Организация планирует заниматься оптовой реализацией продовольственных товаров на комиссионных началах на территории г. Красноярска. Согласно Решения Красноярского городского совета от 20.08.99 N В-188 "О внесении изменений и дополнений в Положение о местных налогах и сборах на территории г.Красноярска" ставка сбора за право торговли установлена для оптовой торговли в размере 0,2% от фактического товарооборота организации.
1. В соответствии со ст.11 НК РФ "институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства : применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства:". Нами не обнаружено законодательно установленного понятия "товарооборота".
2. Как следует из п.4.1.2. Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5 "учет товарооборота (реализации) ведется на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Дебетовый оборот счета 46 отражает себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров плюс издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам). Кредитовый оборот показывает продажную стоимость реализованных товаров. Сальдо счета 46 отражает результат от реализации товаров". Предприятия - посредники (комиссионеры, поверенные, агенты), продающие товары, принадлежащие иным юридическим лицам (комитентам, поверенным, принципалам), и не имеющие покупной стоимости товаров, которые отражаются у таких предприятий в забалансовом учете, учитывают на 46 счете суммы вознаграждения за оказание посреднических услуг. Т.о. товарооборотом посредника, исходя из приведенных выше определений товарооборота, может являться только сумма комиссионного вознаграждения.
3. Указанный вывод в полной мере подтверждается Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.99 N 78 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год", где в Разделе 1. "Наличие и использование торговой сети" приведена таблица, характеризующая данные товарооборота для предприятий, реализующих собственный и чужой товар.
Раздел 1. Наличие и использование торговой сети
Номер строки |
Наименование показателя | За отчетный год |
41 | Оборот - всего, в том числе: | |
42 | оптовой торговли | |
43 | розничной торговли | |
44 | из него - в сельской местности | |
45 | общественного питания | |
46 | деятельности по оказанию услуг | |
47 | из них посреднической деятельности по продаже товаров |
Как указано в разъяснениях к таблице "По строке 47 из данных строки 46 показывается размер комиссионного вознаграждения, получаемый оптово - посредническими организациями". Очевидно, что данные строки 47 никаким образом не корреспондируются со строкой 42, характеризующей товарооборот предприятий оптовой торговли, реализующих собственный товар.
4. Определение валовой выручки для комиссионера (совпадающей, как указано выше, с понятием товарооборота) приведено также в письме МНС РФ от 5 июля 1999 г. N ВГ-6-02/531, согласованным с МФ РФ, где установлено следующее: "Согласно части первой статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Таким образом, : у организаций - комиссионеров сумма комиссионного вознаграждения, полученного ими от комитентов, должна учитываться как выручка от реализации услуг по исполнению договоров комиссии независимо от того, участвуют или нет организации- комиссионеры в расчетах по исполнению названных договоров". На основании изложенного просим подтвердить правомерность использования комиссионного вознаграждения комиссионера в качестве базы для исчисления суммы сбора за право оптовой торговли на территории г. Красноярска.
При совершении торговых операций по договорам комиссии правоотношения сторон регулируются гл.51 Гражданского кодекса Российской Федерации. При отгрузке товара покупателю комиссионер, принимающий участие в расчетах, помимо продажи товара покупателю оказывает услугу комитенту. За оказанную услугу согласно условиям договора комиссионер получает вознаграждение, являющееся его доходом (п.2 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Таким образом, у комиссионера сумма комиссионного вознаграждения, учитывается как выручка от реализации услуг по исполнению им договора комиссии. Что касается исчисления базы для уплаты местных налогов, то в данном случае следует руководствоваться нормативными документами принятыми местными органами власти.
К.И. Оганян,
государственный советник налоговой службы III ранга,
МНС России
26 сентября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.