Предприятие занимается следующими видами деятельности: маркетинг; консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления; юридические услуги. В ИМНС мы направили заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, рассчитывая работать по одному патенту.
ИМНС выдала нам три патента на перечисленные выше виды деятельности, ссылаясь на Закон Ханты-Мансийского автономного округа.
Правомерно ли это?
Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенная система налогообложения) установлен Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон).
В соответствии с п.2 ст.1 Закона применение упрощенной системы налогообложения организациями, подпадающими под действие Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Согласно п.1 ст.5 Закона официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.
Выдача патента рассматривается как приобретение права на применение упрощенной системы налогообложения, а уплаченная стоимость патента - как предварительная авансовая форма уплаты единого налога.
Приказом Госналогслужбы РФ от 24.01.96 N ВГ-3-02/5 утверждены формы бланков патента и других документов, необходимых для его получения. В патенте, выдаваемом организации, не указывается вид осуществляемой им деятельности (форма 4).
Таким образом, можно сделать вывод, что для организаций при переходе на упрощенную систему налогообложения предусмотрен порядок, при котором оформляется один патент, подтверждающий право организации применять упрощенную систему налогообложения, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется предприятием в целом, а не по видам деятельности. И при этом объектом обложения единым налогом организаций устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период (п. 1 ст.3 Закона).
Однако действительно, согласно ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 19.03.96 N 7-ОЗ "Об установлении объекта обложения, ставок единого налога и годовой стоимости патента для субъектов малого предпринимательства" патент выдается организациям на каждый вид деятельности.
С учетом всего вышесказанного получается, что в соответствии названным Законом N 7-ОЗ Ханты-Мансийского автономного округа предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности и переходящее на упрощенную систему налогообложения, получает несколько одинаковых патентов, подтверждающих переход предприятия на упрощенную систему налогообложения, что противоречит Федеральному закону N 222-ФЗ.
В результате предприятие вынуждено оплатить стоимость не одного, а трех патентов.
Необходимо учитывать, что в соответствии с частью пятой ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Поэтому предприятие может обжаловать решение налогового органа о выдаче ему трех патентов в арбитражный суд.
В этом случае следует обратить внимание на следующий момент.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности.
Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.
То есть предприятие, оплатив стоимость патента, исполняет тем самым свои обязанности по уплате единого налога.
Поэтому в том случае, если сумма, уплаченная в качестве стоимости патентов, превышает годовую сумму единого налога, сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возвращена налогоплательщику на основании ст.78 НК РФ.
Е. Карсетская
1 марта 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".