В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также вводимой главой 25 НК РФ с 1 января 2002 года отменены все виды льгот (за исключением отдельных) по налогу на прибыль, предусмотренные ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1. Как будут льготироваться затраты организаций на содержание находящихся на их балансе объектов социальной сферы?
В подпункте "б" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, уменьшается на сумму затрат (в соответствии с утвержденными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии организаций.
В п.4.1.2 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) дополнительно к указанному выше говорится о том, что если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.
Введенная с 1 января 2002 года в действие глава 25 НК РФ не предусматривает предоставление льгот организациям на содержание объектов социальной сферы отдельной позицией.
Однако в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг), поименованных в ст.264 НК РФ, предусмотрено следующее:
1) если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то он учитывает доходы от реализации услуг и расходы, связанные с этой реализацией, в общеустановленном порядке.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то доход от реализации товаров и оказания услуг и расходы, связанные с осуществлением этой деятельности и содержанием указанных объектов, признаются расходом с учетом положений настоящей статьи НК РФ.
При этом к обслуживающим производствам и хозяйствам в этом случае относятся подсобное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
К объектам жилищно-коммунальной сферы относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы и объектов физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся учреждения здравоохранения, объекты культуры, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Если налогоплательщик понес убыток по деятельности, связанной с использованием вышеприведенных объектов, то указанный убыток может быть признан таковым при соблюдении следующих условий:
стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, связанных с использованием указанных объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичные услуги и использующими такие же объекты;
расходы по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, подсобных хозяйств и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычные расходы на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эти виды деятельности являются основными;
условия оказания услуг равны или близки к условиям деятельности специализированных организаций, для которых эта деятельность является основной.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении этих видов деятельности, не учитывается в целях налогообложения. Налогоплательщик может перенести полученный от этих видов деятельности убыток на срок не более десяти лет;
2) если налогоплательщик является градообразующей организацией и имеет на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых и (или) инвалидов, то он вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Эти расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, то налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к указанным видам деятельности.
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
Т.Н. Соколова
1 марта 2002 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1