Применение единого социального налога с 1 января 2002 г.
В новой редакции главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной порядку исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН), получил законодательное разрешение один из вопросов, касающихся отношений налогоплательщика с налоговыми органами.
Письмом МНС России от 17.05.01 г. N 07-2-05/413-Н324 было разрешено применение централизованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией (включая обособленные подразделения) по месту постановки организации на налоговый учет по месту ее нахождения в следующих случаях:
если организация и ее обособленные подразделения расположены на территории одного субъекта Российской Федерации;
если обособленные подразделения организации не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят выплаты в пользу работников и физических лиц.
При применении централизованного порядка сохраняются условия для применения регрессивной шкалы налогообложения.
Совместным письмом от 28.08.01 г. МНС России N БГ-6-05/658, ПФР N МЗ-16-25/7003, ФСС РФ N 02-08/06-2065П и ФФОМС N 3205/80-1/и подтверждена возможность применения централизованного порядка уплаты ЕСН для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц.
Порядок закрытия лицевых счетов по ЕСН в обособленных подразделениях организации утвержден письмом МНС России от 6.09.01 г. N СА-6-05/687 "Об отдельных вопросах осуществления налогового контроля за соблюдением налогового законодательства в части уплаты единого социального налога (взноса) налогоплательщиками-работодателями, в состав которых входят обособленные подразделения". При закрытии лицевых счетов организаций по ЕСН по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета, в налоговой инспекции по месту нахождения этого обособленного подразделения необходимо получить:
сальдо расчетов с соответствующим государственным социальным внебюджетным фондом;
копию решения налогового органа о закрытии лицевого счета;
копии актов сверки расчетов по внебюджетным фондам.
Головная организация, принявшая решение о переходе на централизованную уплату ЕСН, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения список своих обособленных подразделений, не имеющих расчетных счетов и отдельного баланса и не начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц с указанием ИНН, КПП, адреса их местонахождения, наименования налогового органа, в котором они состоят на учете.
В п.8 ст.243 главы 24 НК РФ (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2002 г.) предусмотрена возможность организации перейти на централизованную уплату ЕСН. Так, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
В качестве налогового периода, как и раньше, признается календарный год, а в качестве отчетных периодов - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Однако это не повлекло за собой изменений в сроках уплаты ЕСН. Как и прежде, работодатели должны вносить авансовые платежи по налогу не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах начисленных и уплаченных взносов, авансовых платежах, налоговых вычетах налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в инспекцию МНС России. Разница между подлежащим уплате по итогам налогового периода налогом и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, должна быть внесена не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации, либо зачтена в счет предстоящих платежей.
Как и раньше, ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отчеты о суммах начисленных взносов, средствах, использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком и т.д., на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, и средствах, подлежащих уплате в ФСС РФ.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.12.01 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" принято решение о направлении в федеральный бюджет части ЕСН, перечисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сохранен порядок включения в налоговую базу любых выплат и вознаграждений независимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты: полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования и др. Однако в п.3 ст.236 НК РФ сохранено положение, существовавшее и ранее, о непризнании выплаты объектом налогообложения в зависимости от источника финансирования. В новой редакции выплаты физическим лицам не признаются объектом налогообложения, если у организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Таким образом, в приказе по учетной политике для целей налогообложения на текущий год организация правомочна установить перечень расходов (в том числе и выплат работникам), источником которых не будет являться себестоимость продукции. Примерный перечень таких расходов приведен в ст.270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" НК РФ. Из них к расходам на оплату труда могут быть отнесены:
суммы выплачиваемых налогоплательщиком дивидендов и других видов распределяемого дохода;
взносы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение свыше пределов, установленных НК РФ;
расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
суммы материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности);
оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам;
надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационные начисления в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами);
оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами);
оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;
оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;
оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;
суммы выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;
компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных, полевого довольствия и рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации.
В новой редакции главы 24 отсутствует понятие материальной выгоды, получаемой работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. До 1 января 2002 г. к такой материальной выгоде относилась материальная выгода:
получаемая работником в результате приобретения работодателем для него или членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения;
от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях;
в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях;
получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм обязательных страховых взносов) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
Принимая во внимание положения п.3 ст.236 НК РФ, при косвенных выплатах работодателя работнику (оплата коммунальных услуг, отдыха, обучения, питания, частичная оплата товаров, работ, услуг, взносы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение свыше норм, установленных НК РФ) с 1 января 2002 г., по нашему мнению, материальная выгода не исчисляется и ЕСН не начисляется. При заключении работником как возмездного, так и безвозмездного договора займа с работодателем согласно п.1 ст.236 НК РФ экономия на процентах также не может рассматриваться как материальная выгода. Объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Предметом договора займа не является выполнение работ или оказание услуг, следовательно, и выплаты по нему не могут рассматриваться как вознаграждение за выполненную работу.
В новой редакции рассматриваемой главы уточнен объект налогообложения: исключены выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также выплаты по договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
О. Скрябина,
к.э.н.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 16, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71