Предприятие переведено на уплату единого налога на вмененный доход (автотранспорт). Оно заинтересовано в получении большей прибыли и планирует увеличить объем перевозок за счет снижения цены. В результате цены, устанавливаемые предприятием, будут более чем на 20% ниже рыночных.
Какие санкции может применить налоговая инспекция за такое отступление в данном случае?
В соответствии с п.1 ст.40 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен лишь в случаях, установленных п.2 ст.40 НК РФ. В частности, налоговые органы вправе проводить подобную проверку при отклонении цен более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.
То есть если на предприятии цены будут снижены менее чем на 20% (независимо от того, соответствует ли вновь установленная цена рыночным ценам), у налоговых органов отсутствует право проведения проверки правильности применения цен. Соответственно, если цены будут снижены более чем на 20%, налоговые органы вправе провести подобную проверку.
В ходе проверки налоговые органы устанавливают соответствие цен предприятия рыночным ценам на идентичные товары (работы, услуги).
И в том случае, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п.3 ст.40 НК РФ).
Следует учитывать, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки.
Поэтому предприятию, цены которого ниже рыночных более чем на 20% в связи с его маркетинговой политикой, во избежание конфликтов с налоговыми органами целесообразно подготовить внутренние документы, формулирующие маркетинговую политику.
Необходимо помнить, что обязанность доказывания, что цена, установленная сторонами сделки, не соответствует уровню рыночных цен, лежит на налоговом органе, оспаривающем применение цены сделки.
При этом налогоплательщик вправе обжаловать решение о доначислении налога и пени в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.138 НК РФ.
При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 настоящей статьи (п.12 ст.40 НК РФ).
Е. Карсетская
1 марта 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".