Каким образом физическое лицо, не являющееся гражданином России, но находящееся на территории РФ более 183 дней в календарном году, может подтвердить это для признания его налоговым резидентом РФ? Достаточно ли предъявить копию трудового договора, заключенного на срок более 183 дней с организацией, находящейся на территории РФ?
Может ли такое лицо зарегистрироваться в налоговом органе и получить ИНН?
Необходимость подтверждения физическим лицом, не являющимся российским гражданином, статуса налогового резидента РФ, по всей вероятности, связана с наличием у него объектов обложения налогом на доходы физических лиц - доходов, получаемых от источников в РФ и (или) источников, находящихся за ее пределами (ст.207, п.1 ст.209 НК РФ). Согласно п.2 ст.11 НК РФ к физическим лицам - налоговым резидентам РФ относятся лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Соответственно, лица, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, не являются российскими налоговыми резидентами.
Как следует из п.3 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, течение срока фактического нахождения на территории РФ согласно ст.6.1 НК РФ, регулирующей порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на российскую территорию. При этом календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения в РФ.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать с ее территории при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Соответственно, период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в его заграничном паспорте. Однако если такие отметки отсутствуют, то в качестве доказательства нахождения на территории РФ могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в России.
Таким образом, период временного пребывания физического лица, не являющегося российским налоговым резидентом, на территории РФ определяется по отметкам пропускного контроля в паспорте этого гражданина. При отсутствии же таких отметок в качестве доказательств фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году могут служить трудовой договор и табель выхода на работу, подтверждающий выполнение трудовых обязанностей в рамках этого договора.
Следует также отметить, что согласно п.3 упомянутых Методических рекомендаций иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в РФ, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания и состоящие на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями, в рамках которых предусматривается продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода (т.е. на 1 января 2001 г.).
Что касается регистрации иностранных граждан, признаваемых российскими налоговыми резидентами, в налоговых органах и получения ими идентификационного номера налогоплательщика, то согласно пунктам 1, 7 ст.83 НК РФ физические лица, признаваемые налогоплательщиками по законодательству РФ о налогах и сборах, и не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на налоговый учет налоговым органом по месту жительства на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст.85 НК РФ.
При этом в процедуру постановки на налоговый учет входит присвоение каждому налогоплательщику единого на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационного номера налогоплательщика (п.7 ст.84 НК РФ). Этот номер подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или копией указанного свидетельства, заверенной в установленном порядке (п.4.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309).
Таким образом, физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом РФ, на которое в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, не только может, но и обязано встать на учет в налоговом органе по месту своего жительства и получить идентификационный номер налогоплательщика, который будет указываться им во всех представляемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. При этом следует обратить внимание на то, что согласно ст.11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается место, где это лицо постоянно или преимущественно проживает.
Ю. Камфер
1 апреля 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".