Вправе ли муниципальное предприятие передать недвижимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, получив согласие собственника?
Будет ли такая передача считаться приватизацией в свете ст.217 ГК РФ?
Какова вероятность признания такой передачи имущества незаконной?
Имеется ли арбитражная практика по этому вопросу?
В статье 217 ГК РФ содержится норма, согласно которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Однако приватизация представляет собой особый порядок перехода имущества из публичной в частную собственность. В статье 217 ГК РФ речь о приватизации идет тогда, когда имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается его собственником (в данном случае муниципальным образованием в лице комитета по управлению муниципальным имуществом) в собственность граждан и юридических лиц. В этом случае правовой режим данной сделки определяется законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В то же время если передача муниципального имущества в частную собственность (в том числе и путем внесения в уставный капитал хозяйственного общества) осуществляется не муниципальным образованием, а субъектами гражданского оборота, созданными муниципальным образованием (унитарным предприятием), имеющими на это достаточные полномочия, то такая сделка должна совершаться в традиционном гражданско-правовом порядке. В противном случае любую сделку унитарного предприятия по отчуждению имущества, совершенную в рамках хозяйственной деятельности, следовало бы признать приватизацией.
Вышеизложенное прямо следует из смысла ст.3 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества". Согласно этой норме положения названного Закона не распространяются на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, сделка, совершенная муниципальным предприятием, по внесению закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в уставный капитал организаций не является приватизацией.
Права муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на закрепленное за ним недвижимое имущество определены в статьях 294 и 295 ГК РФ.
Согласно п.2 ст.295 ГК РФ такое предприятие может вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, только с согласия собственника этого имущества.
На основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение: муниципальное унитарное предприятие вправе передать недвижимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества при условии, что на это имеется согласие собственника.
Данный вывод соответствует существующей правоприменительной практике (п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.99 N 4841/98).
Необходимо обратить внимание на один очень важный момент. Дело в том, что в отличие от иных коммерческих организаций муниципальные предприятия наделены не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (ст.49 ГК РФ). Поэтому действия унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом (в том числе и по внесению его в уставные капиталы организаций) должны быть обусловлены выполнением задач его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.
В противном случае сделка по передаче имущества в уставный капитал может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным ст.168 ГК РФ (недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам).
Согласно п.9 Постановления Пленума ВАС РФ N 8 в случае, когда действия предприятия по отчуждению имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения и непосредственно участвующего в производственном процессе, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки недействительны в соответствии со ст.168 ГК РФ даже в том случае, если они совершены с согласия собственника.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.10.2000 N 4642/00 и от 02.02.99 N 4841/98.
Таким образом, передача недвижимого имущества в уставный капитал хозяйственного общества должна соответствовать:
- целям деятельности МУП (цели деятельности обозначены в уставе МУП, а также в решении собственника о его создании);
- целевому назначению этого имущества (если недвижимое имущество необходимо для использования в уставной деятельности МУП, то его отчуждение не допускается).
М. Масленников
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".