного использования новых объектов основных средств определяется исходя из Единых норм амортизационных отчислений.
Пример.
Индивидуальный предприниматель в феврале приобрел у организации объект основных средств, который он начал использовать в сентябре.
Фактический срок эксплуатации данного объекта в организации уже составил 3 года. Срок фактической эксплуатации в организации приобретенного основного средства подтвержден документом, выданным индивидуальному предпринимателю. Норма амортизации в соответствии с Едиными нормами - 14,3%, стоимость объекта, по которой он был приобретен у организации, - 60000 руб.
Срок использования нового объекта:
100% : 14,3% = 7лет.
Срок полезного использования у индивидуального предпринимателя:
7 - 3 = 4 года.
Годовая норма амортизации, применяемая индивидуальным предпринимателем к основному средству:
100% : 4 года = 25%.
Годовая сумма амортизации:
15000 руб. : 12 мес. = 1250 руб.
Сумма амортизационных отчислений, включаемая в расходы налогового периода:
1250 руб. х 3 мес. = 3750 руб.
Предпринимателям в отчетном 2001 г. необходимо руководствоваться, как и ранее, линейным способом амортизации основных средств.
При прекращении деятельности предпринимателя до истечения одного года с момента регистрации суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению.
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
Предпринимателям в отчетном 2001 г. необходимо руководствоваться, как и ранее, линейным способом амортизации. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок их полезного использования, этот срок устанавливается в 20 лет (но не более срока деятельности предпринимателя).
Амортизация нематериальных активов начисляется независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.
Амортизационные отчисления прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости нематериальных активов.
Следует учесть, что оплата лицензий на отдельные виды деятельности не отнесена к нематериальным активам для предпринимателей, поэтому она не включается в состав затрат.
Затраты на приобретение нематериальных активов должны быть подтверждены счетами, договорами и другими первичными документами, а также документами на их оплату.
Затраты по выплате вознаграждения и оплате труда
Предприниматели вправе заключать с физическими лицами договоры гражданско-правового характера, предметом которых могут быть выполнение работ или оказание услуг. В состав расходов предпринимателя включаются суммы оплаты труда, выплаченные ими физическим лицам по таким договорам.
В расходы на оплату труда включаются любые начисления (выплаты) работникам в денежной и (или) натуральной формах:
1) суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;
2) начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера;
3) стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;
4) суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.
Индивидуальные предприниматели ведут учет сумм, выплаченных физическим лицам в налоговом периоде. Данные расходы могут быть учтены у предпринимателя при наличии соответствующим образом оформленного договора и расчетно-платежных ведомостей (или расходных кассовых ордеров).
В случае заключения договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, не являющимися предпринимателями без образования юридического лица, у предпринимателя-работодателя возникает обязанность по своевременному и правильному исчислению и удержанию подоходного налога и перечислению его в полном объеме в соответствующий бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
Если же договор заключен с физическим лицом, являющимся предпринимателем без образования юридического лица, и вид деятельности в свидетельстве о регистрации соответствует выполняемой по договору работе, то обязанность по удержанию подоходного налога у предпринимателя-работодателя не возникает.
Прочие расходы
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся:
плата за аренду основных производственных фондов.
В соответствии со ст.614 Гражданского кодекса РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
предоставления арендатором определенных услуг;
передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;
возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Договор аренды на срок более года, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом (независимо от срока), должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В договоре аренды должны быть предусмотрены размер арендной платы, срок аренды, распределение обязанностей сторон по капитальному ремонту арендованного имущества, внесению арендной платы. Следует учесть, что в договоре должна быть указана цель аренды. Стороной договора должен выступать предприниматель, а не физическое лицо.
К такого рода расходам можно отнести, в частности, оплату стоимости проживания в гостинице или частном секторе при выезде по делам предпринимательства за пределы населенного пункта, являющегося местом постоянного жительства предпринимателя, оплату аренды транспортного средства, используемого в процессе осуществления деятельности, арендную плату за землю, если земельный участок необходим для осуществления деятельности и не предоставлен в пользование другим юридическим или физическим лицам, земельный налог, плату за место на рынке (другое специально отведенное для торговли место).
Данный вид расходов принимается к зачету в том периоде, в котором произведены фактические затраты, при условии их соответствующего документального подтверждения;
оплата стоимости услуг сторонних организаций для обеспечения предпринимательской деятельности - при условии соответствующего документального подтверждения;
расходы на рекламу.
К ним относятся затраты, связанные с:
разработкой и изданием рекламных иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, афиш, рекламных писем, открыток и их распространением;
разработкой и изготовлением эскизов рекламной упаковки;
приобретением и изготовлением рекламных сувениров;
проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации;
изготовлением рекламных образцов продукции;
изготовлением световой и иной наружной рекламы;
изготовлением, приобретением кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
изготовлением стендов, муляжей, рекламных щитов и т.п.;
оформлением витрин, выставок-продаж;
уценкой товаров, потерявших товарный вид при экспонировании в витринах;
иными рекламными мероприятиями.
Указанные виды расходов принимаются к зачету в пределах нормативов в соответствии с приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н (в ред. от 01.03.01):
Объем выручки от реализации про- дукции (работ, услуг) в год, включая НДС |
Предельные размеры расходов на рек- ламу, принимаемых при налогообложе- нии |
До 30 млн.руб. включительно | 7,5% от объема |
Свыше 30 млн.руб. | 2,25 млн.руб. + 3,75% объема, превы- шающего 30 млн.руб. |
Свыше 300 млн.руб. | 12,375 млн.руб. + 1,5% суммы, превы- шающей 300 млн.руб. |
оплата услуг связи - абонентская плата за телефон, оплата междугородних и международных телефонных переговоров, оплата стоимости услуг по доставке материальных объектов (посылки, бандероли и т.п.), аренда почтовых абонентских ящиков, оплата эфирного времени радиотелефона и пейджера.
Абонентская плата за телефон может быть учтена только при наличии обособленного нежилого помещения, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (как собственного, так и арендованного), и подтверждающих документов (договор передачи в собственность, договор аренды с указанием на то, что данные расходы несет арендатор, документы, подтверждающие факт оплаты).
Расходы по междугородним и международным переговорам, проведенным как из офиса, так и с домашнего телефона, могут быть приняты к зачету только при подтверждении взаимоотношений с абонентом (в рамках осуществления предпринимательской деятельности) с указанием его контактного телефона и необходимости в таких переговорах, а также документальном подтверждении факта оплаты.
Оплата стоимости услуг по доставке материальных объектов почтовыми отправлениями (посылки, бандероли и т.п.) также должна быть подтверждена документально. При этом необходимо подтверждение взаимоотношений с адресатом в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Аренда почтовых абонентских ящиков может быть принята к зачету при наличии документов, подтверждающих факт оплаты, в случае осуществления почтовой связи в такой форме с партнерами, клиентами и т.д.
Оплата эфирного времени радиотелефона или пейджера может быть включена в состав затрат предпринимателя при подтверждении необходимости оперативной связи и отсутствии стационарного телефона, а также при наличии документов, подтверждающих факт оплаты;
оплата услуг банков при открытии счета в качестве предпринимателя; оплата чековой книжки; оплата процентов по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), полученным на осуществление деятельности. Данные расходы учитываются при наличии подтверждающих документов.
Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте);
затраты на покупку специальной литературы - нормативных документов, юридической литературы, газет, журналов, используемых для осуществления деятельности и связанных с извлечением дохода, и бланков, используемых для оформления прохождения товара (услуги), при подтверждении соответствующими документами;
налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, определяющим порядок налогообложения конкретными видами налогов, при условии, что они относятся на себестоимость.
У предпринимателей в составе расходов учитываются следующие налоги и сборы:
налог с продаж;
единый социальный налог (взнос);
налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
налог с владельцев транспортных средств;
налог на приобретение автотранспортного средства;
таможенные пошлины (платежи);
акцизы;
целевые сборы с граждан на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования;
налог на рекламу;
сбор за парковку автотранспорта;
сбор за проведение кино-, телесъемок;
сбор за уборку территорий населенных пунктов;
комиссионный сбор, уплаченный торгующей организации продавцом, при наличии подтверждающих документов;
расходы по изготовлению печати, штампов (при их документальном подтверждении);
расходы по приобретению вышедших из строя частей к основным средствам на основании документов, подтверждающих факт приобретения, и только по тем частям, которые в отчетном периоде установлены на основное средство (т.е. куплены не впрок);
оплата работ по сертификации продукции при наличии подтверждающих документов;
а также другие расходы, фактически произведенные и документально подтвержденные, непосредственно связанные с извлечением доходов, но не относящиеся к ранее перечисленным расходам.
Предпринимателями могут быть произведены затраты, которые с учетом действующих законодательных норм не исключаются из совокупного годового дохода.
Не исключаются из совокупного валового дохода предпринимателя следующие расходы:
на личные нужды плательщика и его семьи;
по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);
по уплате членских взносов, платежей по страхованию (за исключением случаев, когда указанные расходы непосредственно связаны с осуществлением деятельности и обязанность по уплате которых предусмотрена законом); штрафы;
убытки, понесенные в процессе осуществления деятельности (уценка товаров, убытки, образовавшиеся при реализации товаров по ценам ниже цены приобретения, и т.п.);
не связанные с извлечением дохода или опосредующие его получение;
не подтвержденные документально либо подтвержденные фиктивными или неверно оформленными документами.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, в себестоимость продукции не включаются затраты: носящие долговременный (капитальный, инвестиционный) характер, в том числе на проведение модернизации оборудования, а также реконструкцию основных фондов;
связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности, проводимой по собственной инициативе;
проценты по просроченным кредитам банков, а также проценты по банковским ссудам, взятым на приобретение основных средств, материалов или иных активов;
затраты на выполнение самим предпринимателем или оплату им работ (услуг), не связанных с производством продукции (работ, услуг) в рамках предпринимательской деятельности.
Т.И. Амелина,
Управление МНС России по г. Москве
"Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.