Судебная реформа 1922 года
Проведение Судебной реформы 1922 года было обусловлено изменившимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой "революционной законности".
Дореформенные судебные органы
Реформирование судебной системы диктовалось пестротой судебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики. Ко времени проведения реформы действовали: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей, народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду, губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда, губернские трибуналы, военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при ВЦИК, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции.
В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике - Наркомат юстиции, в губерниях - губернские отделы юстиции, в уездах - уездные бюро юстиции.
Таким образом, к концу 1922 года сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего судебного контроля в лице Наркомюста, и революционные трибуналы в крупных центрах, а также Верховный революционный трибунал при ВЦИК, являвшийся судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов.
Большое количество нормативных актов, касающихся реорганизации судебных органов республики, - явление характерное для 20-х гг. И это вполне объяснимо - шел процесс поиска наиболее приемлемых форм деятельности новых советских судов.
РСФСР являлась ведущей республикой в Союзе ССР. Практически 90% проводимых в ней реорганизаций воспроизводились затем в других союзных республиках, что хорошо видно на примере реорганизации судебной системы.
Новая судебная система
По Положению о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. (Судебная реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 января 1923 г. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по трудовым делам), позднее - арбитражные комиссии.
В компетенцию действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по вопросам судебной практики.
Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно-территориальному делению.
Судейские кадры
Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание. Так как первоначально при разрешении дел судья мог руководствоваться помимо декретов Советской власти революционной совестью и революционным сознанием важно было осуществить подбор таких судей, жизненный и трудовой опыт которых свидетельствовал бы о наличии у них революционного правосознания. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост числа судей - членов партии (с 63% в 1923 году до 85,6% в 1928 году).
В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3% ко всему числу сотрудников Суда. Из них: рабочих - 13 человек (40,7%), интеллигентов и служащих - 17 (53%) и крестьян - 2 (6,3%). По образовательному цензу члены Верховного Суда распределялись следующим образом: высшее образование имели 11 человек (34,4%), с низшим и домашним образованием - 21 человек (65,6%). Все 32 человека - члены ВКП(б), причем 22 с партийным стажем до 1917 года. Бывших членов других партий (в период до 1917 года) - 4 человека.
Любопытны и факты деятельности Верховного Суда в начале его работы. Объем представленных дел оказался весьма велик, если не сказать огромен. По всем коллегиям (включая и дисциплинарную) принято было к производству 19 021 дело, что вместе с оставшимися в производстве на 1 января 1924 г. 1090 делами составило 20 111 дел. Цифра достаточно впечатляющая, учитывая небольшой численный состав коллегий.
Что касается рассмотрения судебных дел по республике в целом, можно отметить, что по "52 губерниям и областям РСФСР в народные суды поступало в среднем около 3 млн. дел в год". Статистика показывает, что народные суды по составу возглавлявших их лиц являлись действительно рабоче-крестьянскими с весьма значительной партийной прослойкой. По данным Наркомюста на 1 октября 1925 г., среди нарсудей 86,3% рабочие и крестьяне, 83,3% - члены и кандидаты ВКП(б).
Однако данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только юридического, но и образования вообще.
Поэтому тезис коммунистической партии "О дальнейшем укреплении социалистической законности" с людьми, большинство которых не имели понятия о законах, был явно невыполнимым. Это подтверждает и тезис Наркома юстиции РСФСР Д. Курского, высказанный им в речи на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в 1922 году. В частности, он заявил: "Если мы будем говорить только о революционной законности, а законов не будет, то это будет весьма эффектное слово, но не больше. Необходимо иметь твердую и в достаточной степени разработанную систему норм, чтобы не только говорить о революционной законности, но и проводить ее в жизнь".
К кандидату на пост народного судьи предъявлялись следующие требования. Им мог стать неопороченный по суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежности, который отвечал бы следующим условиям: обладал активным и пассивным избирательным правом; имел двухлетний опыт ответственной политической работы в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или партийных организациях или трехлетний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя.
Народные судьи избирались губисполкомами на 1 год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркоматом юстиции. Примерно такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. 50% народных заседателей должны были быть представлены рабочими, 35% - сельским населением и 15% - военнослужащими. Каждый народный заседатель мог участвовать в судебных заседаниях не более 6 дней в году. Ранее существовавшая жеребьевка для определения очередности привлечения народных заседателей в суд была отменена. После принятия Положения о судоустройстве РСФСР народные заседатели привлекались по списку, составленному для каждого участка народного суда в алфавитном порядке.
Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условиях новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних. К 1 октября 1923 г. поступление уголовных дел снизилось до 67%, а гражданских - увеличилось до 33%. Что касается уголовных дел, то появилась новая категория "злоупотребление НЭПом". Так, в период с 15 по 18 декабря 1921 г. особая сессия народного суда, состоявшая при Совете народных судей г. Москвы, рассматривала дела по обвинению 35 частных предпринимателей, которые обвинялись в нарушении Кодекса законов о труде (1918 г.), эксплуатации подростков и женщин, удлинении рабочего дня и в других нарушениях советских законов. Эти дела были возбуждены по инициативе отдела охраны труда профсоюзов. Особая сессия народного суда признала предъявленные обвинения большинству из обвиняемых доказанными и приговорила их к принудительным работам и штрафам.
Особенностью уголовной политики того времени являлась мягкость наказаний. Так, лишение свободы, как правило, назначалось на короткие сроки. В 1922 году осуждено на срок до одного года 22,9%, в первом полугодии 1923 года - 21% подсудимых (см.: Еженедельник Советской Юстиции. 1922. N 1, 6).
Специальные сессии суда
Положение о судоустройстве РСФСР предусматривало создание специфических органов, которые воплощали в себе функции судебных и административных органов. На мой взгляд, их можно назвать органами специальной юрисдикции. К ним относились трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.
Трудовые сессии состояли из одного постоянного народного судьи и двух членов суда: одного по избранию от местного губернского профсоюзного совета, другого - от губернского отдела труда. Однако имелась и особенность: являясь судами первой инстанции, они тем не менее состояли при губернских судах, и приговоры трудовых сессий могли быть обжалованы в обычном порядке в губернский суд.
Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке рассмотрения земельных споров". Они подразделялись на волостные, уездные и губернские. Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решения губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам.
В конце 20-х гг. все дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. эти комиссии упразднены.
Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган специальной юрисдикции - арбитражные комиссии, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре - при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах - при областных экономических совещаниях (ЭКОСО).
Высшая арбитражная комиссия про Совете Труда и Обороны образовывалась в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО.
Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 г. "Об упразднении арбитражных комиссий" они были ликвидированы, а в мае 1931 г. учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж.
Губернские суды
Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922 году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.
В 1924-1925 гг. в РСФСР проводилось новое административно-территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость вводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован Уральский областной суд, в 1925 году - Сибирский и Северо-Кавказский краевые суды.
На Урале вместо четырех губерний была образована одна область, делившаяся на 15 округов; в Сибири вместо пяти губерний - один край, делившийся на 19 округов и 2 автономные области; на Северном Кавказе также один край, делившийся на 14 округов и 6 автономных республик и автономных областей. Такое же краевое образование имелось и на Дальнем Востоке. Возник вопрос: как в этих областях и краях строить судебные органы?
Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные органы РСФСР - не создавать окружные суды, ограничившись следующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд.
Ко времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналов существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции надзора в отношении всех без исключения судов республики.
В мае 1918 г. Председателем Верховного трибунала при ВЦИК стал Николай Васильевич Крыленко, занимавший впоследствии и другие высокие посты в органах советской юстиции и проработавший в них практически до 1938 года.
Председатель Верховного трибунала Н. Крыленко
Н. Крыленко родился 2 мая 1885 г. в деревушке Сычевского уезда Смоленской губернии в семье политического ссыльного. Позднее семья переехала в польский город Люблин.
Окончив в 1903 году гимназию, Н. Крыленко поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако участие в революционной борьбе не позволило в срок закончить университет. Лишь весной 1909 г. ему удается получить разрешение на выезд из Люблина в Петербург на два месяца для сдачи государственных экзаменов. Получив диплом, Н. Крыленко был приглашен остаться на кафедре всеобщей истории и приступить к работе над магистерской диссертацией. Но клеймо "политически неблагонадежного" сыграло свою роль. Он стал преподавателем литературы и истории в польских школах, сочетая эту деятельность с революционной борьбой. Летом 1912 г. по заданию В. Ленина нелегально уехал из Люблина в Петербург для участия в подготовке выборов в IV Государственную Думу. Поняв за время работы по подготовке выборов, как важно большевикам в их парламентской борьбе знание законов, Н. Крыленко поступает на юридический факультет университета.
Однако необходимость отбывать воинскую повинность заставила его осенью 1912 г. вернуться в Люблин и поступить на службу вольноопределяющимся. В августе 1913 г., отбыв воинскую повинность, Н. Крыленко выехал за границу. Первая мировая война застала его в Швейцарии. Летом 1915 г. ЦК РСДРП(б) направляет Н. Крыленко в Москву на нелегальную работу. В мае 1917 г. он приезжает в Петроград на съезд фронтовиков делегатом XI армии, а в июне 1917 г. делегируется на I Всероссийский съезд Советов. Большевистская фракция съезда выдвинула Н. Крыленко в состав первого ВЦИК. В 1917-1918 гг. он являлся Народным комиссаром по военным делам и Верховным главнокомандующим. В марте 1918 г. приступил к работе в органах советской юстиции, а в мае 1918 г. стал председателем Верховного трибунала, который возглавлял до его ликвидации в 1922 году.
На руководящих должностях в органах юстиции Н. Крыленко проработал более 20 лет. В 1938 году его жизнь трагически оборвалась: как и многие другие большевики, он попал под каток сталинских репрессий.
Первый Председатель Верховного Суда П. Стучка
Верховный Суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923 г. и действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного Суда, его заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно-транспортной коллегий составляли Президиум Верховного Суда, который являлся и органом судебного управления.
Первым Председателем Верховного Суда РСФСР был назначен Петр Иванович Стучка. Он родился 14 (26) июля 1865 г. в Латвии, в крестьянской семье. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Был один из основателей Коммунистической партии Латвии. После Февральской революции 1917 года - член Петербургского комитета РСДРП(б) и исполкома Петросовета. С ноября 1917 г. по 1918 год - Нарком юстиции РСФСР, в 1923-1932 гг. - Председатель Верховного Суда РСФСР.
П. Стучка - автор значительного числа работ по вопросам теории государства и права, гражданского права. Был одним из создателей и директором Института советского права, профессором, заведующим кафедрой гражданского права МГУ. Под его руководством издана "Энциклопедия государства и права" (т. 1-3, 1925-1927 гг.; 2 изд. - 1929-1930 гг.).
Создание советской прокуратуры
Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в октябре 1917 г. институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 г., Положение о прокуратуре - 28 мая 1922 г.
Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.
Весной 1922 г. Наркомюст вошел в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию "законность" как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных советской властью в период НЭПа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских органов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России.
Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В. Ленина, написанная 20 мая 1922 г., - "О "двойном" подчинении и законности". В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания "сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской", требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике. Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давления. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года.
Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным, обособленным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики.
Разрешенная адвокатура
Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных, советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в суде.
Согласно Закону от 26 мая 1922 г. коллегии защитников создавались в губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном учреждении или предприятии (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов.
Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и следственных органов в 1929 году отмечалось, что "основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права". Интересно, что на страницах "Еженедельника Советской Юстиции" (первое название журнала "Российская юстиция". - Ред.) дискутировался вопрос, могут ли коммунисты быть адвокатами. Вывод следовал такой: "Да, но сначала нужно добиться, чтобы все судьи являлись членами партии".
Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В стране к началу 30-х гг. начала формироваться административно-командная система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.
Нарком юстиции Д. Курский
Выступая с докладом на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в 1922 году, Нарком юстиции РСФСР Д. Курский отмечал: "Мы отлично понимаем, что решающий фактор, который сейчас выдвигает на передовые позиции советскую юстицию, - это наша новая экономическая политика".
Дмитрий Иванович Курский родился в г. Киеве 22 октября 1874 г. в семье инженера-технолога. По окончании в 1898 году Московского университета, не желая поступать на государственную службу, избрал деятельность адвоката, вступив в 1901 году в состав московских присяжных поверенных. В 1904 году Д. Курский стал членом РСДРП. Во время революции 1905 года принимал активное участие в Московском декабрьском вооруженном восстании. В 1907 году Д. Курский был избран членом Московского областного бюро Центрального комитета РСДРП(б). В 1914 году призван в армию. Февральская революция застала его на фронте. С мая по август 1917 г. Д. Курский был председателем Совета солдатских депутатов 4-й армии на Румынском фронте. В июне 1917 г. его избирают делегатом на I Всероссийский съезд Советов. В дни Октябрьской революции 1917 года Д. Курский находился на партийной работе в Одессе. В ноябре 1917 г. он возглавил правовой отдел Московского совета. Во второй половине 1918 г. назначен Народным комиссаром юстиции РСФСР. На этом ответственном посту он находился по 1929 год.
* * *
В заключение отмечу, что в основе преобразований советской судебной системы в 20-е гг. лежал прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в правовом регулировании.
Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые идеи и принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.
А. Смыкалин,
заведующий кафедрой истории государства и права УрГЮА,
доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная реформа 1922 года
Автор
А. Смыкалин - заведующий кафедрой истории государства и права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", 2002, N 4, стр.39