Может ли быть председателем садоводческого товарищества инвалид без трудовой рекомендации?
Очевидно, ситуация связана с тем, что граждане, которым присвоена I или II группа инвалидности, ограничены в возможности осуществления трудовой деятельности по медицинским показаниям (по I группе - полностью, по II - частично). Медицинские рекомендации указываются в справке, подтверждающей факт установления инвалидности, и в индивидуальной программе реабилитации, выдаваемых учреждением медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) в соответствии с п.25 постановления Правительства РФ от 13.08.96 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами".
Медицинские рекомендации, содержащиеся в вышеназванных документах, обязательны для исполнения администрацией предприятия (ст.50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.93 N 5487-1, п.3 ст.8 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с п.1.1.1 Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении МСЭ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 29.01.97 N 1 (далее - Классификации) инвалидом считается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Одним из критериев для присвоения I и II (частично) групп инвалидности является неспособность гражданина к трудовой деятельности, т.е. неспособность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы (подпункты 1.3.4, 1.5.4 Классификаций), устанавливаемая в процессе МСЭ.
Рассмотрим, каковы же функции председателя правления садоводческого товарищества.
В соответствии со статьями 22 - 23 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон) председатель правления товарищества - это исполнительный орган товарищества, избираемый из числа членов правления. За председателем правления Законом закреплено выполнение следующих обязанностей:
- ведение заседаний правления;
- подпись финансовых и других документов товарищества;
- открытие счетов товарищества в банках;
- заключение сделок от имени товарищества;
- руководство разработкой и утверждением внутренних нормативных актов товарищества;
- представительство товарищества в органах государственной власти, местного самоуправления, а также в других организациях;
- рассмотрение заявлений членов товарищества;
- другие обязанности, связанные с обеспечением нормальной деятельности товарищества (не отнесенные уставом к компетенции правления или общего собрания членов товарищества).
Таким образом, очевидно, что несмотря на то что Закон не обязывает товарищество заключать трудовой договор с председателем правления и выплачивать ему вознаграждение (т.е. допускается исполнение обязанностей председателя правления на общественных началах), председатель правления выполняет все основные функции руководителя организации.
На наш взгляд, такие функции не может выполнять лицо, признанное в установленном порядке неспособным к трудовой деятельности.
М. Васильева
1 апреля 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".