Расчет сумм возмещения вреда лицам, получившим инвалидность в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
Пунктом 25 части 1 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона Российской Федерации от 18.06.92 г. N 3061-I) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.01 г.) (далее - Закон N 3061-I) было определено, что расчет сумм возмещения вреда лицам, ставшим инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - инвалиды-чернобыльцы), осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Расчет сумм возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, осуществлялся согласно Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 г. N 4214-I (далее - Правила) (в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей").
В соответствии с частью 2 ст.11, ст.12 и 14 Правил суммы возмещения вреда рассчитывались в процентах, соответствующих степени утраты трудоспособности, к среднемесячному заработку за 12 последних месяцев работы до трудового увечья либо до установления инвалидности и подлежали обязательной индексации при повышении минимального размера оплаты труда. Кроме того, при расчете сумм возмещения вреда учитывались повышающие коэффициенты, предусмотренные п.2 постановления N 4214-I.
С 6 января 2000 г. расчет сумм возмещения вреда стал осуществляться по нормам Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Данным Законом (ст.29) Правила, а также постановление N 4214-I (за исключением п.2) были признаны утратившими силу. Однако определенный Законом N 125-ФЗ порядок расчета сумм возмещения вреда также предусматривал, что данные суммы должны исчисляться из среднемесячного заработка с учетом степени потери трудоспособности и повышающих коэффициентов, указанных в п.2 постановления N 4214-I, и подлежать обязательной индексации в связи с увеличением минимального размера оплаты труда (ст.12).
Пунктом 3 части 1 ст.1 Федерального закона от 12.02.01 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения в п.25 части 1 ст.14 Закона N 3061-I. В соответствии с данными изменениями суммы возмещения вреда, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, были заменены для инвалидов-чернобыльцев ежемесячной компенсацией, установленной в твердой сумме: для инвалидов I группы - 5000 руб., для инвалидов II группы - 2500 руб., для инвалидов III группы - 1000 руб. Данная компенсация не подлежит ни индексации в связи с увеличением минимальной заработной платы, ни увеличению на повышающие коэффициенты, предусмотренные п.2 постановления N 4214-I. Данная компенсация не подлежит перерасчету и в связи с повышением степени потери трудоспособности.
Кроме того, ст.2 Закона N 5-ФЗ определено, что инвалидам-чернобыльцам, получавшим до вступления в силу данного Закона суммы возмещения вреда, по их выбору выплачивается либо ежемесячная компенсация в соответствии с п.25 части 1 ст.14 Закона N 3061- I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 руб.
Таким образом, до 12 февраля 2001 г. суммы возмещения вреда лицам, ставшим инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассчитывались исходя из среднемесячного заработка с учетом повышающих коэффициентов и степени потери трудоспособности и подлежали обязательной индексации в связи с увеличением минимального размера оплаты труда; после 15 февраля 2001 г. суммы возмещения вреда были заменены денежной компенсацией, установленной в твердой сумме, а ранее выплачиваемые суммы возмещения вреда были ограничены 10 000 руб.
Социально-правовая природа сумм возмещения вреда заключается в компенсации утраченного гражданами заработка в связи с потерей здоровья. Именно поэтому и в Правилах, и в Законе N 125-ФЗ установлено, что размер сумм возмещения вреда определяется из среднемесячного заработка потерпевшего до трудового увечья либо установления инвалидности с учетом степени потери трудоспособности. Такой подход к расчету сумм возмещения вреда позволяет сделать приблизительно равными уровень жизни гражданина до получения вреда здоровью и после.
Степень потери трудоспособности - один из основных критериев, который лежит в основе расчета сумм возмещения вреда. Использование этого критерия при расчете сумм возмещения вреда позволяет, во-первых, определить утраченный заработок в связи с получением увечья и реальную потребность гражданина в социальной помощи со стороны государства, а во-вторых, установить справедливый, отвечающий конституционным целям социального обеспечения размер возмещения вреда. Расчет сумм возмещения вреда без учета степени потери трудоспособности приводит к тому, что определение данных сумм носит произвольный характер, не учитывающий реальную потребность в социальной защите.
Реальная социальная защита граждан, получивших трудовое увечье, принципиально невозможна без учета степени потери трудоспособности при расчете сумм возмещения вреда. Механизм индексации сумм возмещения вреда в зависимости от роста минимальной заработной платы и применения повышающих коэффициентов позволяет приблизительно уравнять материальное обеспечение работающих граждан и лиц, ставших инвалидами в связи с трудовым увечьем и получающих суммы возмещения вреда. Установление в Законе N 5-ФЗ денежной компенсации вреда здоровью инвалидам-чернобыльцам в твердой сумме, отказ от индексации, учета степени потери трудоспособности и применения повышающих коэффициентов не дают возможности достичь таких целей.
Все принятые законы о федеральном бюджете содержали нормы, устанавливающие размер инфляции (процент среднего роста цен по отношению к ценам прошлого финансового года). Статьей 1 Федерального закона от 30.12.01 г. N 194-ФЗ (в ред. от 12.03.02 г.) "О федеральном бюджете на 2002 год" размер инфляции установлен на уровне 12%. С целью уменьшения негативного воздействия инфляционных процессов на благосостояние граждан законодатель начиная с 1991 г. постоянно увеличивал размер минимальной заработной платы (с этого времени она увеличивалась более 20 раз).
Установление и постоянное увеличение минимальной заработной платы, расчет и определение социальных выплат (в том числе сумм возмещения вреда) на ее основе - важнейшие составные части компенсационного механизма, непосредственно направленного на защиту и необходимое социальное обеспечение нуждающихся граждан. Отказ от индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам пропорционально росту минимальной заработной платы в условиях инфляции будет приводить к постоянному снижению уровня жизни данной категории граждан, так как инфляционный рост цен на товары и услуги не будет компенсироваться увеличением сумм возмещения вреда с учетом повышения минимальной заработной платы.
Расчет сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам, который не позволяет максимально компенсировать потерянный ими заработок и производить индексацию этих сумм, противоречит социально-правовой природе данной выплаты, ее конституционному смыслу и назначению, значительно ухудшает их материальное положение по сравнению с тем, которое было до получения вреда здоровью, что является нарушением положений ст.7 и части 1 ст.39 Конституции Российской Федерации.
Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Применительно к определению вреда здоровью, полученного при выполнении трудовых обязанностей и подлежащего возмещению, указанное конституционное положение означает, что порядок расчета сумм возмещения вреда, определяющий размер денежной компенсации, должен быть одинаковым для всех без исключения граждан, получивших трудовое увечье и ставших впоследствии инвалидами, и направлен на максимальную компенсацию потерянного заработка. Нельзя устанавливать различия в определении сумм возмещения вреда в зависимости от того, где, когда и в результате выполнения каких работ был получен вред здоровью. В противном случае граждане ставятся в неравное положение, что приводит к нарушению конституционного принципа равноправия. Так, гражданин, получивший вред здоровью при выполнении трудовых обязанностей на заводе в результате действия радиоактивного излучения и имеющий право на компенсацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, после 12 февраля 2001 г. оказывается в более выгодной ситуации, чем те граждане, которые получили вред здоровью в результате действия радиоактивного излучения при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом указанные граждане при получении вреда здоровью могли иметь одинаковую специальность, заработную плату, выполнять одну и ту же работу с той лишь разницей, что один трудился на заводе, а другой - на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, необходимо учитывать, что ограничения размера сумм возмещения вреда, введенные Законом N 5-ФЗ, распространяются только на граждан, получивших вред здоровью в связи с работами на Чернобыльской АЭС в 1986-1991 гг. (ст.8, пп.1 и 2 части 1 ст.13 Закона N 3061-I). Граждане, получившие вред здоровью в связи с работой на Чернобыльской АЭС до 1986 либо после 1991 г., имеют право на получение сумм возмещения вреда по нормам Правил и Закона N 125-ФЗ.
Установление различий при определении размера сумм возмещения вреда в зависимости от времени и места получения трудового увечья является нарушением ст.19 Конституции Российской Федерации.
Частью 2 ст.55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Пунктом 3 части 1 ст.1 Закона N 5-ФЗ было отменено право граждан, ставших инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение сумм возмещения вреда, рассчитанных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Кроме того, этим Законом поставлены в неравное положение лица, в одно и то же время принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но в разное время получившие инвалидность. Так, граждане, признанные инвалидами до 12 февраля 2001 г., имеют право на получение сумм возмещения вреда, размер которых ограничен 10 000 руб., а граждане, признанные инвалидами после этой даты, имеют право только на компенсацию, установленную в твердой сумме от 1000 до 3000 руб. в зависимости от группы инвалидности. Следовательно, суммы, получаемые лицами, в одно и то же время работавшими в зоне чернобыльской катастрофы, но в разное время ставшими инвалидами, могут различаться в 10 раз.
В постановлении от 1.12.97 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционный суд указал, что чернобыльская катастрофа является крупнейшей техногенной аварией XX века, которая привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально не восполнимому и не исчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла ст.42 и 53 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, из правовых позиций, сформулированных Конституционным судом по данному вопросу, следует, что установленный размер возмещения вреда, который инвалиды-чернобыльцы получали до 12 февраля 2001 г., не компенсировал в полном объеме ущерба, полученного ими в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако согласно Закону N 5-ФЗ размер возмещения вреда уменьшен по сравнению с тем, что было ранее.
Таким образом, вопросы, связанные с определением размера сумм возмещения вреда лицам, ставшим инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, требуют решения, так как затрагивают интересы большой категории граждан.
А. Оленин,
юрист
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 16, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71