Необходимо сохранить единство службы судебных приставов
Четыре года назад вступили в силу федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". За это время практически с "чистого листа" создана служба судебных приставов, входящая в систему юстиции. Она состоит из двух органически дополняющих друг друга "ветвей": судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы) и судебных приставов-исполнителей. За этот период был решен комплекс вопросов по организационному, кадровому, материально-техническому, правовому и учебно-методическому обеспечению службы.
Тем не менее, несмотря на возрастающую эффективность работы службы судебных приставов, возникла дискуссия между Министерством юстиции РФ и Верховным Судом РФ по поводу их подчиненности, которая нашла свое отражение и на страницах журнала "Российская юстиция". В частности, в N 7 за 2001 год опубликовано постановление Совета судей РФ "О ходе исполнения Федерального закона "О судебных приставах", некоторые положения которого носят спорный характер.
Приведем некоторые сведения о работе судебных приставов в Тамбовской области. В январе 2000 г. 70 судебных приставов (в 2001 году их численность достигла 86) Управления Минюста России по Тамбовской области (далее - Управление) приступили к исполнению задач, возложенных на них законом.
Судебные приставы обслуживают все 30 судов области, в которых работают 264 судьи. В административных зданиях судов под охраной находятся 77 залов судебных заседаний. За 8 месяцев 2001 г. судебными приставами проделана следующая работа: обеспечено выполнение 1189 заявок на обслуживание судебных заседаний и охрану участников судебных процессов; доставлены 1186 лиц, уклонявшихся от явки в суд; не допущены противоправные действия в отношении судей, работников аппаратов судов и участников судебных процессов; 74 человека переданы в территориальные органы внутренних дел за различные правонарушения.
Для обеспечения безопасности судей и участников судебных процессов отделом организации работы судебных приставов Управления разработаны согласованные с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Тамбовской области инструкция "Об условиях и порядке пропускного режима в административное здание федерального суда" и "Памятка по действиям судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при возникновении чрезвычайных, экстремальных и других ситуациях в судах". Разработана совместная инструкция нашего Управления и Управления Судебного департамента о порядке организации работы по приводу лиц, уклоняющихся от явки в суд.
Вызывает недоумение непонимание судьями позиции Управления, согласно которой постановления и определения о принудительном приводе должны направляться в службу судебных приставов заблаговременно. Немедленная доставка лица, не явившегося на судебное заседание, далеко не всегда возможна, так как требуется время, чтобы установить место его нахождения, причину неявки, процессуально оформить привод и т.д.
Вместе с тем в организации работы судебных приставов имеется ряд проблем. Учитывая специфику деятельности судебных приставов, связанную с риском для жизни и здоровья, необходимо разработать закон о прохождении службы в органах юстиции, предусмотрев в нем особенности данной категории службы сотрудников. Минюсту России совместно с Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ подготовить приказ, определяющий единые технические требования к зданиям и помещениям судов (оборудование средствами защиты, контроля доступа, сигнализации), а также обеспечивающий судебных приставов помещениями с соответствующими техническим оснащением. Минюсту России совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ разработать положение о порядке исполнения судебными приставами привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебным приставам-исполнителям. Предоставить в законодательном порядке судебным приставам право досмотра, задержания лиц при пресечении правонарушений в судах и во время обеспечения исполнительного производства. Наделить соответствующих должностных лиц службы судебных приставов полномочиями органа дознания и правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Предусмотреть увеличение штатной численности судебных приставов в зависимости от штатной численности судей, количества зданий, помещений судов. Усовершенствовать служебную документацию для обеспечения полноценного учета и анализа результатов деятельности судебных приставов.
Думаем, также будет нелишним напомнить, что предложения Совета судей РФ противоречат ст.10 Конституции РФ, закрепляющей принцип "разделения властей". Сфера деятельности судебных приставов все же относится к исполнительной власти.
Еще один важный аспект - это оказание судебными приставами помощи (а иногда и силовой поддержки) судебным приставам-исполнителям в их действиях по исполнению судебных актов. Необходимость ее обусловлена тем, что встречаются попытки давления, в том числе физического, на приставов-исполнителей при аресте ими имущества предприятий, фирм, часто происходят разного рода эксцессы при выселении по решению суда из квартиры. Крупные коммерческие организации зачастую имеют собственные "службы безопасности", которые в ряде случаев противодействуют работе судебных приставов-исполнителей. Поэтому искусственное расчленение единой службы судебных приставов на исполнительную и силовую части крайне негативно отразится на эффективности исполнительного производства.
Перечисленные меры по оказанию судебными приставами помощи при совершении исполнительных действий основываются на Федеральном законе "О судебных приставах". Как представляется, позиция законодателя, нашедшая нормативное закрепление в данном законе, абсолютно обоснованна. От точности и своевременности исполнения актов судебных и иных государственных органов зависит авторитет прежде всего судебной власти, а также государства в целом. Конечно, можно понять желание судов общей юрисдикции обзавестись собственной силовой структурой, но это противоречит и Конституции РФ, и Концепции судебной реформы, и мировому опыту. Например, в состав Министерства юстиции США входит так называемая "маршальская служба", выполняющая в том числе функции, аналогичные функциям судебных приставов.
Наша позиция в этом споре однозначна: передача службы судебных приставов в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ нанесет существенный вред осуществлению исполнительного производства. При этом вряд ли будут разрешены имеющиеся в настоящее время определенные проблемы, носящие объективный характер.
Н. Ельцов,
начальник Управления Минюста России по Тамбовской области
Н. Придворов,
директор Института права Тамбовского госуниверситета,
доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Необходимо сохранить единство службы судебных приставов
Авторы
Н. Ельцов - начальник Управления Минюста России по Тамбовской области
Н. Придворов - директор Института права Тамбовского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", 2002, N 3, стр.61