Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 декабря 2001 г. N КА-А41/7667-01
Государственное образовательное учреждение Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов угольной промышленности Минтопэнерго РФ обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Пенсионного фонда по Люберецкому району с иском о взыскании 27424 руб. основного долга по излишне уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд, 26050 руб. процентов в порядке ст. 395 ГК РФ, 1558 руб. пени, 100 руб. убытков, связанных с оплатой услуг юридической консультации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2001 г. иск удовлетворен в части взыскания с Управления пенсионного фонда РФ по Люберецкому району 27421 руб. основного долга по излишне взысканным страховым взносам. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2001 г. решение от 25.06.2001 г. отменено в части взыскания с Пенсионного фонда РФ по Люберецкому району основного долга по излишне выплаченным страховым взносам в сумме 27421 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением, ГОУ Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго РФ в кассационной жалобе просит об его отмене в связи с тем, что судом нарушен материальный закон, а именно: ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 45 НК РФ, ч.3 ст. 35 Конституции РФ.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты подлежат отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец исполнил обязанность по уплате налога и действия ответчика противоречат законодательству и являются неправомерными.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суммы, списанные со счетов плательщиком до 12.10.1998 г. и не поступившие в бюджет, не считаются уплаченными и учитываются как недоимка.
Кроме того, суд указал на то, что постановление Конституционного суда РФ от 12.10.98 г. N 24-П не имеет обратной силы, не подлежит применению при разрешении возникшего спора.
Как следует из материалов дела, истец платежными поручениями от 05.03.1998 г. N 22 на 6200 руб., N 28 от 06.04.1998 г. на 5200 руб., N 41 от 30.04.1998 г. на 6386 руб.. N 56 от 05.08.1998 г. на 4916 руб., N 69 от 06.07.1998 г. на 4719 руб. перечислил в пенсионный фонд через Банк ИБЭС денежные средства в размере - всего - 27421 руб. в уплату страховых взносов за февраль - июнь 1998 г.
Данные суммы были списаны банком с расчетного счета налогоплательщика, однако в доход ответчика не поступили.
По инкассовому поручению ответчика данные суммы были повторно списаны с расчетного счета налогоплательщика.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеет место неправомерное списание ответчиком денежных средств с расчетного счета истца.
При этом суд исходил из того, что с расчетного счета истца дважды списывались денежные суммы в указанном размере в уплату страховых взносов. Выставленное ответчиком инкассовое поручение на списание платежей было исполнено банком в 1998 г., т.е. до вступления в силу ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд правильно руководствовался и применил п. 2 ст. 45 НК РФ с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 г. N 24-П, п.4 ст.79 НК РФ.
В соответствии с названными нормами права обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк плательщика поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете.
Излишне взысканная сумма налога при отсутствии недоимки подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений во внебюджетный фонд, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Вместе с тем суд оставил без внимания довод ответчика о том, что суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный фонд, по состоянию на 01.01.2001 г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога или возврату в порядке, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 9 ФЗ "О введении в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 г. взыскание образовавшихся на указанную дату сумм недоимки, пени, штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
В этой связи суду надлежит обсудить вопрос о привлечении этих органов к участию в деле.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 АПК РФ, Федеральный Арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 25.06.2001 г. и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области от 23.10.2001 г. по делу N А41-К2-3741/01 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2001 г. N КА-А41/7667-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании