Уголовная ответственность за наемничество
По определению В. Даля, "нанимать" означает "брать из платы во временное услужение, в работу". В свою очередь, "наемник" - тот человек, который "нанялся, пошел в найм, в работу или на службу". Наконец, "наемничество" - это "состояние наемника" как таковое, не более того. Почти через сто лет С. Ожегов определил содержание термина "наемник" как "тот, кто продался кому-нибудь, кто из низких, корыстных побуждений защищает чужие интересы".
Принципиальный шаг к формально-юридическому определению наемника был сделан в ст.47 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. А состав наемничества как самостоятельного преступления против мира и безопасности человечества определен в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.); в этом же документе было расширено понимание и самого наемника.
Под влиянием международного уголовного права, а также в связи с реальной общественной опасностью наемничества для целостности Российской Федерации его преступность впервые установлена и в УК РФ. Как следует из текстуального анализа ст.359 УК, существует два самостоятельных состава преступления, характеризуемых собирательным термином "наемничество". В ч. 1 статьи речь идет о наказуемости действий по вербовке, обучению, финансированию, иному материальному обеспечению и использованию наемника в вооруженном конфликте либо в военных действиях. Часть 2 является квалифицированным видом этого же преступления. А вот в ч.3 содержится самостоятельный состав - участие самого наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях.
Как следует из норм международного права и предписаний УК РФ, акты наемничества могут совершаться как в мирное, так и в военное время; в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах. В случаях, когда наемника используют в военных действиях или вооруженном конфликте, а также при участии самого наемника в них, речь должна идти о применении незаконных методов и средств ведения военных действий и вооруженных конфликтов. В данном случае военные действия ведутся де-факто, и в силу вступают предписания международного права об обычаях и средствах ведения войны. Но правила ведения военных действий - составная часть интересов обеспечения мира и безопасности человечества, по существу - специальная разновидность последних. Поэтому только участие наемника в военных действиях либо в вооруженном конфликте реально посягает на правила и методы ведения военных действий как таковые. Деяния, выражающиеся в вербовке, обучении и финансировании наемников, скорее ставят под угрозу мир и безопасность человечества в целом - ведь совершение этих деяний вовсе не означает проведения военных операций де-факто.
С точки зрения объективной стороны, состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.359 УК, носит формальный характер - деяние должно считаться оконченным при совершении любого из указанных деяний в отношении хотя бы одного наемника.
Вербовка наемника как деяние считается оконченной при достижении хотя бы одного соглашения между вербовщиком и вербуемым, вне зависимости от передачи последнему материальных выгод или его участия в вооруженных действиях. Приглашение в любой форме тех или иных лиц к участию в военных действиях с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения характеризуется подготовительным характером по отношению к собственно актам вербовки, и поэтому само по себе должно расцениваться как приготовление к наемничеству в случае, если по независящим от воли виновного причинам "соглашения" об участии потенциального наемника в вооруженных действиях достигнуто не было. Можно ли считать завербованным лицо, которое само изъявило инициативу стать наемником? Представляется, что да - если вербовщики создали условия для выдвижения подобной инициативы.
Под обучением наемника предлагается понимать передачу (сообщение) ему в различной форме знаний и умений, направленных на достижение тех или иных целенаправленных результатов в вооруженных действиях. Сюда включаются знания и умения, необходимые и для выигрыша в военном противостоянии, и для обеспечения жизни обучаемого в экстремальных ситуациях, и другие знания и умения, необходимые для успешного разрешения конфликта.
Финансирование наемника надо понимать как его обеспечение денежными средствами - наличными и безналичными. Денежные средства могут предназначаться как для выплаты наемникам вознаграждения за участие в военных операциях, так и для закупки вооружений, техники, а также проведения иных операций, связанных с деятельностью наемников. Обосновывается позиция, согласно которой финансирование наемника как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а вовсе не в момент их получения наемником.
Иное материальное обеспечение наемника выражается в снабжении его обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и транспортом, иным имуществом. При этом перечень такого имущества не является исчерпывающим, и УК не зря употребляет термин "иное" материальное обеспечение. Как и в случае с финансированием, иное материальное обеспечение наемников как преступное деяние должно считаться оконченным в момент фактического использования материальных предметов по предполагаемому назначению.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает, что лицо, использующее наемников, совершает действия по достижению своих целей, собственных выгод различного характера. Но достижение таких целей ставится в зависимость от участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Следовательно, использование наемника означает его непосредственное участие в вооруженном конфликте или военном действии, т.е. непосредственное привлечение наемника к боевым операциям как в районе боевых действий, так и за его пределами во исполнение приказа (распоряжения) нанимателя для достижения целей последнего.
Интерес представляет ситуация, когда во исполнение требования нанимателя в вооруженном конфликте или военных действиях принимает участие нанятое лицо, которое не может подлежать уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности или по иным основаниям, предусмотренным в УК. В силу ч.2 ст.33 УК виновный, использующий такое лицо для участия в вооруженном конфликте или военных действиях, должен дополнительно расцениваться как посредственный исполнитель преступления, предусмотренного ч.3 ст.359 УК.
Объективную сторону второго состава преступления, входящего в наемничество (ч.3 ст.359 УК), образует действие, характеризуемое законом как "участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях". Очевидно, что участие наемника означает принятие им непосредственного участия в вооруженном столкновении на стороне любого участника конфликта. Наемник, будучи вооруженным лицом, должен в таком столкновении использовать оружие по его функциональному назначению. Вооруженность надо понимать как обладание наемником оружием в собственном смысле этого слова, боеприпасами, а также взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Совершение наемником других преступлений при его участии в вооруженном конфликте или военных действиях не охватывается объективной стороной состава данного преступления и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.
Субъект преступления, предусмотренного ч.1 ст.359 УК, общий - любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Субъект преступления, предусмотренного ч.2, носит альтернативный характер: специальный - при использовании своего служебного положения и общий - при осуществлении акта наемничества в отношении несовершеннолетнего.
Ответственность за преступление, предусмотренное в ч.3 ст.359 УК, несет сам наемник. Понятие и признаки наемника, даваемые в примечании к статье, корреспондируются со ст.47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о наемничестве 1989 г. - им признается лицо, которое: не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, либо не проживает постоянно на территории этого государства; не направлено для исполнения официальных обязанностей в район вооруженного конфликта или боевых действий (по этому признаку наемник отграничивается от военного советника); участвует в вооруженном конфликте или военных действиях в целях получения материального вознаграждения (в этом состоит основное отличие наемника от добровольца).
Однако имплементация признаков наемника в уголовное законодательство России оказалась не совсем последовательной. Так, и Конвенция о наемничестве, и проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества указывают на то, что для наемника участие в вооруженном конфликте или военных действиях является, по существу, не обязательным, а альтернативным признаком. Дело в том, что наряду с этими проявлениями деятельности наемника международное право допускает его участие в вооруженных столкновениях, направленных "на свержение правительства, иной подрыв конституционного строя или территориальной целостности государства". Для признания лица наемником, при соблюдении всех прочих условий, не обязательно устанавливать факт его участия в вооруженном столкновении между двумя сторонами конфликта. Такое лицо юридически должно признаваться наемником (и следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ч.3 ст.359 УК) и в случае его участия в вооруженных действиях "одностороннего" характера, направленных на достижение указанных целей.
Такое утверждение обусловлено не только формальными причинами. Во-первых, действия наемников на территории ряда субъектов Российской Федерации (в первую очередь Чечни) прямо свидетельствуют о том, что они ставят своей целью отторгнуть ряд территорий из-под юрисдикции России, установив там "независимость". Во-вторых, объективно совершаемые подобные действия не получают должной правовой оценки - ведь по действующему законодательству они могут быть квалифицированы только как государственное преступление по ст.279 УК. Однако подобного рода деяния, направленные на насильственное изменение конституционного строя ("свержение правительства" - его частная разновидность) либо территориальной целостности государства, затрагивают интересы не только самого государства, но и интересы мира и безопасности человечества в целом. Этот вывод прямо следует из предписаний, например, ст.ст.3, 4 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., провозгласивших в качестве основополагающих для мира и безопасности человечества принципы нерушимости границ и территориальной целостности государств.
Следовательно, действия наемников, направленные на подрыв конституционного строя и территориальной целостности государства, должны быть квалифицированы как наемничество и соответствующее преступление против интересов охраны конституционного строя государства. Но это возможно при текстуальном изменении определения "наемник" в УК в соответствии с нормами международного права.
Субъективная сторона всех составов преступлений, предусмотренных ст.359 УК, характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом для преступления, предусмотренного ч.3 статьи, необходимо установить обязательную цель действий наемника - получение материального вознаграждения.
Серьезным упущением законодателя является отсутствие ряда обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность за совершение наемничества, предусмотренного в ч.1 ст.359 УК. Часто данное преступление совершается в соучастии. При этом его форма обычно проявляется не просто в наличии группы лиц, а в устойчивом характере их взаимосвязи. Поэтому предлагаем ввести такой квалифицированный вид наемничества, как совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.
А. Кибальник,
И. Соломоненко,
кандидаты юридических наук (Ставропольский филиал Краснодарского
юридического института МВД РФ)
"Российская юстиция", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовная ответственность за наемничество
Авторы
А. Кибальник - кандидат юридических наук (Ставропольский филиал Краснодарского юридического института МВД РФ)
И. Соломоненко - кандидат юридических наук (Ставропольский филиал Краснодарского юридического института МВД РФ)
"Российская юстиция", 2002, N 4, стр.55